ЖКХ – лидирует… по нарушениям
«По количеству нарушений бюджетной политики жилищно-коммунальное хозяйство, да еще, пожалуй, строительство занимают первое место». Об этом недавно сказал председатель московской Контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских. Вывод ожидаемый: где больше всего вращается денег, там больше нарушений и недостатков. Что же делается для их устранения в сфере ЖКХ? На эту тему беседуем с начальником инспекции контроля расходов в городском хозяйстве КСП Игорем Рябевым.
Свои и чужие
– Игорь Генрихович, слова Виктора Александровича Двуреченских подтверждает и число жалоб, приходящих на адрес Палаты, касающихся работы столичного ЖКХ – они исчисляются многими сотнями. Хотелось бы ознакомиться с характером этих писем. Ну, и, конечно, узнать дальнейшую их судьбу.
– Писем и в самом деле приходит немало, но скажу вам прямо: авторы большинства из них неправильно выбрали адрес своих корреспонденций, так как те недостатки, которые они отмечают – вне компетенции работы нашей Палаты. В большей части обращения касаются взаимоотношений конкретного жителя и организации, предоставляющей ему те или иные услуги. Но это не значит, что мы не реагируем на них. Однако, главная задача нашей организации – контроль правомерности и обоснованности составления проекта бюджета города Москвы, результативности и эффективности исполнения бюджета, а также оценка влияния расходов казенных средств, выделенных на социально-экономическое развитие города. Но это не значит, что мы не реагируем на письма граждан, посылаем их в компетентные органы, контролируем исполнение.
– Возможно, о работе вашей Палаты знают далеко не все москвичи. Думается, что есть резон познакомиться с ней ближе.
– Палата – внешний орган государственного финансового контроля, созданный Московской городской Думой. Учитывая значительные объемы бюджетных средств, направляемых на поддержку городского хозяйства, включая сферу ЖКХ, задачи контроля решаются в основном современными экспертно-аналитическими методами. Проверки в данной сфере, как правило, проводятся выборочным методом, а результаты их используются для дальнейших экспертно-аналитических работ. Если говорить об объемах расходов бюджета на поддержку того же ЖКХ, они, и в самом деле, не маленькие, занимают второе место после «социалки»: здравоохранения, образования, социального обеспечения и т.д. – в целом более 17% от общих расходов города.
– В год?
– Да, но на нашем календаре всегда трехлетка. Ведь в Палате одновременно проводится анализ мероприятий по трем бюджетам: исполненному, текущему и планируемому. Конкретные выявленные в ходе этой работы нарушения и недостатки позволяют вырабатывать более точную позицию по совершенствованию бюджетного процесса, информировать об этом мэра и депутатов Могордумы – чтобы избежать ошибок в дальнейшем.
– Бюджетный процесс… Но что это такое?
– Сложная и ответственная процедура. Она включает в себя распределение лимитов бюджетных обязательств, размещение городского заказа на основании конкурсных процедур, заключение договоров, приемку работ и материальных ценностей, составление отчетности по расходованию бюджетных средств и еще многое другое. Что касается ЖКХ, мы контролируем формирование и использование субсидий, которые выделяет город для снижения финансовой нагрузки на жителей города.
– Какие субсидии предусматривает бюджет?
– Они делятся на два потока: управляющим организациям на текущий ремонт и содержание общего имущества, а второй – субсидии теплоснабжающим организациям на отопление и горячее водоснабжение. Частично городской бюджет – в рамках государственной программы «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры» – участвует и в замене водопроводных труб.
– Из сказанного вами для читателей, думается, наиболее интересно расходование бюджетных средств на содержание многоквартирного дома.
– Формируются средства согласно известному постановлению правительства Москвы № 299-ПП. Каждый год утверждается планово-нормативная ставка на содержание общего имущества многоквартирного дома и тарифы для жителей на данные цели. Приводится примерный перечень работ, которые должны быть выполнены и профинансированы – как за счет средств, собранных с жителей, так и за счет бюджета. Как правило, тариф для жителей существенно ниже, чем планово-нормативная ставка. В этом году, например, на дома с лифтом и мусоропроводом затраты составляют 24 руб. 53 коп. на 1 кв.м. Жителям же (живущим выше 1 этажа) это обходится в 10 руб. 80 коп. На первом – чуть ниже. Разницу восполняет бюджет.
