Оформляем право на недвижимость
Купили или приватизировали жилье? Поздравляем. А может, оно досталось по наследству? Рады за вас. Как оформить свои права, куда и какие бумаги нести – в сегодняшнем выпуске «Справочного бюро».
Где регистрируем…
Порядок госрегистрации, сроки, пакет документов, который необходимо предоставить, расписаны в федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ.
В Москве регистрацию прав на недвижимое имущество проводит Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве. В Подмосковье – ГУ ФРС Московской области. В столице действуют десять отделов по административным округам.
…и что?
В соответствии с действующим законодательством РФ, обязательной государственной регистрации подлежат следующие сделки с недвижимостью в жилом фонде:
безвозмездные – приватизация, дарение и наследство по закону/завещанию,
возмездные – купля-продажа, мена, рента, залог.
Срок – месяц. Быстрее – дороже
По закону на процедуру государственной регистрации отводится тридцать дней. Это если вы решите самостоятельно пройти процедуру государственной регистрации. Если обратиться в специализирующиеся на этом компании, сотрудничающие с федеральной регистрационной службой, они ускорят регистрацию. Разумеется, за деньги. Причем чем скорее – тем дороже. От 7 тысяч рублей и выше.
Регламент: четко, по минутам
Недавно Министерство юстиции выпустило новый Административный регламент при регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. В нем все расписано до мельчайших подробностей – все действия сотрудников буквально по минутам. Как должна проходить процедура принятия документа и какое решение принимает сотрудник регистрирующего органа в том или ином случае. В конце прошлого года новый регламент начал внедряться в Северном административном округе. Там введена в действие автоматизированная система организации приема заявителей, то есть электронная очередь. Цель Административного регламента – ускорить процедуру государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, реально сократить очереди за счет четко прописанных действий сотрудников управления, работающих на приеме и выдаче документов гражданам.
В течение 2007 года запланировано поэтапное внедрение Административного регламента во всех приемных управления.
Где об этом сказано
1. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ, ст. 9, 13, 14, 16, 17.
2. Гражданский кодекс РФ, ст. 131 «Государственная регистрация недвижимости».
3. Приказ Минюста «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 14 сентября 2006 года № 293.
Чтобы получить госрегистрацию, необходимо:
1. Подготовить документы. В Москве для государственной регистрации перехода права собственности требуется их стандартный набор. Это:
1. Правоустанавливающие документы на объект недвижимости (договор купли-продажи, мены и т.д.). Оригиналы.
2. Подлинник договора в двух экземплярах, под которым расписались все участники сделки. Один экземпляр отправится на хранение в архив Государственной регистрационной палаты.
3. Документы, удостоверяющие личность (для предъявления). Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица, кроме того, – нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия.
4. Выписка из домовой книги по адресу отчуждаемой жилой площади (подлинник и копия).
5. Экспликация и поэтажный план жилого помещения (подлинник и копия, заверенная органом, выдавшим данные документы).
6. Если вы состоите в браке – копия свидетельства о браке и нотариально удостоверенное согласие супруга на сделку.
7. Согласие органов опеки и попечительства (при совершении сделки по распоряжению жилым помещением, в котором проживают несовершеннолетние, ограниченно или полностью недееспособные граждане, а также если они являются собственниками отчуждаемой недвижимости).
8. Справка о стоимости объекта (если сделка была нотариально удостоверена).
К этому пакету документов требуется еще приложить акт приема-передачи (только для договоров купли-продажи и мены).
2. В отделе Управления ФРС своего округа встаете в очередь на сдачу документов на регистрацию. Вместе с пакетом документов подаете заявление. Как правило, его заполняет сам регистратор и вручает вам на подпись. Подписали – получите квитанцию на оплату госпошлины.
Далее – в банк. Платите 500 рублей за регистрацию права и 500 рублей за регистрацию сделки (договора). В квитанции должен быть указан заявитель или доверенное лицо. Оплаченные квитанции предъявляете регистратору. Только после того, как предоставлен полный пакет документов вместе с платежными документами, государственный регистратор обязан внести соответствующую запись в книгу учета документов с указанием входящего номера, даты и времени получения таких документов с точностью до минуты. И выдать сторонам-участникам сделки расписку в получении документов.
3. С распиской – снова в регистрирующий орган своего округа. Снова отстаиваете очередь за готовыми документами.
После того, как на договоре купли-продажи будет проставлен штамп «Произведена государственная регистрация сделки», заверенный подписью регистратора и печатью с указанием даты регистрации, сделка считается зарегистрированной. Сведения о собственниках заносятся в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. После этого продавец жилплощади может быть допущен к банковской ячейке, где лежат деньги. Этот торжественный момент должен свершиться только после государственной регистрации! (Мало ли что может произойти. Вдруг окажется, что облюбованная вами квартира находится под арестом или еще под каким-нибудь обременением. Или продавец взял да и написал заявление с просьбой о приостановке госрегистрации.)
И еще:
Пакеты документов для регистрации прав собственности примерно одинаковы. Но в зависимости от вида сделки, от объекта, который нужно оформить в собственность, понадобятся:
- при приватизации – договор передачи жилья в собственность из городской в частную; при приватизации квартиры в ЖСК – соответствующие справки ЖСК о том, что человек полностью выплатил пай;
- при регистрации права на наследство – свидетельство о наследстве, выданное нотариусом;
- при регистрации договора ренты прикладываются те же документы, что и в случае купли-продажи вместе с соответствующим договором.
При оформлении жилплощади в дар согласие супруга(и) не требуется.
Ипотека – отдельный разговор
Свои особенности имеет и регистрация договора купли-продажи с использованием ипотечных средств. К основному списку документов прикладывается еще перечень банковских документов: кредитный договор, справка из независимой оценочной компании и др. И сроки здесь значительно короче – в Москве на государственную регистрацию с использованием ипотечных средств отводится всего пять рабочих дней. В Московской области – не менее двух недель.
И все, что связано с ипотекой, регистрируется в определенных местах. Если в Москве обычный договор купли-продажи или дарения можно сдать на госрегистрацию в один из филиалов Главного управления ФРС, то ипотека регистрируется только на Зеленом проспекте, 20. В Подмосковье – четко по территориальному признаку: либо в том районе, где находится объект недвижимости, либо в Москве, на ул. Коккинаки, 5 (там находится Главное управление ФРС по Московской области).
Чья квартира на Кутузовском?
По закону любой гражданин вправе запросить и получить из регпалаты сведения о зарегистрированных правах собственности. Узнать, кто живет в интересующей вас квартире, скажем, на Кутузовском проспекте, – проще простого. Идете в регпалату, пишете заявление, платите 103 рубля госпошлины и через пять дней получаете выписку из Единого государственного реестра о владельце конкретной квартиры и о том, в каком статусе она находится: есть ли на нее обременения, не под арестом ли (а значит, и сделки с этим объектом запрещены). Эти сведения открыты. И они могут понадобиться, если хотите приобрести недвижимость, но сомневаетесь, действительно ли тот человек, который ее продает, владелец жилплощади. Выписка из Единого государственного реестра отразит реальную картину того объекта, который собираетесь приобрести.
Кроме того, ряд банков, когда совершается сделка по купле-продаже, особенно земли, для доступа к банковской ячейке требует предоставить после государственной регистрации вместе с договором выписку из Единого реестра о том, что сделка состоялась.
Не в запятой дело, но…
Если не желаете, чтобы регистрация была приостановлена или получить в ней отказ, внимательно проверьте все документы, которые пойдут на регистрацию, паспортные данные продавца и покупателя, чтобы они не были просрочены, сверьте все реквизиты правоустанавливающих документов, фигурирующих в договоре. Проверьте их на предмет как грамматических, так и смысловых ошибок. Например, одна запятая, поставленная не там, где надо, может исказить смысл. Тексты документов, предоставляемых на государственную регистрацию прав, должны быть написаны разборчиво, наименования юридических лиц – без сокращений, с указанием их адреса. Фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть написаны полностью. И самое главное – документы должны быть подлинные, а не их цветные ксерокопии. Ведь при наличии современной техники и компьютерных технологий довольно легко состряпать «липу», чем и пользуются мошенники. А регистраторам приходится тщательно проверять документы.
Не примут на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные исправления. Документы, исполненные карандашом, а также с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
А если обнаружатся какие-либо обременения на объект недвижимости: арест или запрет на регистрацию на основании решения суда либо письменное заявление кого-либо, например, бывших владельцев, – то мотивированный отказ в регистрации обеспечен.
Полезные адреса и телефоны
Главное управление Федеральной регистрационной службы по Москве, центральный офис:
Б. Тульская ул., 15
Ближайшая станция метро: «Тульская»
Контактные телефоны: 957-68-16, 957-69-57