08:15:37
22 ноября 2024 г.

Незнание «правил…» не освобождает от платы

Жилищное правоПостановление Правительства Российской Федерации №392 от 30 июля 2004 г. О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг
На основании статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» правительство РФ постановляет:
1. Утвердить прилагаемые правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг.
2. Органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органам местного самоуправления при принятии решений об установлении цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, одновременно устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги, рассчитанными с использованием указанных цен и тарифов, и платежами, рассчитанными исходя из цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, установленных в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством Российской Федерации.
3. Признать утратившими силу:
а) пункты 3 и 4, абзац первый пункта 5 и пункт 8 постановления правительства РФ от 2 августа 1999 г. №887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» (Собрание законодательства РФ, 1999, №33, ст. 4116);
б) пункт 1 постановления правительства РФ от 27 июня 2003 г. №372 «О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг« (Собрание законодательства РФ, 2003, №27, ст. 2800).
Председатель правительства Российской Федерации М. Фрадков
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением правительства Российской Федерации
от 30 июля 2004 г. №392
Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг
I. Общие положения

1. Настоящие правила, разработанные в соответствии со статьями 15-152 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РФ, 1993, №3, ст. 99; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №3, ст. 147; 1997, №17, ст. 1913; 1999, №7, ст. 876; №25, ст. 3042; №28, ст. 3485; 2002, №52, ст. 5135; 2003, №19, ст. 1750), определяют порядок и условия оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг.
2. Настоящие правила не распространяются на порядок, сроки и правила исчисления размеров оплаты жилья гражданами, проживающими в жилых помещениях, находящихся в многоквартирных домах, в которых созданы товарищества собственников жилья, жилищные или жилищно-строительные кооперативы и другие объединения собственников (далее – объединения собственников), нанимателями и поднанимателями жилых помещений, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, а также гражданами, пользующимися жилыми помещениями по завещательному отказу, по договору ренты, пожизненного содержания с иждивением или по договору безвозмездного пользования жилыми помещениями.
II. Виды платы
3. Оплата жилья нанимателями жилых помещений по договору социального найма жилого помещения и договору найма жилого помещения, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам, а также собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, в которых не созданы объединения собственников, включает в себя внесение платы:
а) за содержание жилья, которое состоит из:
– содержания общего имущества жилого дома, в том числе подвала, чердака, подъезда и крыши;
– технического обслуживания общих коммуникаций, технических устройств, в том числе лифтов и приборов учета, а также технических помещений жилого дома;
– вывоза бытовых отходов;
– содержания придомовой территории.
Примерный перечень услуг, связанных с содержанием жилья и оплачиваемых за счет платы за содержание жилья, утверждается Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации;
б) за ремонт жилья, включающий в себя текущий ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств и технических помещений жилого дома, объектов придомовой территории, по перечню работ, связанных с текущим ремонтом общего имущества жилых домов и оплачиваемых за счет платы за ремонт жилья, согласно приложению;
в) за наем жилого помещения – для нанимателей жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам.
Указанные граждане, проживающие в жилых домах (жилых помещениях), относящихся к категории ветхих и аварийных, оплачивают только содержание жилья и наем жилого помещения.
Органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления на основе перечней, указанных в настоящем пункте, с учетом состояния и конструктивных особенностей жилых домов, географических, природно-климатических, социально-экономических, градостроительных и других особенностей поселения вправе утверждать региональные и местные перечни услуг по содержанию жилья и работ по ремонту жилья.
4. Граждане, проживающие в общежитиях, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в счет оплаты жилья вносят плату в соответствии с пунктом 3 настоящих правил.
Виды, размеры и порядок внесения платы за пользование помещениями культурно-бытового и иного назначения, мебелью, постельными принадлежностями и другим инвентарем, а также бытовыми и иными услугами, предоставляемыми в соответствии с условиями договора, настоящими правилами не регулируются.
5. Собственники индивидуальных жилых домов в счет оплаты жилья оплачивают вывоз бытовых отходов, за исключением случаев, когда вывоз этих отходов осуществляется силами или за счет средств собственников таких домов.
6. Оплата коммунальных услуг (электроснабжения, газоснабжения, в том числе снабжения сетевым природным или сжиженным газом, газа в баллонах, водоснабжения, водоотведения (канализации), горячего водоснабжения и теплоснабжения (отопления), в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления) осуществляется гражданами, проживающими в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от форм собственности, по единым правилам, условиям и тарифам, действующим на территории соответствующего муниципального образования, в зависимости от степени благоустроенности жилых помещений и жилых домов.
