«Многое будем пересматривать…»
Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат заместителю мэра в правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петру Бирюкову. И сказаны им на Общественном совете города (его возглавляет Владимир Долгих). Собирается совет всего дважды в год, и, естественно, на него выносятся самые актуальные, самые острые для столицы вопросы. На этот раз речь шла о реформе ЖКХ. Каковы же ее болевые точки? Ожидают ли нас перемены?
ДЕЗ, который всегда с тобой
Управление домами. Существуют разные мнения по поводу того, нужны ли ДЕЗы (практически государственные – даже после акционирования), надо ли активнее привлекать частников. Привели в пример недавнее отключение электричества в Подмосковье, когда вдруг выяснилось – спрашивать-то не с кого. Распределительные сети контролировали две с половиной тысячи (!) частных компаний, повлиять на их работу оказалось невозможно. Не получится ли то же с управлением домами? Частник возьмет с жильцов все что можно, плюс к тому – потратит субсидии города, а в результате разочаруется: прибыль все же невелика. После чего благополучно исчезнет.
И потому город по-прежнему будет контролировать содержание жилищного фонда. Не рыночное дело? Возможно. Но ведь главный критерий – не навредить жителям. Такое же решение, к слову, принято и в Подмосковье по поводу энергетики. Будут выкупать акции частных компаний, может быть, даже национализировать их. Не допустить бы до такого в ЖКХ. И потому система государственного городского управления в этой сфере – в лице ДЕЗов – разрушена не будет, она сохранится. Готовится соответствующий законодательный акт.
Тепловая энергия. Еще пять лет назад столица считалась энергодефицитной, а сейчас тепловые станции могут дать более 50 Гкал/ час. Между тем в самые морозные дни столица потребляет 28 Гкал. Двойной запас! И потому в столице больше не будут расширять мощности – взят курс на экономию.
По удельным показателям Москва потребляет в жилом секторе примерно в три раза больше тепла, чем сходные по климату страны Запада. Здесь, конечно, есть вина самой системы снабжения (например, использованная горячая вода уходит в канализацию, хотя могла бы обогревать помещения), но главное – отсутствие культуры потребления, т.е. не очень еще знакомая нам психология бережливости. А между тем один 1 кВт сэкономленной энергии в пять-семь раз дешевле, чем такой же объем генерированной.
А потому вложения сейчас больше идут именно в энергосберегающие, нежели генерирующие технологии. Один из путей – утепление внешних стен домов во время капремонта. Из панелей делается как бы второй фасад здания, расстояние между ним и «родным» заполняется теплоизолирующим материалом. Дому при этом понадобиться на треть меньше тепла (а значит, люди будут меньше платить), не говоря уже о том, что и сам он станет современней, привлекательней.
Благоустройство города. С точечной застройкой покончено, но решена ли проблема отдыха москвичей? Все знают названия известных парков и лесов в границах города, но так ли часто бывают в них? А потому все свободные территории в микрорайонах решено превращать в зоны отдыха. Будут строиться и межквартальные спортивные городки. В целом на содержание придомовых территорий выделено дополнительных средств в сумме 10 млрд руб. Это самая высокая цифра за последние 10–12 лет. Программа «Досуг – рядом с домом» станет реальной уже в следующем году (нынешний отведен под проекты).
Где и что будет построено, приведено в порядок – об этом москвичи тоже будут знать. Вопрос информационной открытости – один из важных аспектов реформы. На сайтах районов и округов появятся все интересующие людей сведения. Понятно, что это будут интерактивные сайты – спорьте, предлагайте. Мнение граждан тоже будет учтено.
Час оплаты близится!
Конечно, москвичи правы, когда, говоря о реформе, тут же вспоминают свою платежку. Все так – цены будут расти. И хотя есть другие важные аспекты, о семейном бюджете думают в первую очередь.
Сейчас, как известно, город нам помогает. Но не всегда. Коммунальные услуги (вода, тепло, электричество, газ) мы оплачиваем полностью. Но вот примерно половину стоимости за содержание и текущий ремонт помещений город берет на себя. Если посмотреть в целом, мы оплачиваем три четверти стоимости жилищно-коммунальных услуг, что, кстати, уже прилично. Но будем оплачивать все 100% – куда денемся? Ну а существующие пока ежегодные прибавки к нашим платежкам за ЖКУ как раз и есть ступеньки на жилищно-коммунальную голгофу.
Будем надеяться, что рачительное управление домом, а может быть, и конкуренция среди обслуживающих компаний (пока мечта!) сделают этот путь не очень мучительным. Кстати, уже сейчас наблюдается такой удивительный факт: за трехкомнатную квартиру в домах, стоящих на одной улице, кто-то платит пять тыс. руб. в месяц, а кто-то – две…
Безусловно, проблема роста платежей беспокоит город. И потому темпы повышения тарифов в этом году на 50% ниже, чем в прошлом. Идеологам реформы не худо бы напевать известные слова: «Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее…» С оглядкой на рост наших доходов и инфляцию (официально явно заниженную).
А что с капремонтом? Как известно, Москва отказалась от федеральной помощи, но не только по ее малости, но главное, потому, что не хотела выполнять драконовских условий: вводить немедленно эти пресловутые 100%. Но, видимо, на какие-то уступки надо будет все же пойти – нынешний бюджет натянут как струна. И сейчас рассматривается программа материального участия жильцов в восстановлении своих строений, но – не пугайтесь! – в размере всего 5–10% его стоимости. Не исключено, что эта программа может быть введена уже в нынешнем году. Речь, понятно, идет о собственниках, за нанимателей по-прежнему будет платить город.
Считать первым блином
Один из наиболее злободневных вопросов – самоуправление жителей. Из 32,5 тыс. домов в столице в 14,5 тыс. созданы объединения. Рост шел за счет ТСЖ. Во всем мире это обычная практика – там даже их не создают, никто за них не голосует: как только человек покупает квартиру, он автоматически делается членом объединения собственников, а сам дом становится независимым от города. Несомненно, к необходимости создавать ТСЖ придем и мы. Они станут основой в структуре городского жилищного хозяйства – ведь у нас более 80% собственников. Правда, часто дома смешанные – там есть и наниматели (что для Европы абсурд). Урегулировать отношения между ними еще предстоит.
Пока же ТСЖ все еще новинка для нас – оттого все перекосы. Сейчас на слуху – фальшивые товарищества, которые появились по всей Москве. Впрочем, не стоит преувеличивать масштаб «бедствия». Из созданных после 2008 года 10 тыс. товариществ (приманка – капремонт, ведь до этого было всего две с половиной), только две тыс. оказались липовыми. Инструмент их возникновения был предельно прост: появлялись протоколы собраний (которых на самом деле не было), под ними стояли подделанные подписи жильцов: за! Участвовали в этом подлоге и районные власти – надо же было показать, вот, мол, как у нас хорошо с самоуправлением!
Когда эти факты всплыли наружу, в московские суды поступила масса заявлений от граждан – просим ликвидировать подложные ТСЖ. Надо сказать, что одной из первых задач нового мэра Сергея Собянина как раз и стало – разобраться с ними. Казалось бы, чего проще: стоит только предъявить фальшивые протоколы, доказать, что подписи поддельные (что, кстати, и было сделано почерковедческими экспертизами), провести следственный эксперимент (были и они), и липового объединения нет как нет. Не тут-то было. Из сотен, а может, тысяч заявлений решение было вынесено всего… по одному. Причина? «Протокол общего собрания – официальный документ или нет?» В прокуратуре пришли к мнению – неофициальный. А раз так, его можно… подделывать. Дела закрывались.
Кстати, такая же ситуация создалась при выборе управляющих организаций – некоторые протоколы были явно подделаны, так что присутствие коррупционной составляющей сомнений не вызывало. Но организации работают как ни в чем не бывало. Суды – за редким исключением – не рассматривают эти дела.
Впрочем, у этой абсурдно-криминальной истории есть свой положительный момент: он заставил исполнительную власть серьезно заняться ситуацией с ТСЖ. Во всех префектурах, районных управах были проведены совещания (инициатор – Департамент ЖКХиБ), разработан подробный – и прозрачный! – план по созданию и работе объединений в домах. Пересмотрен будет и ряд положений о них – часто туманных и противоречивых. Неясным остается только вопрос, в какой мере в этом будут участвовать сами товарищества.
В конце прошлого года было принято решение о создании при правительстве Москвы Координационного Совета по развитию самоуправления в жилищной сфере. В его составе – люди авторитетные, компетентные, и все же это странный список: в него вошли одни чиновники, служащие административных учреждений. Нет ни одного представителя общественных организаций, т. е. тех, кто создает товарищества, активно работает в них. Как такое могло случиться – загадка. Однако есть еще возможность поправить эту явную оплошность.
Так или иначе, но новые ТСЖ – а к ним придем неизбежно – будут не только легитимны, но сумеют избежать многих, часто надуманных трудностей, которые они сейчас встречают в своей работе. В частности, тварищества беспрепятственно получат бюджетные субсидии, которых часто были лишены, в том числе и на нежилые помещения, за обслуживание которых их заставляли расплачиваться полностью.
Или такая проблема: возникает конфликт, но не дома с местной властью, а внутри самого дома. Там появляются две, а то и три противоборствующие группы, которые сводят самоуправление на нет. И вот сейчас в каждом районе созданы специальные комиссии, которые уже занимаются этими вопросами, и если не мирят азартных жильцов, то – юридически! – признают и утверждают правоту большинства. Вопрос очень актуальный.
…Сложная, многоликая реформа. У нее есть начало – как говорили о революциях, – но нет конца. В самом деле, совершенствованию жилищно-коммунального хозяйства предела нет. Скажем честно, пока результаты малозаметны. Но первые шаги нового правительства столицы вселяют надежду. Подождем.