Михаил Москвин-Тарханов: «Уровень жизни за три года повысится в полтора раза»
В первые дни нового года невольно оглядываешься на год прошедший. Чем он запомнился? С таким вопросом мы обратились к депутату Мосгордумы Михаилу Москвину-Тарханову.– Впечатления от 2005-го самые противоречивые. Что мы смогли сделать для города? Главное – вышли из сложной ситуации, связанной с введением федерального закона № 122, который все знают как закон о монетизации льгот. Мы мобилизовали мощные городские ресурсы, чтобы смягчить последствия введения закона, который был принят, считаю, поспешно и необдуманно. По-моему, Москва лучше других российских регионов вышла из этой непростой ситуации. Сыграла положительную роль сумма факторов: организаторский талант Юрия Лужкова плюс экономическая система столицы, плюс слаженная работа Мосгордумы и московского правительства.
В прошедшем году мы также приняли закон о Генеральном плане города, что очень важно. Тем самым завершено создание градостроительного законодательства, сформирован хороший бюджет на 2006 год, подготовлены социальные законы, расширяющие льготы для москвичей, сформулирована общая программа ближайшего развития столицы.
В новом году собираемся увеличивать долю социальных выплат малоимущим, инвалидам, многодетным. Существенную поддержку получат работники образования, здравоохранения, бюджетники, пенсионеры. Предполагается направить на эти цели 50% бюджета. Это немало. Таким образом, мы сможем повысить к концу 2008 года денежные доходы москвичей, я полагаю, раза в два. Правда, если инфляция сохранится на уровне 10% в год, реальный жизненный уровень за три года повысится в полтора раза.
На чем основаны расчеты? За 11 месяцев прошлого года в Москве прирост валового регионального продукта превысил 16%. По итогам 2005-го скорее всего составит 18 – 19%. Для сравнения: в эпоху японского и германского чуда экономический прирост в этих странах был 10 – 15%. Экономические успехи столицы значительны. Но есть и опасные сдерживающие факторы. Это, прежде всего, транспортный и энергетический лимит, нехватка рабочих рук.
– Михаил Иванович, сколько же требуется городу рабочих рук, чтобы успешно развиваться?
– Нужно примерно 40 тысяч хороших квалифицированных рабочих, чтобы обеспечить производства, на которые не идут москвичи.
– То есть, вы ведете речь о гастарбайтерах? Насколько мне известно, сегодня на строительстве жилых домов в городе трудятся в основном приезжие…
– Так было и раньше. Москва на протяжении всего своего советского периода росла за счет приезжих, приток которых регулировался оргнаборами и комсомольскими призывами. Рабочих набирали по заявкам предприятий, давали им по лимиту московскую «прописку». Лимитчики трудились на ЗИЛе и АЗЛК, были разнорабочими на стройках, рабочими в ДЭЗах и РЭУ, вывозили мусор… За 10 – 15 лет они адаптировались, социализировались, приобретали жилье, создавали семьи. Их дети, уже москвичи, закончили школы и вузы и не захотели работать там, где трудились их родители. Поэтому и приходилось завозить в Москву новые и новые трудовые армии. В те времена в столицу ежегодно приезжало 80 – 100 тысяч лимитчиков.
Сегодня уровень безработицы в городе меньше одного процента. Москвичи не идут на непристижную работу, да у них и нет в этом необходимости. Изменился этнический состав приезжающих в столицу на работу, и у них стало меньше прав. На стройках трудятся граждане наших бывших союзных республик, в основном таджики.
Неконтролируемый поток рабочей силы из стран ближнего зарубежья вливается в Москву и другие крупные города России. Это порождает социальные, национальные и конфессиональные проблемы. Думаю, единственный рациональный путь сегодня – переход к политике организованного набора рабочей силы на основе межгосударственных и межрегиональных соглашений. На основе сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и частного предпринимательства. В городах и регионах Средней Азии, Белоруссии, Украины и Молдавии надо создавать специальные бюро для организованного набора квалифицированных рабочих. Каждый такой претендент должен получить трудовую визу, вид на жительство, заключить контракт, пройти медицинское обследование и т. д. В случае нарушения законодательства России он будет депортирован на свою родину.
Письмо с таким предложением я направил мэру Москвы.
– Одна из важнейших задач, которую предстоит решать в ближайшие годы, – создание рынка доступного жилья.
– Пакет документов «о доступном жилье» нуждается в переработке. Почему?
Условно нормы принятого пакета законов можно разделить на три блока: экономический, социальный, технологический. Экономический блок пакета делали настоящие профессионалы. Эти нормы позволяют раскрутить маховик привлечения инвестиций в жилищное строительство, в том числе от частных лиц, усовершенствовать механизмы коммерческой и социальной ипотеки. Они увеличили в целом платежеспособный спрос на жилые помещения уже в прошлом, 2005 году. Социальный блок носит во многом спорный характер. При решении жилищных проблем преимущество отдано активным, молодым, здоровым и приспособленным людям. Одновременно несколько снижена степень социальной защищенности детей, стариков, инвалидов, малообразованных граждан, которые сегодня не могут выйти на рынок жилья.
Однако наиболее проблемным стал технологический блок. Новый Градостроительный кодекс РФ должен, по замыслу разработчиков, произвести революцию в градостроительстве. Но, по сути, он может нанести ущерб архитектурно-строительной отрасли. Технологический блок не в силах ускорить решение земельных вопросов, проблем проектирования и строительства. Блок подготовлен слабо. В развитых странах от начала подготовки документации до приемки объекта проходит не менее 3 – 4 лет. Еще год назад я говорил: в 2005 – 2006-м будет происходить опережающий рост платежеспособного спроса по отношению к предложению на первичном рынке жилья, а также и на вторичном. С чем мы сейчас и столкнулись. Не обеспечивается физический ввод нужного количества домов. Ограниченность земельных участков под жилищное строительство в Москве, с одной стороны, и развитость финансовых институтов, спрос на жилье, с другой, приводят к росту цен.
– Как в таком случае, на ваш взгляд, будут развиваться события в дальнейшем?
– Начнется инвестиционный бум, нефтедоллары уже двинулись в жилищное строительство. Это вызовет к 2007 – 2008 годам новый рост цен, поскольку сработает механизм «экономики ожидания». Некоторой стабилизации можно ожидать в 2009 – 2010 годах, а сколько-нибудь заметного снижения цен (при условии, что отрасль будет успешно развиваться, а спрос относительно удовлетворяться) – не ранее 2011 – 2012 годов.
По статистическим данным, примерно 28 млн. семей (или 61% населения страны) хотели бы улучшить жилищные условия, а около 4,4 млн. семей остро нуждаются в жилье. В Москве жилищный вопрос решается лучше, чем в других регионах страны.
Уже сегодня в городе работает социальная ипотека, успешно запущена программа «Молодой семье – доступное жилье». Семьи получают безвозмездные субсидии на покупку квартир, заключают договоры на приобретение жилья с рассрочкой платежа.
– Что предстоит сделать в ближайшее время?
– Площадок под новое строительство в Москве мало, поэтому город перешел к комплексной реконструкции целых микрорайонов. Еще один резерв – вывод «грязных» предприятий из центра и вообще из города. На этих землях, после их необходимой обработки, можно будет возводить жилые кварталы. Чтобы темпы строительства смогли удовлетворить спрос на жилье, необходимо дальнейшее развитие отрасли, наращивание объемов работ. Нужна правильная организация: выделение подготовленного количества участков в соответствии с планами и проектами застройки, выбор подрядчиков, проведение конкурсов, а также закупка, производство строительных материалов, изготовление нужного количества труб, конструкций. Причем, стройматериалы не должны быть очень дорогие. Нужны заводы строительных материалов, деталей, арматуры. Все это вместе образует единую систему. Но пока эта система слаба.
Проблем много. Однако мы настроены оптимистично. Экономические показатели у города хорошие, структурные подходы выбраны верно. Социальная и экономическая сферы находятся в динамическом равновесии.
Беседовала Светлана Амелехина
О нашем собеседнике:
Михаил Иванович Москвин-Тарханов родился и воспитывался в семье актеров МХАТа. После окончания МГУ работал в Институте молекулярной биологии АН СССР. В 1990 году был избран депутатом Фрунзенского райсовета столицы. Получил второе высшее образование юриста. С 1993 года москвичи постоянно избирают его депутатом МГД. Член фракции «Единая Россия».
Женат, имеет троих детей.