Правильно то, что есть в законе
«Являюсь федеральным льготником – «чернобыльцем», желаю получить государственный жилищный сертификат. Как современное законодательство решает эти вопросы и куда мне следует обратиться?
Александр Коновал».
– Порядок подготовки и выдачи государственных жилищных сертификатов для приобретения жилых помещений установлен постановлением правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы».
В столице отвечает за эту работу (постановление правительства Москвы от 31 июля 2007 г. № 612-ПП) Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. А его окружные управления непосредственно организуют и ведут в хронологической последовательности учет очередников, изъявивших желание получить сертификат.
В постановлении № 612-ПП указан перечень документов, представляемых очередниками по категориям «военнослужащие», «уволенные в запас», «Крайний Север», «ЧАЭС», «вынужденные переселенцы» для включения их в состав участников названной выше подпрограммы; приведена форма заявления очередника на получение сертификата. Департамент на основании списков, полученных от окружных управлений, формирует и утверждает сводный список очередников – участников подпрограммы в планируемом году, и сводный список очередников, включенных в резерв на получение сертификатов в этом же году.
Рассчитывают субсидии и оформляют сертификаты на безвозмездной основе управления департамента. Срок подготовки документа – не более 15 дней со дня, когда общественная жилищная комиссия округа приняла положительное решение. Выдача сертификата отмечается в книге учета и реестре государственных жилищных сертификатов, выданных очередникам в соответствии с приказом государственного заказчика подпрограммы. Затем выписки из реестра направляются в департамент с копией обязательства очередника о сдаче площади. Департамент ведет реестр выданных сертификатов раздельно по каждой категории очередников.
Заменитель двенадцати справок
«Что за штука такая – единый жилищный документ? Обратилась недавно за копией финансово-лицевого счета в ЕИРЦ, а мне говорят, что теперь такой документ больше не выдают, предлагают этот самый ЕЖД.
Марина Янголь».
– Для сокращения количества всевозможных справок, требуемых при решении жилищных вопросов, правительство Москвы еще с 1 октября 2005 года ввело единый жилищный документ (постановление от 2 августа 2005 г. № 575-ПП). Он заменил выписку из домовой книги, справку о проверке жилищных условий и копию финансово-лицевого счета на жилую площадь. Затем, чтобы исключить требования чиновников у жителей города Москвы справок, содержащих отдельные сведения о жилом помещении и проживающих в нем гражданах, дублирующих содержащиеся в едином жилищном документе, правительство Москвы постановлением от 7 августа 2007 г. № 656-ПП жестко установило, что с 1 августа 2007 года ЕЖД заменяет двенадцать документов, выдаваемых для решения жилищных вопросов.
Что имеется в виду? Он теперь заменяет также копию карточки учета для собственника жилого помещения на дату выдачи или за прошлый период, справку о регистрации по адресу, справку о составе семьи, справку о совместном проживании с умершим (о «прописке» на день смерти), справку об одиноком умершем, справку об иждивении, справку об изменении адреса, справку «дом-новостройка», справку об отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг.
Конечно, в необходимых случаях указанные документы могут выдаваться отдельно. Учтите также, что утверждена и новая форма единого жилищного документа. Однако и те, что выданы ранее, действительны в течение всего срока их действия.
Есть и на чиновников управа
«Могу ли как-то проконтролировать действия чиновников, которые, как мне кажется, «волокитят» выдачу договора социального найма? И еще – существует ли форма такого договора?
Максим Баров».
– Правительство Российской Федерации, выполняя ст. 63 ЖК РФ, постановлением от 21 мая 2005 г. № 315 утвердило типовой договор социального найма жилого помещения и установило, что договоры социального найма жилого помещения, заключенные до этого момента, переоформлению не подлежат. А правительство Москвы постановлением от 7 августа 2007 г. № 662-ПП утвердило Регламент подготовки договора и/или дополнительного соглашения на право пользования жилым помещением и/или акта передачи жилого помещения Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
Он устанавливает порядок приема документов от заявителей, регистрации, подготовки и выдачи департаментом, в том числе и договора социального найма. Процедура подготовки выдаваемых документов не требует согласования с другими городскими организациями. Выдача одного экземпляра договора заявителю производится на безвозмездной основе. Срок подготовки запрашиваемых документов составляет не более 30 дней.
Именно в Регламенте приводится перечень документов, представляемых заявителем либо его представителем, необходимых для получения договора. В приложениях к Регламенту даны примерные формы договоров социального найма жилого помещения, найма жилого помещения и безвозмездного пользования жилым помещением.
Не принять заявление и документы на подготовку договора могут в случаях, когда жилое помещение, занимаемое заявителем, не относится к собственности г. Москвы; если нет оснований для возникновения жилищных прав и обязанностей; если в представленных документах есть ошибки, незаверенные исправления, неразборчивые записи и оттиски печатей, а также если предъявлен неполный комплект документов.
При нарушении требований по подготовке и выдаче договоров на право пользования жилым помещением заявитель может обратиться с жалобой на имя руководителя департамента или в вышестоящий орган.
Не сомневайтесь, так и должно быть
«При оформлении регистрации по месту жительства в паспортном столе потребовали оставить паспорт на несколько дней. Это очень неудобно и, наверное, незаконно?
Наталья Шафригина».
– Постановлением правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а приказом МВД РФ от 23 октября 1995 года № 393 утверждена Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Аналогичные Правила приняты для столицы (постановление правительства Москвы от 31 октября 2006 г. № 859-ПП).
В Правилах записано, что граждане при обращении к должностным лицам, ответственным за регистрацию, обязаны представить:
– документ, удостоверяющий личность;
– заявление установленной формы о регистрации;
– документ, являющийся основанием для проживания гражданина в указанном жилом помещении.
Как видим, необходимость представления документа (наряду с другими), удостоверяющего личность гражданина (паспорта или иного заменяющего его документа), в регистрирующие органы для оформления регистрации вытекает из установленной законом обязанности регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства. О правомерности содержащегося в Правилах требования о предоставлении паспорта в регистрирующие органы свидетельствует и постановление Конституционного суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. по делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в пункте 4 которого указывается, что представление паспорта и других документов для оформления регистрации обусловлено необходимостью подтверждения добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении. Это соответствует требованиям ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. В данном случае обязанность представлять определенные документы, подтверждающие субъективное право гражданина на проживание в жилище, которое он выбрал в качестве места жительства, одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в этом жилище.
Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, выраженной в кассационном определении от 16 октября 2003 г. № КАС03-459, требование Правил и Инструкции о представлении в регистрирующие органы паспорта и установленные в этих актах сроки, в течение которых оформляется регистрация и на которые гражданином сдается паспорт, согласуются с положениями ст. 6 закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Эти сроки являются необходимыми и разумными, потому ваши сомнения о препятствиях в реализации своих прав (ввиду отсутствия в течение 3–6 дней паспорта) нельзя признать обоснованными.