13:51:21
23 ноября 2024 г.

Как прикончить ТСЖ?

ЖКХЖилищный кодекс с момента его вступления в силу в 2005 году и в последующие годы критиковался нещадно. Что и говорить, сложный, почти неисполнимый на практике закон – почти фантастика! Этим и объясняются многочисленные попытки изменить его…

В кодекс уже внесено много поправок. Однако самые важные, как, к примеру, принятые 4 июня прошлого года Федеральным законом РФ № 123-ФЗ, ужесточившие государственный контроль над управляющими компаниями и внедрившие для собственников новую форму не то управления, не то контроля – Совет многоквартирного дома, ничего, кроме массовых возмущений управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК да и самих жителей, не вызвали.

Не обращая на них внимания, с удивительным упорством некоторые депутаты, министерские чиновники, коммунальщики и иже с ними вроде и общественные, а по сути ангажированные бизнесом структуры продолжают выдавать на-гора все новые и новые законодательные инициативы.

При этом у жилищной общественности никто и не спрашивает – нужны они или нет? Надо отметить, что общественность эта в виде разного рода ассоциаций, объединений ТСЖ – всероссийских и региональных, представляется очень разумной экспертной надстройкой в реформе ЖКХ. По крайней мере, ни одной бредовой идеи от общественных экспертов слышать не приходилось. Не удивительно! Все эти организации состоят, в основном, из действующих председателей правлений ТСЖ, ЖСК, по сути, профессиональных управленцев, которые не один десяток лет хозяйствуют в своих домах, многие – еще с советских времен. Однако вместо того, чтобы использовать их умы, практический опыт на пользу делу, законодатели то и дело вынуждают их обороняться.

В очередной попытке «улучшить» Жилищный кодекс законотворцы, похоже, вышли за пределы здравого смысла. Согласно свежеиспеченным поправкам (проект федерального закона №623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации») все жилищные объединения (ТСЖ, ЖСК и ЖК) будут обязаны стать членами саморегулируемых организаций. А это дополнительные расходы в виде членских взносов и отчислений в компенсационный фонд, которые лягут на плечи жителей. Рациональных аргументов, какова будет польза от этой новации для жилищных объединений, никто привести не смог.

СРО пишем, миллиард в уме…

Инициативу об обязательном саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами несколько лет настойчиво продвигала группа депутатов Госдумы старого созыва. Идея была принята в штыки экспертным сообществом, которое в случае принятия соответствующего закона предсказывало очередной виток повышения квартплаты. Основания для беспокойства были. Членство в СРО – вовсе не бесплатное удовольствие. Оно предполагает вступительные и ежегодные взносы, и немалые! Кроме того, обязательный взнос в компенсационный фонд. После того как идеологам саморегулирования стала очевидной непопулярность их идеи в народе, вопрос был снят с повестки дня Государственной думы. Как оказалось, на время, пусть-де страсти поутихнут!

Обновленный состав Госдумы вновь вытащил на свет законопроект о внесении главы девятой в Жилищный кодекс, предусматривающий обязательное саморегулирование для организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Разве что с несколько измененным составом инициаторов. Часть 1 статьи 166 в законопроекте предусматривает: «Деятельность по управлению многоквартирными домами по договору управления многоквартирным домом вправе осуществлять управляющая организация, являющаяся членом саморегулируемой организации в сфере управления многоквартирными домами». Из текста следует, что деятельность по управлению многоквартирными домами вправе осуществлять исключительно управляющая организация – член СРО, и что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется по договору управления многоквартирным домом.

На первый взгляд, может показаться, что к ТСЖ и ЖСК обязанность по вступлению в СРО вроде бы и не относится, поскольку они осуществляют свою деятельность не по договору управления МКД, а по уставу. Однако инициаторы проекта хотят распространить эту норму на ТСЖ и ЖСК, невзирая на то, что Закон о саморегулировании не распространяется на некоммерческие организации, каковыми являются и товарищества, и кооперативы. Аргументируют они и тем, что Закон о некоммерческих организациях не распространяется на ТСЖ и ЖСК, а раз так, то некоммерческими организациями они не являются. Всем – в СРО! В общем, у ТСЖ и ЖСК есть причины опасаться.

Законодатели в законопроекте прописали, что взносы в стабилизационный фонд в размере 100 000 рублей с каждого участника СРО не должны формироваться за счет платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества. Тогда за счет каких источников будут изыскиваться эти средства? Из прибыли? А прибыль откуда? Из все тех же платежей жителей! Причем, размер обязательного взноса не зависит от того, каким объемом управляет организация: миллионами квадратных метров или несколькими пятиэтажками. Даже если коммерческие УК найдут деньги из взносов учредителей или каких-нибудь пожертвований, то у ТСЖ и ЖСК единственным источником их финансирования являются целевые взносы собственников помещений. Так что граждане в любом случае обречены на дополнительные расходы.