Вместе с тем хочу заметить, что распространяется субсидирование только на людей, зарегистрированных в данной квартире. Ведь на деле проживать там могут намного больше жильцов. Покупают квартиры и впрок ради вложения денег и там не живут, чаще всего сдают их. Так что одна из важных задач нашей Палаты – строгий контроль за выделяемыми субсидиями. Единица измерения – дом. По каждому дому заключается отдельный договор. Но, понятно, и сами живущие в доме должны следить, кто в нем находится. Кто свои, кто чужие.
На коротком поводке?
– Правильность расходования бюджетных средств – и это понятно – дело святое. На уровне района распоряжается ими ГУ ИСы, которые являются объектами вашего контроля. Но не делает ли инженерная служба района из своих полномочий кнут? Речь идет о ее взаимоотношениях с жилищными объединениями – ТСЖ и ЖСК. Чтобы выдать бюджетные средства, она требует от жилищных объединений такое количество справок, что те не рады, что связались с ней. Правильно ли это? Хотелось бы узнать ваше мнение.
– О каких документах вы говорите?
– Скажем, о договорах с энерго- и ресурсоснабжающими организациями, протоколах общих собраний, лицевом счете объединения и еще массе других. Кроме того, что эти документы составляют личную и коммерческую тайну как самих ТСЖ и ЖСК, так и его членов, у руководителей товариществ и кооперативов не остается времени на заботу о собственном доме. Все уходит на бумажную работу.
– Здесь я с вами не согласен. Да, расход казенных средств требует строжайшего контроля, чуть отпустишь вожжи – и сейчас же появляются охотники до чужого добра. Ряд судебных процессов, прошедших по Москве, в результате которых председатели ЖСК и ТСЖ получили реальные сроки наказания – тому пример. Чтобы получить субсидии на содержание общего имущества, а это деньги, замечу, немалые, нужно располагать точными сведеньями о жизни кооператива или товарищества: на что будут израсходованы государственные средства, в каких количествах. Необходимое условие: субсидии предоставляются лишь объединениям, работающим по ставкам и тарифам правительства Москвы. Логично? Вполне. Ведь богатые товарищества могут сделать и бассейн в своем доме. Если есть возможности – никто не запрещает. Но тогда, скажите, зачем ему еще помощь бюджета?
Короче, ГУ ИСу необходимо обладать всеми данными по финансовой деятельности объединения. С такой же целью надо ознакомиться и с решением общего собрания собственников, и договорными отношениями с монополистами, и еще рядом документов. В целом же их набор определен соответствующим постановлением правительства Москвы. Так что не надо нагнетать ситуацию: никто не покушается на жилищное самоуправление, оно необходимо городу. Точно так же, как и прозрачное, целевое расходование казенных денег. ГУ ИСы могут провести проверку объединений, обследование, послать разовые запросы, если это касается бюджетных средств. В хозяйственную же деятельность ТСЖ и ЖСК они не имеют права вмешиваться. И не вмешиваются.
Сук, на котором сидим
– Сейчас горячая и самая обсуждаемая тема – повышение тарифов на коммунальные услуги. Насколько правомерны, обоснованны тарифы? Ведь это тоже бюджетная сфера.
– Несомненно. Хотя, определяют тарифы правительственные организации, исходя из экономических и политических предпосылок. Что такое тариф? Для населения – это цена услуги, которая отразится в платежках, для предприятия – доход, за счет которого обеспечивается не только его содержание, но и развитие. В тарифном регулировании 90-х годов прошлого столетия инвестиционная составляющая, которая позволяла бы обновлять основные фонды и, в конечном счете, улучшать качество обслуживания, снижать его себестоимость, определялась по остаточному признаку – как разница между необходимой выручкой и той, что получена, исходя из тарифов, посильных для большей части населения. Но в результате это привело к существенному износу основных фондов (в Мосводоканале на 70%, только один износ труб чего стоит!).
Кроме того, на предприятиях коммунального сектора применяются отсталые технологии, увеличиваются объемы средств, направляемых на ликвидацию аварийных ситуаций. Но представьте, если ввести в тариф инвестиционную составляющую? Он поднялся бы до заоблачных высот. И все же я уверен: нельзя подходить только с обывательской точки зрения. Искусственное сдерживание тарифов может привести к необратимым потерям в нашем хозяйстве, в результате чего проиграет не только государство, но каждый из нас.
– Но еще в сентябре прошлого года Владимир Путин, говоря о предстоящем повышении тарифов на ЖКУ, сказал, что рост не должен превышать процента инфляции. Последняя составила в том году примерно 6%, а двойное повышение тарифов – в июле и сентябре – уже тянет на 12.
– Но разве здесь есть противоречие? Если бы тарифы, как обычно, повышались бы с начала года, мы бы имели как раз те 6%, о которых вы говорите. Но прошло еще шесть месяцев, именно с учетом этого произведен перерасчет коммунальных платежей. В среднем же по году рост тарифов ЖКХ в этот раз рекордно низкий за все последние несколько лет. И еще раз подчеркну: почти по всем видам коммунальных услуг (не считая газоснабжения) он не выходит за рамки инфляции, даже меньше ее. Сравните с ростом цен на бензин, и все станет ясно. Вместе с тем скажу, что мы сейчас – совместно с Контрольно-счетной палатой РФ – проводим проверку обоснованности повышения тарифов– с точки зрения динамики их роста, и, возможно, это окажет влияние на снижение такой динамики. Но объявим результаты не раньше марта следующего года.
Кап… кап… капремонт
– Мы начали говорить о капитальном ремонте, хотелось бы развить эту тему. Ведь на него уходит значительная часть бюджетных расходов Москвы. Что происходит в этой сфере?
– Как известно, к масштабному капитальному ремонту домов Москва приступила в середине 2008 года. Но уже в начале его наша Палата выступила с предупреждением: город к нему не подготовлен. Проектной документации на каждый дом не существует – ведь что ни строение, то свои больные места, свой перечень работ.
– Но все старые дома, перефразируя классика, «несчастливы по-своему».
– Нет, это не так. Мы провели выборочную проверку в Западном административном округе и убедились, что технические заключения, которые были по ним составлены, поверхностны, не аргументированы. Затраты, что называется, брались «с потолка»: определялась лишь средняя сумма ремонта одного кв.м. В целом же бюджетная сумма, которая была нужна каждому дому, так и не появилась. Подсчеты отдали на откуп окружным ДЕЗам.
– И появилась коррупциогенная составляющая…
– Несомненно. В том же ЗАО сталкивались мы с такими фактами, когда в смете были указаны определенные работы, но фактически их не делали, а жители, которые могли бы об этом сказать, в приемочную комиссию не приглашались. Часть средств в таком случае возвращалась в бюджет. Иногда – если выявлялись особо серьезные нарушения – дела направлялись в прокуратуру. Если же говорить о городе в целом, то где-то делался так называемый «выборочный» ремонт, где-то «комплексный», причем, значительно расширенный в сравнении с федеральными нормами. Включали даже бесплатную замену деревянных оконных рам на пластик. Потом вообще решили делать «комплексный» ремонт во всех домах. Ясно, что бюджет с этим не справился. В результате начали сдавать дома, где отсутствовали самые необходимые работы, касающиеся, например, замены инженерных систем, кровли. Но будем объективны: сокращался перечень работ все же по другой причине: из-за мирового финансового кризиса, который затронул и нас. В этом была основная проблема, из-за которой программа ремонта фактически захлебнулась.
– Но капремонт сейчас возобновился.
– С 2009 перешли на комплексный ремонт. И хотя перечень домов сократился, но были предусмотрены самые главные, жизненно-важные работы. Да и производятся они более грамотно, технически аргументировано. Тем не менее, четких данных физического износа каждого дома и в связи с этим необходимости выделения для него бюджетных средств нет до сих пор. В период с 2008 по 2011 годы расходы городского бюджета на капитальный ремонт жилищного фонда составили более 83 млрд рублей, из них в 2010 году – 11,2 млрд.
– Но сейчас введено так называемое «софинансирование», бюджету помогают сами жители.
– Что давно практикуется по всей Российской Федерации, только Москва оставалась в стороне, все делалось за счет города. Сейчас система проведения капитального ремонта значительно изменена – с целью улучшения его качества и экономии бюджетных денег. Ликвидированы отдельные звенья органов исполнительной власти, созданные под этот ремонт, причем, с филиалами во всех округах, финансирование работ идет через управляющие организации и жилищные объединения. В приемочную комиссию обязательно входят жители, они обращают внимание на недостатки в ходе ведения самих работ. И делают это подчас внимательнее и квалифицированнее специалистов.
– Больше всего жалоб – в том числе приходящих в нашу редакцию – касается именно качества ремонта.
– К сожалению, это так. Раньше главными требованиями к исполнителям были финансовые: чем меньшую сумму те брали за ремонт – тем лучше. Для бюджета вроде бы хорошо. А для жителей? Самые большие опасения в существенном снижении качества работ или отсутствии отдельных их видов вызывали подрядные торги с большим (более 40%) тендерным снижением. Кроме того, не в полной мере осуществлялся технический надзор.
– Но с 2014 года собственники будут полностью его оплачивать?
– Не будем забегать вперед. Ведь все зависит от возможностей бюджета, делать же длительные прогнозы – задача заведомо неблагодарная.