Как прикончить ТСЖ?
Жилищный кодекс с момента его вступления в силу в 2005 году и в последующие годы критиковался нещадно. Что и говорить, сложный, почти неисполнимый на практике закон – почти фантастика! Этим и объясняются многочисленные попытки изменить его…
В кодекс уже внесено много поправок. Однако самые важные, как, к примеру, принятые 4 июня прошлого года Федеральным законом РФ № 123-ФЗ, ужесточившие государственный контроль над управляющими компаниями и внедрившие для собственников новую форму не то управления, не то контроля – Совет многоквартирного дома, ничего, кроме массовых возмущений управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК да и самих жителей, не вызвали.
Не обращая на них внимания, с удивительным упорством некоторые депутаты, министерские чиновники, коммунальщики и иже с ними вроде и общественные, а по сути ангажированные бизнесом структуры продолжают выдавать на-гора все новые и новые законодательные инициативы.
При этом у жилищной общественности никто и не спрашивает – нужны они или нет? Надо отметить, что общественность эта в виде разного рода ассоциаций, объединений ТСЖ – всероссийских и региональных, представляется очень разумной экспертной надстройкой в реформе ЖКХ. По крайней мере, ни одной бредовой идеи от общественных экспертов слышать не приходилось. Не удивительно! Все эти организации состоят, в основном, из действующих председателей правлений ТСЖ, ЖСК, по сути, профессиональных управленцев, которые не один десяток лет хозяйствуют в своих домах, многие – еще с советских времен. Однако вместо того, чтобы использовать их умы, практический опыт на пользу делу, законодатели то и дело вынуждают их обороняться.
В очередной попытке «улучшить» Жилищный кодекс законотворцы, похоже, вышли за пределы здравого смысла. Согласно свежеиспеченным поправкам (проект федерального закона №623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации») все жилищные объединения (ТСЖ, ЖСК и ЖК) будут обязаны стать членами саморегулируемых организаций. А это дополнительные расходы в виде членских взносов и отчислений в компенсационный фонд, которые лягут на плечи жителей. Рациональных аргументов, какова будет польза от этой новации для жилищных объединений, никто привести не смог.
СРО пишем, миллиард в уме…
Инициативу об обязательном саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами несколько лет настойчиво продвигала группа депутатов Госдумы старого созыва. Идея была принята в штыки экспертным сообществом, которое в случае принятия соответствующего закона предсказывало очередной виток повышения квартплаты. Основания для беспокойства были. Членство в СРО – вовсе не бесплатное удовольствие. Оно предполагает вступительные и ежегодные взносы, и немалые! Кроме того, обязательный взнос в компенсационный фонд. После того как идеологам саморегулирования стала очевидной непопулярность их идеи в народе, вопрос был снят с повестки дня Государственной думы. Как оказалось, на время, пусть-де страсти поутихнут!
Обновленный состав Госдумы вновь вытащил на свет законопроект о внесении главы девятой в Жилищный кодекс, предусматривающий обязательное саморегулирование для организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Разве что с несколько измененным составом инициаторов. Часть 1 статьи 166 в законопроекте предусматривает: «Деятельность по управлению многоквартирными домами по договору управления многоквартирным домом вправе осуществлять управляющая организация, являющаяся членом саморегулируемой организации в сфере управления многоквартирными домами». Из текста следует, что деятельность по управлению многоквартирными домами вправе осуществлять исключительно управляющая организация – член СРО, и что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется по договору управления многоквартирным домом.
На первый взгляд, может показаться, что к ТСЖ и ЖСК обязанность по вступлению в СРО вроде бы и не относится, поскольку они осуществляют свою деятельность не по договору управления МКД, а по уставу. Однако инициаторы проекта хотят распространить эту норму на ТСЖ и ЖСК, невзирая на то, что Закон о саморегулировании не распространяется на некоммерческие организации, каковыми являются и товарищества, и кооперативы. Аргументируют они и тем, что Закон о некоммерческих организациях не распространяется на ТСЖ и ЖСК, а раз так, то некоммерческими организациями они не являются. Всем – в СРО! В общем, у ТСЖ и ЖСК есть причины опасаться.
Законодатели в законопроекте прописали, что взносы в стабилизационный фонд в размере 100 000 рублей с каждого участника СРО не должны формироваться за счет платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества. Тогда за счет каких источников будут изыскиваться эти средства? Из прибыли? А прибыль откуда? Из все тех же платежей жителей! Причем, размер обязательного взноса не зависит от того, каким объемом управляет организация: миллионами квадратных метров или несколькими пятиэтажками. Даже если коммерческие УК найдут деньги из взносов учредителей или каких-нибудь пожертвований, то у ТСЖ и ЖСК единственным источником их финансирования являются целевые взносы собственников помещений. Так что граждане в любом случае обречены на дополнительные расходы.
Предлоги бывают разные
Еще один предлог, под которым инициаторы проекта намерены загнать все товарищества и кооперативы в СРО – липовые ТСЖ. Однако истинная причина, о которой они предпочитают помалкивать – деньги! Сейчас в Москве насчитывается примерно 550 коммерческих управляющих организаций. Часть из них уже являются членами различных СРО. Если поправки примут, то ряды СРО пополнят еще 2-3 сотни новых членов. При размере членского взноса около 10 000 рублей это в сумме даст порядка 3 млн руб. Для столицы мелочь, да и только! В то же время в Москве примерно 6250 ТСЖ, ЖСК, ЖК, которые к саморегулируемым организациям пока никакого отношения не имеют. Но если они станут членами СРО, то сумма собираемых членских взносов уже не покажется мелочью: 6250 х 10 000 руб. = 62 500 000 рублей! И это только членские взносы! А ведь еще будут взносы в компенсационный фонд – 50 000 руб. с каждого ТСЖ и ЖСК. Это порядка 312,5 млн руб.! Не забывайте! Эти деньги будут дополнительно собираться с жителей.
Мы против!
Последовали массовые обращения председателей правлений ТСЖ, ЖСК в адрес Госдумы, Минрегиона, НП «ЖКХ развитие», откуда и исходит инициатива. Волна прокатилась и по всей стране. Так, в Самаре на недавно состоявшемся областном форуме председатели ТСЖ и ЖСК Самарской области высказались категорично: качество законопроекта низкое и противоречит Конституции РФ, Жилищному, Гражданскому кодексам и здравому смыслу. ТСЖ и ЖСК – некоммерческие организации. Понуждение их к вхождению в какие-либо общественные объединения, тем более на платной основе, противоречат ст. 30 Конституции РФ. В этом они пытались убедить присутствовавшего на форуме депутата Госдумы Александра Хинштейна. Во всяком случае, он сказал следующее: «В законе записано, что саморегулируемые организации формируются по профессиональному признаку. Но ТСЖ не являются производителями товаров или услуг. Даже если абстрагироваться от функциональных моментов, чисто с юридической точки зрения неправильно заводить товарищества под СРО».
Активизировалось и жилищное интернет-сообщество. Приведем лишь некоторые высказывания участников обсуждения законопроекта:
«Поправка об обязательном членстве ТСЖ в СРО не должна быть принята. Такой поправкой ставится искусственное препятствие по созданию товариществ. Доля взноса в СРО для жителей дома, где создано ТСЖ, будет в несколько десятков раз выше, чем у тех, чьи дома управляются управляющими компаниями с десятками и сотнями объектов. Поправка убьет ТСЖ и перераспределит сферу управления МКД в пользу коммерческих управляющих компаний. Самоуправления не будет!».
«Введение обязательности СРО остановит едва наметившуюся реформу и усилит позиции чиновничьих УК. Членство СРО ляжет дополнительным бременем на жителей на фоне буйно растущих тарифов. Давайте посмотрим на СРО. Что они конкретно сделали для нас? Попытались остановить поток законов в пользу ресурсоснабжающих организаций и поддерживающего их Минрегиона?»
Ассоциация ТСЖ и ЖСК, которую возглавляет Евгения Юнисова, направила обращение в Государственную Думу на имя председателя Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галины Хованской. К обращению присоединились некоммерческие организации – ресурсные центры, осуществляющие информационную поддержку деятельности товариществ и кооперативов, более 60 ТСЖ и ЖСК города Москвы.
В нем отмечено, что Ассоциация считает недопустимым распространение положений об обязательном саморегулировании в сфере управления многоквартирными домами на ТСЖ и ЖСК, которые изложены в проекте Федерального закона № 623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».
Пункт 1 ст. 166 законопроекта предусматривает, что «деятельность по управлению многоквартирными домами по договору управления вправе осуществлять управляющая организация, являющаяся членом саморегулируемой организации в сфере управления многоквартирными домами».
Ассоциация ТСЖ и ЖСК предлагает этот пункт изложить в следующей редакции: «деятельность по управлению многоквартирными домами по договору управления вправе осуществлять управляющая организация, являющаяся членом саморегулируемой организации в сфере управления многоквартирными домами, за исключением ТСЖ, ЖСК, ЖК и иных специализированных кооперативов».
Пункт 2 ст. 171 законопроекта говорит о том, что «порядок формирования компенсационного фонда, размер взносов в компенсационный фонд утверждаются решением постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации. Минимальный размер взноса каждого члена саморегулируемой организации в компенсационный фонд должен составлять 100 000 рублей. Взнос в компенсационный фонд не может быть отнесен на расходы, предусмотренные в составе платы, взимаемой с собственников помещений в многоквартирном доме по договору управления».
Ассоциация обращает внимание на то, что указанная норма не может быть применима к ТСЖ, ЖСК, ЖК, поскольку их финансово-хозяйственная деятельность обусловлена ежегодным утверждением сметы на общем собрании членов. Иных источников доходов, помимо денежных средств населения, у товарищества и кооператива не существует. В противном случае указанная норма дискриминирует институт ТСЖ и ЖСК, поставит их в неравное положение по сравнению с коммерческими управляющими организациями и приведет к неравному положению жителей, проживающих в домах ТСЖ, ЖСК и в домах, которыми управляют УК.
Принятие проекта приведет к уничтожению ТСЖ, ЖСК, доказавших свою эффективность в качественном управлении и обслуживании многоквартирных домов во всех субъектах РФ.
Комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ планировал рассмотреть поправки на заседании 27 сентября. Однако рассмотрение перенесли. Можно предположить, что массовые письма председателей сыграли в этом не последнюю роль. Когда к нему вернутся, неизвестно. А лучше б и не возвращались вовсе…