Предлоги бывают разные

Еще один предлог, под которым инициаторы проекта намерены загнать все товарищества и кооперативы в СРО – липовые ТСЖ. Однако истинная причина, о которой они предпочитают помалкивать – деньги! Сейчас в Москве насчитывается примерно 550 коммерческих управляющих организаций. Часть из них уже являются членами различных СРО. Если поправки примут, то ряды СРО пополнят еще 2-3 сотни новых членов. При размере членского взноса около 10 000 рублей это в сумме даст порядка 3 млн руб. Для столицы мелочь, да и только! В то же время в Москве примерно 6250 ТСЖ, ЖСК, ЖК, которые к саморегулируемым организациям пока никакого отношения не имеют. Но если они станут членами СРО, то сумма собираемых членских взносов уже не покажется мелочью: 6250 х 10 000 руб. = 62 500 000 рублей! И это только членские взносы! А ведь еще будут взносы в компенсационный фонд – 50 000 руб. с каждого ТСЖ и ЖСК. Это порядка 312,5 млн руб.! Не забывайте! Эти деньги будут дополнительно собираться с жителей.

Мы против!

Последовали массовые обращения председателей правлений ТСЖ, ЖСК в адрес Госдумы, Минрегиона, НП «ЖКХ развитие», откуда и исходит инициатива. Волна прокатилась и по всей стране. Так, в Самаре на недавно состоявшемся областном форуме председатели ТСЖ и ЖСК Самарской области высказались категорично: качество законопроекта низкое и противоречит Конституции РФ, Жилищному, Гражданскому кодексам и здравому смыслу. ТСЖ и ЖСК – некоммерческие организации. Понуждение их к вхождению в какие-либо общественные объединения, тем более на платной основе, противоречат ст. 30 Конституции РФ. В этом они пытались убедить присутствовавшего на форуме депутата Госдумы Александра Хинштейна. Во всяком случае, он сказал следующее: «В законе записано, что саморегулируемые организации формируются по профессиональному признаку. Но ТСЖ не являются производителями товаров или услуг. Даже если абстрагироваться от функциональных моментов, чисто с юридической точки зрения неправильно заводить товарищества под СРО».

Активизировалось и жилищное интернет-сообщество. Приведем лишь некоторые высказывания участников обсуждения законопроекта:

«Поправка об обязательном членстве ТСЖ в СРО не должна быть принята. Такой поправкой ставится искусственное препятствие по созданию товариществ. Доля взноса в СРО для жителей дома, где создано ТСЖ, будет в несколько десятков раз выше, чем у тех, чьи дома управляются управляющими компаниями с десятками и сотнями объектов. Поправка убьет ТСЖ и перераспределит сферу управления МКД в пользу коммерческих управляющих компаний. Самоуправления не будет!».

«Введение обязательности СРО остановит едва наметившуюся реформу и усилит позиции чиновничьих УК. Членство СРО ляжет дополнительным бременем на жителей на фоне буйно растущих тарифов. Давайте посмотрим на СРО. Что они конкретно сделали для нас? Попытались остановить поток законов в пользу ресурсоснабжающих организаций и поддерживающего их Минрегиона?»

Ассоциация ТСЖ и ЖСК, которую возглавляет Евгения Юнисова, направила обращение в Государственную Думу на имя председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галины Хованской. К обращению присоединились некоммерческие организации – ресурсные центры, осуществляющие информационную поддержку деятельности товариществ и кооперативов, более 60 ТСЖ и ЖСК города Москвы.

В нем отмечено, что Ассоциация считает недопустимым распространение положений об обязательном саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами на ТСЖ и ЖСК, которые изложены в проекте Федерального закона № 623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

Пункт 1 ст. 166 законопроекта предусматривает, что «деятельность по управлению многоквартирными домами по договору управления вправе осуществлять управляющая организация, являющаяся членом саморегулируемой организации в сфере управления многоквартирными домами».

Ассоциация ТСЖ и ЖСК предлагает этот пункт изложить в следующей редакции: «деятельность по управлению многоквартирными домами по договору управления вправе осуществлять управляющая организация, являющаяся членом саморегулируемой организации в сфере управления многоквартирными домами, за исключением ТСЖ, ЖСК, ЖК и иных специализированных кооперативов».

Пункт 2 ст. 171 законопроекта говорит о том, что «порядок формирования компенсационного фонда, размер взносов в компенсационный фонд утверждаются решением постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации. Минимальный размер взноса каждого члена саморегулируемой организации в компенсационный фонд должен составлять 100 000 рублей. Взнос в компенсационный фонд не может быть отнесен на расходы, предусмотренные в составе платы, взимаемой с собственников помещений в многоквартирном доме по договору управления».

Ассоциация обращает внимание на то, что указанная норма не может быть применима к ТСЖ, ЖСК, ЖК, поскольку их финансово-хозяйственная деятельность обусловлена ежегодным утверждением сметы на общем собрании членов. Иных источников доходов, помимо денежных средств населения, у товарищества и кооператива не существует. В противном случае указанная норма дискриминирует институт ТСЖ и ЖСК, поставит их в неравное положение по сравнению с коммерческими управляющими организациями и приведет к неравному положению жителей, проживающих в домах ТСЖ, ЖСК и в домах, которыми управляют УК.

Принятие проекта приведет к уничтожению ТСЖ, ЖСК, доказавших свою эффективность в качественном управлении и обслуживании многоквартирных домов во всех субъектах РФ.

Комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ планировал рассмотреть поправки на заседании 27 сентября. Однако рассмотрение перенесли. Можно предположить, что массовые письма председателей сыграли в этом не последнюю роль. Когда к нему вернутся, неизвестно. А лучше б и не возвращались вовсе…

Лилия Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация