Москвичи возвращаются в центр города
Где еще, как не в центре города, пересекаются не только пути, но и интересы всех без исключения москвичей, где бы они не были прописаны — в Южном Бутове, Люблино или на Старом Арбате? Поэтому вопросов к префекту Центрального административного округа Серге
Играют все
— Сергей Львович! В этом году органам исполнительной власти постперестроечной Москвы исполняется пятнадцать лет. Самое время вспомнить о том, с чего начинался этот период. Центр тогда катастрофически обезлюдел: первые новые русские лихорадочно скупали себе под офисы огромные коммуналки в исторических зданиях, ссылая коренных обитателей на окраины города. И однажды власти вдруг с ужасом обнаружили, что после того, как в конце рабочего дня окна погаснут, дома превращаются в мрачные, словно необитаемые громады. Юрий Лужков поставил тогда цель — вдохнуть в центр Москвы снова жизнь. Удалось?
— Достаточно выйти вечером на любую улицу и убедиться в этом своими глазами. Да и Мосгорстат подтверждает, жители вернулись в центр города. Если в 90-е годы в Центральном округе проживали 650 тысяч человек, то сейчас уже 700 тысяч. Прирост произошел в основном благодаря тому, что, переселяя людей из ветхого и аварийного жилья, город создал такие условия, что теперь почти все получают новые квартиры в своем округе. Если только кто-то сам не захочет переехать куда-нибудь в район-новостройку, поближе к природе. Да и рождаемость выросла.
— А как с садиками дела? Могут молодые мамы, устроив малыша, снова вернуться на работу?
— Фактическая очередь в детсады будет ликвидирована в этом году. То есть все, кто написал заявление с просьбой устроить ребенка в детское дошкольное учреждение, такую возможность получат. Но по нормативам садов еще недостаточно. Например, в Мещанском районе есть свободные места, там берут детей даже из соседних районов, а в Пресненском, Басманном — жуткий дефицит. От нормативного дефицита избавимся в ближайшие пять лет.
— Скорость, с какой в ЦАО появляются социальные магазины, — 300 буквально за два года, — как-то компенсировала потерянные в ходе приватизации гастрономы и продмаги. По крайней мере, за пакетом молока и картошкой не нужно больше ехать на другой конец Москвы. А спортом в центре можно заниматься? Причем не в фитнес-клубе за пару тысяч долларов в год, а по сходной цене?
— Появилось очень много спортплощадок, на которых вообще не нужно ничего платить. В каждом дворе или хотя бы микрорайоне имеется либо хоккейная, либо футбольная площадка или какой-нибудь городок здоровья. Работу по насыщению ими планируется завершить к концу текущего года. Но проблема нормативной обеспеченности тоже еще остается. Скажем, человек не хочет играть ни в футбол, ни в хоккей, а хочет заниматься волейболом, или шашками, или настольным теннисом. Для этого ему пока приходится куда-то ехать, а надо, чтобы любой вид спорта был расположен если не в шаговой доступности от дома, то хотя бы в соседнем районе.
— В центре столицы, говорят, особенно популярен стритбол?
— Действительно, уличный баскетбол очень любят в округе. Наверное, потому что он дает возможность не просто приобщиться к физкультуре, а является определенной субкультурой для молодежи. Своеобразная музыка, одежда, драйв, открытое противоборство — все это вызывает интерес у ребят. И поддерживать стритбол нетяжело — он не требует больших вложений денег и пространств. На нескольких десятках квадратных метров могут располагаться несколько спортивных площадок. В общем, не зря, наверное, когда округ проводил в Лужниках большой турнир, посвященный столетию российского баскетбола, в нем приняли участие несколько сотен команд Москвы и других регионов России.
— Все могут при желании поиграть в стритбол?
— Сейчас в округе есть 5 комплексных площадок, в ближайшие два-три года планируется построить еще 5. Думаю, этого вполне достаточно.
— Какая часть жителей округа, по вашим оценкам, занимается спортом?
— Скажу о детях: из 96 тысяч школьников как минимум 50-60 тысяч так или иначе занимаются спортом, начиная от зарядки, любительской игры в футбол, занятий в секциях на межшкольных стадионах и заканчивая регулярными занятиями в спорткомплексах.
— А условия есть? Кое-кто из москвичей, например, недоумевает: мэр подписал распоряжение о развитии гольфа, как известно, очень дорогостоящего вида спорта. Не лучше ли было бы лишний плавательный бассейн построить?
— Мы строим и бассейны: «Коралл» уже работает в Красносельском районе, в конце года откроется бассейн на Арбате, на улице Композиторская, в Таганском районе будут строить бассейн. На улице Талалихина открылся Дворец ледового спорта, а на Рабочей улице строится каток. В планах — строительство школы олимпийского резерва по самбо в Хамовниках. Так что не надо противопоставлять эту работу гольфу, тем более что гольф-поля будут строиться не на бюджетные деньги, а за счет инвестиций. Не вижу причин, почему крупнейшей из столиц, привлекательной для туристов из многих стран мира, не создать условия и для его развития?
— А вы сами занимаетесь спортом?
— Занимаюсь в тренажерном зале, играю в хоккей, баскетбол.
Нет волшебного лекарства от пробок
— Сергей Львович! Можете сказать, сколько машин въезжает в центр Москвы за один день?
— Примерно около 400 тысяч автомобилей одновременно каждый день находятся на территории Центрального округа.
— Что делать с этими безумными пробками на дорогах, фактически парализующими движение?
— Проблема пробок существует, но не надо ее и нагнетать. Так, как стоят из-за них Нью-Йорк, Париж, Лондон, Москва не стоит никогда. Единственный город в мире, который едет всегда, на мой взгляд, это Берлин с его мощной системой наземного и подземного пассажирского транспорта. Москве надо с него брать пример, что она и делает, развивая множество новых видов городского транспорта вроде скоростного трамвая, легкого метро, монорельса, использования линий железной дороги, проходящей по городу, и другие.
— А как вы оцениваете новый законопроект, выдвинутый депутатами гордумы, по объявлению запрета въезда в зоны с высокой техногенной нагрузкой? Центр столицы наверняка войдет в число этих зон?
— Отношусь весьма критически, если рассматривать его как волшебную палочку, которой можно махнуть, и пробки в Москве исчезнут. Не будет этого.
Пробки — серьезная проблема, связанная с бурным экономическим развитием города и неготовностью его дорожной сети и существующей системы паркирования принять нынешний поток машин. Решить ее можно только комплексно. Путем строительства новых транспортных систем, например, четвертого кольца, реконструкции существующих магистралей, а также с помощью иных мер вроде сокращения числа светофоров, строительства новых подземных переходов, перевода улиц на одностороннее движение.
— Центральный округ выступил инициатором масштабной программы по строительству гаражей. Как она выполняется?
— Не заниматься гаражами было нельзя: в округе была самая худшая ситуация. Если в среднем по городу их имели 30-35 процентов автомобилей, то в центре всего 20. К 2008 году поставлена задача поднять обеспеченность до 60 процентов. В итоге если в 2004 году построено 3 тысячи гаражей, то к концу 2006 года введено в строй уже 25 тысяч машино-мест. В многоярусных стоянках, подземных гаражах, отдельно стоящих, в составе деловых центров…
— А что с обещанными народу «народными гаражами»?
— В работе уже 21 участок. Удовлетворены все поступившие заявления, и те, которые поступят позже, тоже будут удовлетворены.
— Ясно: цена, видимо, такая, что желание обзавестись гаражом у простого москвича пропадает?
— Стоимость получилась от 3 до 8 тысяч долларов. Дорого, конечно. Проведенный опрос показал, что реальная цена, которая устроила бы многих автовладельцев, 2,5-3 тысячи долларов. Но появляются новые технологии, более дешевые материалы, так что надеюсь, цена еще может снизиться.
Кто пришел и кто ушел?
— В последнее время из центра активно выводятся промышленные предприятия. Но ведь многие из них — это тоже лицо Москвы? Нет ли проектов разместить в бывших цехах музеи, как это делает тот же Лондон?
— Москва идет по такому же пути. Например, в здании «Красного Октября» разместится музей шоколада.
— А что будет на месте «Трехгорной мануфактуры» на Красной Пресне, которая, как недавно стало известно, переезжает в Гаврилов-Ям Ярославской области?
— Уезжает массовое производство. На историческом месте останутся административно-деловой центр, экспериментальное производство и дизайнерский цех.
— Не раз сообщалось, что в 2007 году завершится работа по созданию пешеходной зоны от храма Христа Спасителя до Якиманской набережной. В каком состоянии вообще реализация проекта «Золотой остров»?
— Я бы сказал, в завершающей стадии подготовительного этапа. Проделана большая работа по разработке комплексной схемы инженерного обеспечения, а в этом месяце будет готов проект планировки территории всего Золотого острова. Ряд инвесторов приступили к сносу ветхих построек и выносу коммуникаций. Ближайшая задача, поставленная мэром, — завершить строительство пешеходной эстакады от моста, который идет от храма Христа Спасителя до Якиманской набережной и до разводного канала с переходным мостом с Яузы на Якиманку. Прогуляться по этой пешеходной эстакаде москвичи, я думаю, смогут к будущему Дню города.
— В центре, кажется, снесли уже все старые гостиницы, вот только «Центральную» забыли. Или ее тоже ждет снос?
— Пока в планах нет. Никто не трогает не только «Центральную», но и «Националь», «Метрополь»…
— А вводить построенные отели взамен снесенных когда начнут?
— «Интурист», например, предстоящей осенью. Кроме него до конца года будет сдано еще 12 отелей, причем большинство трехзвездочных, которых как раз больше всего не хватает. Всего же к 2010 году должно быть введено 100 гостиниц. Поэтому я надеюсь, что не только москвичи, но и гости столицы скоро будут чувствовать себя в нашем городе как дома.
Досье «РГ»
ЦАО — самый маленький округ столицы. Его площадь составляет 66,2 кв. м, или 6,1 процента площади городских земель. На его территории находится около 400 тысяч домов. В них проживают 702 тысячи жителей. Плотность населения округа превышает средний городской уровень и составляет 8,5 тысячи человек на один кв. км, тогда как средняя плотность по Москве — 7,9 тысячи человек на один кв. км. На его территории находятся 240 промышленных предприятий. В ЦАО расположено 67 процентов всех уникальных объектов столицы, еще 54 процента всех объектов — городского уровня и 17 процентов — местного уровня. Округ входит в тройку самых благополучных округов по вопросам трудоустройства. Здесь проживают всего 1,9 тысячи безработных.
Любовь Пятилетова
Российская газета