Мучения – отменяются
Одна лишь мысль о том, что нужно получить какой-либо документ, пугает: духота, битком набитые уставшими людьми помещения, ворохи бумаг. И еще – хождение по инстанциям. Но сделать процедуру быстрой и комфортной могут многофункциональные центры предоставления государственных услуг.
Главное – удобство
Многофункциональные центры предоставляют гражданам государственные и муниципальные услуги – причем максимально качественно, быстро и удобно. Речь идет о приеме, обработке и выдаче самых разнообразных документов, в том числе касающихся социальной сферы и прав на недвижимое имущество.
Закон достаточно подробно определяет требования, предъявляемые к организации деятельности многофункциональных центров. Помещение такого центра должно делиться на сектора: в одной из зон располагаются информационные стенды и окна для предоставления заявителям сведений, в другой – электронная система управления очередью и все необходимое посетителям для ожидания, в третьей – окна для работы с заявителями, приема и выдачи документов.
Многофункциональные центры оборудуются всем, что может потребоваться посетителям: предполагается наличие платежных терминалов и отделений банков, размещение необходимых бланков и справочных материалов. Для удобства посетителей предоставляются и дополнительные услуги: в частности, услуги банкомата, нотариальные услуги, копировально-множительные услуги, услуги фотографии, услуги связи.
Все требования к предоставлению гражданам комфортных условий должны быть оформлены соответствующим стандартом, который утверждается руководителем центра. В таком стандарте отражаются максимально короткие сроки ожидания посетителей – например, время ожидания в очереди для получения информации не должно превышать 15 минут. Центр должен обеспечить возможность обращения заявителей по предварительной записи, в вечерние часы, а также в один из выходных дней.
По принципу «одного окна»
Если с неудобством ожидания в одной-единственной инстанции, равно как и с потерей времени, еще можно смириться, то «отфутболивание» и беготня за каждой бумажкой может вывести из состояния равновесия кого угодно. Конечно, не сложно прибегнуть к помощи посредников, только вот отдавать свои документы посторонним людям зачастую небезопасно, не говоря уже о том, что за такую помощь придется здорово раскошелиться.
Многофункциональные центры работают удобно, по принципу «одного окна»: заявитель обращается к сотруднику центра, а по прошествии установленного срока получает необходимые документы. Услуги должны предоставляться универсальными специалистами: заявитель может обратиться со своим делом в любое свободное окно. Учитывая, что таких окон в каждом центре должно быть 30-40, картина рисуется самая что ни на есть радужная. Сроки предоставления услуг значительно сокращаются благодаря электронным системам, с помощью которых должны взаимодействовать различные ведомства.
Услуги могут предоставляться не только устно, путем консультаций или письменно, с помощью выдачи требуемых документов, но и в электронном виде. В этом случае заявление о предоставлении тех или иных услуг отправляется через Интернет, а результат работы центра заявитель сможет получить на адрес электронной почты. Происходит подобное взаимодействие через единый портал государственных и муниципальных услуг и (или) аналогичные региональные порталы. В столице услуги в электронном виде предоставляются через портал государственных услуг города Москвы (www.pgu.mos.ru).
Современная система предоставления услуг призвана стать более прозрачной, чем прежнее «хождение по мукам»: оказывающие услуги органы не вправе требовать от заявителя предоставления каких-либо дополнительных документов или информации, не предусмотренных законодательством.
И не выходя из дома
В перечень услуг, предоставляемых многофункциональными центрами, входят услуги в сфере образования, здравоохранения, природопользования, записи актов гражданского состояния, социальной защиты населения. Например, обратиться в многофункциональный центр можно с заявлением о регистрации по месту жительства или переоформлении паспорта, а через электронный портал будет удобно подать заявку на регистрацию брака или записать ребенка в секцию.
Особое место занимают услуги, связанные с недвижимостью. Так, в многофункциональном центре осуществляется постановка на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также в содействии города в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Также можно обратиться в центр для оформления приватизации жилья или получения информации об очередности его предоставления на условиях социального найма.
В многофункциональный центр стоит адресовать и вопросы предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, например, подать заявление на получение такой субсидии. Центры принимают заявления и выдают документы о согласовании переустройства помещений и производства ремонтно-строительных работ, а также занимаются оформлением перевода жилья в нежилой фонд и наоборот.
Многофункциональные центры позволяют получать Единые жилищные документы, другие жилищные документы (например, копии финансово-лицевого счета нанимателя жилья, выписки из домовой книги, ордера на жилое помещение). Через центр можно получать справки о регистрации по адресу, изменении адреса, состава семьи, об отсутствии задолженности – словом, все необходимые бумаги.
В настоящее время в столице работают 16 многофункциональных центров. К концу 2013 года их число должно перевалить за сотню, что сделает услуги доступными для жителей 125 районов Москвы.