III. Условия оплаты жилья и коммунальных услуг, порядок применения цен и тарифов
7. Органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными правительством РФ, устанавливают:
а) цены на содержание и ремонт жилья для жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам, а также жилых помещений, находящихся в многоквартирных домах, в которых не созданы объединения собственников;
б) размер платы за наем жилых помещений для нанимателей жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
в) тарифы на те виды коммунальных услуг, оказываемых в жилых помещениях, относящихся к жилищному фонду независимо от форм собственности, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок утверждения тарифов.
8. Органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и органы местного самоуправления вправе на основе цен и тарифов, указанных в пункте 7 настоящих правил, устанавливать цены на содержание и ремонт жилья, плату за наем жилья, тарифы на коммунальные услуги в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг.
9. Оплата жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и дополнительной жилой площади, предоставляемой гражданам по состоянию здоровья, и нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым в соответствии с пунктом 8 настоящих правил, если таковые установлены.
10. Оплата жилья и коммунальных услуг сверх социальной нормы площади жилья и дополнительной жилой площади, предоставляемой гражданам по состоянию здоровья, и нормативов потребления коммунальных услуг, а также оплата жилья и коммунальных услуг в случае, если цены и тарифы в соответствии с пунктом 8 настоящих правил не установлены, осуществляется по ценам и тарифам, установленным в соответствии с пунктом 7 настоящих правил.
11. Услуги по содержанию жилья и работы по ремонту жилья, заказываемые гражданами сверх перечней и объемов, включенных в состав расходов при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также содержание и ремонт занимаемых гражданами жилых помещений, оплачиваются гражданами дополнительно.
IV. Расчет размеров платы
12. Размеры платы за содержание жилья, за ремонт жилья, а также за наем жилого помещения (в том числе отдельных квартир в общежитиях) определяются как произведение соответствующей цены на общую площадь жилого помещения. При проживании граждан в коммунальных квартирах и отдельных комнатах в общежитиях размер платы определяется как произведение соответствующей цены на жилую площадь занимаемых жилых помещений, а при проживании в одной комнате общежития нескольких граждан – в порядке, установленном собственником общежития.
13. Размер платы за коммунальные услуги определяется как произведение тарифов на соответствующие коммунальные услуги на объемы потребленных ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии и т.д.) по показаниям приборов учета.
При отсутствии приборов учета объем потребления коммунальных услуг принимается равным нормативам потребления, устанавливаемым органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправления в порядке, определяемом правительством РФ.
14. Гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации льготы на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются в виде скидки в оплате, размеры платы, исчисленной в соответствии с пунктами 12 и 13 настоящих правил, уменьшаются на величину скидки.
Гражданам, которым указанные льготы предоставляются в виде денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, уменьшение размера платы не производится.
15. Гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются путем перечисления денежных средств на персонифицированные социальные счета в банках, размеры платы, исчисленной в соответствии с пунктами 12 – 14 настоящих правил, уменьшению не подлежат.
16. До перехода к предоставлению субсидий путем перечисления денежных средств на персонифицированные социальные счета в банках размеры платы, исчисленной в соответствии с пунктами 12 – 14 настоящих правил, уменьшаются на сумму предоставленных гражданам субсидий.
17. При оказании гражданам услуг по содержанию жилья, выполнении работ по ремонту жилья и предоставлении коммунальных услуг с нарушением их перечня, объемов и качества, учитываемых при установлении соответствующих цен и тарифов, производится перерасчет размеров подлежащей внесению платы в соответствии с методикой, утверждаемой правительством РФ.
18. Размеры платы за жилье и за коммунальные услуги, подлежащей внесению гражданами, отражаются в платежных документах (счетах-квитанциях, расчетных книжках, счетах, квитанциях или других документах).
V. Порядок внесения платы
19. Если иное не установлено договорами социального найма, договорами найма и договорами с управляющими и иными организациями, имеющими перед гражданами обязательства по содержанию, ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг, граждане вправе по своему выбору:
а) оплачивать жилье и коммунальные услуги наличными денежными средствами или в безналичной форме со счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами;
б) поручать другим лицам вносить плату вместо них любыми способами, не противоречащими договорам, указанным в настоящем пункте;
в) вносить плату за жилье и коммунальные услуги частями за прошедший месяц до окончания установленного срока ее внесения;
г) осуществлять предварительную оплату жилья и коммунальных услуг в счет будущих месяцев.
Условия отсрочки или рассрочки оплаты жилья и коммунальных услуг (в том числе погашение задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг) согласовываются гражданами с органами или организациями, указанными в пункте 22 настоящих правил.
20. Плата за жилье и коммунальные услуги вносится ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за прошедшим месяцем, если иное не установлено законодательством РФ или заключенными договорами.
21. Пени за несвоевременное внесение гражданами платы взимаются в случае, размере и порядке, установленных законодательством РФ и заключенными договорами.
22. Вносимые в счет оплаты жилья и коммунальных услуг средства поступают:
плата за наем жилого помещения, относящегося к государственному и муниципальному жилищным фондам, – собственнику жилья или по его решению уполномоченному им лицу;
плата за содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги – соответственно наймодателю, управляющим и иным организациям, имеющим перед гражданами договорные обязательства по содержанию, ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг. При этом плата за содержание и ремонт жилья нанимателей жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, расположенных в жилых домах, в которых созданы объединения собственников, может по решению наймодателя поступать на расчетный счет объединения собственников в порядке, установленном законодательством РФ.
КОММЕНТАРИЙ
Российские власти, без лишней рекламной кампании в СМИ, продолжают формировать нормативную базу реформы ЖКХ. 30 июля 2004 года правительство РФ приняло постановление №392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг». Утвержденные им правила для читателей «Квартирного ряда» комментирует старший юрисконсульт Фонда «Институт экономики города» Дмитрий ГОРДЕЕВ.

Люди в большинстве своем не знают, кому и за что они отдают то, что в обиходе принято называть квартплатой. И особенно – как правильно ее платить. Более того, часто даже специалисты «плавают» в вопросах финансово-договорных взаимоотношений в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг. По идее, эти взаимоотношения должны регулироваться договорами, в частности, договором социального найма между нанимателем и собственником жилья, а также договором между собственником жилого помещения и организацией, управляющей многоквартирным домом. Но не секрет, что в реальности таких договоров, как правило, не существует. Организации, которые обслуживают жилье, не спешат заключать их – пока обязательства не зафиксированы в виде юридических документов, меньше и спрос за их невыполнение. С другой стороны, и сами граждане не настаивают на надлежащем оформлении договорных отношений.
«Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг», утвержденные постановлением правительства РФ, в целом регламентируют все эти вопросы. Хотя и в них немало отсылок все к тем же несуществующим договорам. И это лишний раз подтверждает, что к системе договорных отношений рано или поздно переходить придется.
Принятые правила касаются не всех. В частности, они не распространяются на обитателей многоквартирных домов, в которых созданы ТСЖ, ЖСК и другие объединения собственников жилья. Логика здесь проста: любое такое объединение самостоятельно строит свои отношения с организациями, обслуживающими дом, и с поставщиками коммунальных благ, заключая с ними соответствующие договоры. И здесь государство не вправе диктовать ни порядок взаимодействия сторон, ни цены – как «хозяйствующие субъекты» договорятся между собою, так и будет. Причем не обязательно, что размер платы в таких случаях будет выше, чем у тех, на кого распространяется действие обсуждаемых нами правил. Члены ТСЖ или ЖСК могут коллективно выбрать не только самого добросовестного и «экономного» подрядчика на обслуживание дома, но и скорректировать сам перечень заказываемых услуг. Например, отказаться от «постороннего» сантехника и поручить починку кранов одному из жильцов дома, изменить периодичность мытья подъездов, не заказывать работы и услуги, которые им не нужны (в новом доме нет смысла платить за капитальный ремонт).
Не касается принятый постановлением порядок оплаты и тех, кто снимает квартиру у физических и юридических лиц по договору коммерческого найма, а также граждан, пользующихся жилплощадью по завещательному отказу, договорам ренты, пожизненного содержания с иждивением и безвозмездного пользования. Здесь тот же случай: фактический обитатель квартиры сам договаривается с собственником жилья о том, кто из них и в какой мере вносит квартирные платежи. Как они договорятся – так и будет. Бремя платежей управляющей организации несет собственник. Но он может возложить обязанность вносить плату на своих нанимателей или пользователей.
Для большинства москвичей квартплата – это единая квитанция из ЕИРЦ с общей суммой. Как правило, их – квитанцию и сумму – человек несет в сберкассу, не утруждая себя чтением «подробностей»: из каких составляющих складывается его платеж.
Новые правила четко устанавливают структуру платежей. Так, понятие «оплата жилья» включает в себя три вида плат. Это, во-первых, содержание жилья (куда входят техобслуживание общих коммуникаций дома, содержание общего имущества дома и придомовой территории, вывоз мусора).
Во-вторых, плата за ремонт. Здесь имеется в виду ремонт текущий, а не капитальный. Какие именно работы должны оплачиваться за счет этой статьи, перечислено в приложении к постановлению (перечень публикуется в следующем номере «КР»–Ред.). Впрочем, этот перечень – не догма, а руководство к действию для органов местного самоуправления в регионах. А в Москве и Санкт-Петербурге – для органов власти этих городов федерального значения. Именно они, руководствуясь этим постановлением, принимают скорректированные под местные условия (климатические, социально-экономические, градостроительные и др.), перечни услуг по содержанию жилья, а также перечни работ по текущему ремонту зданий. А на их основании – конкретные цены и тарифы.
Надо отметить, что постановление не отменяет бремени содержания собственниками помещений в многоквартирном доме принадлежащего им на правах долевой собственности общего имущества. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ, расходы на капитальный ремонт дома обязаны нести все собственники, а не только город.
Третья составляющая оплаты жилья – это плата за наем жилого помещения.Понятно, что она касается только тех, кто пользуется жилыми помещениями, принадлежащими городу, по договорам социального найма.
Жители аварийных и ветхих домов оплачивают только содержание жилья и его наем. За текущий ремонт с них не берут – он просто бессмыслен в домах, требующих капитальных работ или даже сноса. А это уже совсем другая статья расходов, оплачиваемая из иных источников.
На обитателей общежитий распространяются те же принципы оплаты жилья: если расселение в них поквартирное – как для отдельных квартир, если покомнатное – как для коммуналок. И только вопросы оплаты в общежитиях «коечного типа» регулируются не этими правилами, а договорными отношениями между жильцом и собственником общежития.
Такая статья расходов, как оплата жилья, касается и тех, кто живет в индивидуальных домах. Но только в части расходов на вывоз мусора, и только если эта операция осуществляется не за счет сил и средств самого собственника дома, а заказывается по договору специализированной организации.
Отдельная часть квартирных платежей – расходы по оплате коммунальных услуг. Правила устанавливают, что коммунальные услуги оплачиваются по единым тарифам, условиям и правилам жителями любых домов вне зависимости от формы собственности на жилье. Разница в тарифах и порядке расчетов может быть обусловлена разве что степенью благоустроенности жилища: наличием или отсутствием в доме какого-то вида благоустройства, или особенностями предоставления коммунальных услуг. К примеру, такая коммунальная услуга, как газоснабжение, может осуществляться по-разному: это и пользование централизованными или местными газовыми сетями, и поставка газа в баллонах – и то, и другое требует организационного участия муниципальных служб. То же касается и отопления – к коммунальным услугам по этой статье правила относят не только централизованную поставку тепла в квартиры, но и поставку твердого топлива при наличии печного отопления.
Цены на жилье и тарифы на коммунальные услуги устанавливают органы местного самоуправления, а в Москве и Петербурге – органы государственной власти. Правила закрепляют, на каких основаниях устанавливаются размеры тех или иных платежей. Документом, от которого следует при этом «плясать», являются утвержденные правительством РФ Основы ценообразования в сфере ЖКХ. Известно, что сейчас в России применяются два уровня цен и тарифов: полные, соответствующие затратам на их предоставление, и в соответствии со стандартами на оплату жилья и коммунальных услуг.
Исходя из федерального стандарта осуществляется помощь субъектам Российской Федерации из федерального бюджета. Региональные стандарты, как правило, не превышают общий для России, но зато могут быть значительно ниже. Так, в 2004 году в соответствии с федеральными нормативами на долю платежей населения может приходиться 90% стоимости коммунальных услуг и платы за жилье. В регионах же эта доля может быть 80%, и даже, как в Москве, порядка 60%. Причем платежи рассчитываются по ценам и тарифам в соответствии со стандартами в пределах социальной нормы площади жилья, дополнительной площади, предоставляемой по состоянию здоровья, и нормативов потребления коммунальных услуг. Все, что сверх того, и сейчас оплачивается жителями в полном размере.
Но уже в 2005 году на уровне общефедерального стандарта предлагается снять 90-процентный «ограничитель» доли собственных расходов населения в оплате услуг ЖКХ. Сохранят ли свои «ограничители» региональные власти – это их вопрос. В любом случае процесс везде развивается в сторону отказа от неэффективного дотирования предприятий ЖКХ из бюджетов: полная оплата населением жилья и коммунальных услуг должна повлиять на повышение их качества. При 100-процентной оплате бюджетные деньги будут расходоваться адресно – в виде субсидий тем, кто исходя из своих доходов не может заплатить «по полной».
Записала Ольга Ильина
(Окончание в следующем номере)

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация