Президент поможет?
Ипотека, как птица в клетке. Хочет вырваться на волю и внедриться в массы, но путы законов не дают это сделать. Как отметил председатель комиссии Госдумы РФ по развитию ипотечного кредитования Иван Грачев, налицо заметное отставание ипотечного законодательства от реалий жизни.
Выступая на очередных парламентских слушаниях, он прокомментировал ситуацию с принятием новых законопроектов «О строительно-сберегательных кассах», «Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах», «О защите прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство и приобретение жилья». А она, по словам Грачева, довольно непростая.
По проекту о стройсберкассах получена положительная рецензия Центрального банка РФ, но ощущается активное противодействие принятию закона со стороны участников инвестиционных форм приобретения жилья.
С такой же проблемой сталкивается законопроект о защите прав граждан при инвестировании строительства. Правительство поддержало этот закон, но застройщики, не заинтересованные в переводе своих схем в «белый» режим, блокируют его принятие.
Как отметил генеральный директор ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» Александр Семеняка, сейчас для участников ипотечного рынка особенно важен законопроект об ипотечных ценных бумагах. Если этот закон до конца года не будет принят, то АИЖК не сможет использовать средства Государственного накопительного пенсионного фонда, а значит, и не будет массового старта ипотеки.
А заместитель председателя Госстроя РФ Владимир Пономарев считает, что основное разногласие по закону «Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах» связано с банками. В этом законопроекте их роль в ипотеке прописана слабо. Акцент сделан на ипотечные агентства, однако основная роль должна отводиться банкам. Если же они плохо защищены, то и кредиты они будут выдавать неохотно. Как их застраховать от потерь? «Покрытие ценных бумаг необходимо вывести в отдельную конкурсную массу при банкротстве». Говоря человеческим языком, таким образом защищаются те, кто приобрел ипотечные бумаги: в случае катаклизма они не останутся с носом. Если же банки не будут введены в ипотеку, то она так и будет опираться лишь на бюджет и администрации регионов.
Кроме того, считает Владимир Пономарев, надо внести поправки в Налоговый кодекс, которые бы освобождали от декларации доходы граждан, направляемых на ипотеку. А Минэкономики и Госстрой готовы даже поддержать поправку, освобождающую от подобной ответственности не только заемщиков, но и покупателей жилья. Если человек купил квартиру, то ему налоговики не должны задавать вопрос: а где ты деньги взял? Тогда бы население смелее доставало свои доллары из кубышек и инвестировало их в строительство или покупку жилья.
Для кого сегодня у нас ипотека? Вице-президент Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования Валерий Казейкин считает, что пока в основном для богатых. Судите сами: чтобы получить ипотечный кредит, доход семьи должен быть 25 тысяч рублей. А таких людей, по данным Госкомстата, в России всего 4,7% населения. Поэтому он предложил внести изменения в Налоговый кодекс по поводу налоговых льгот, которые положены обладателю ипотечного кредита. Казейкин считает, что налоговые вычеты должны касаться только той категории населения, у кого доходы небольшие, а жилищные условия плохие.
Подводя итоги парламентских слушаний, Иван Грачев отметил: все перечисленные выше проекты ходят по правительственным коридорам. И этот процесс может занять годы. А время не ждет. Уже образовались общества обманутых дольщиков. В правовом вакууме на инвестиционном рынке (а сейчас до 70% квартир покупается на «нуле») могут свободно работать и мошенники. Поэтому он обратился к участникам парламентских слушаний с предложением направить президенту РФ Владимиру Путину просьбу: дать поручение правительству разработать меры по развитию ипотеки, особенно системы жилищных строительных сбережений.