10 дней и ни днем больше отведено на летнее отключение горячей воды в московских домах
Недавно правительство Москвы приняло решение о том, что срок отключения горячей воды ближайшим летом составит всего 10 дней. Что же делает МОЭК для выполнения этой задачи, пыталась понять наш корреспондент.
…Человеку, далекому от инженерных тонкостей, вся эта система котлов, труб, сетей и задвижек сначала может показаться китайской грамотой. Но опытные инженеры постарались мне объяснить, как это все работает.
Огромную красно-белую трубу РТС «Терешково» замечаешь сразу, как только маршрутка пересекает по мосту МКАД и приближается к Солнцево. (Ранее место это называлось менее благозвучно – деревня Суково. Потом здесь появился поселок, затем город областного подчинения, ставший в 1995-м году районом Москвы. Сейчас в нем проживает около 88 тысяч человек.)
Справка
- МОЭК была создана в 2004-м году, чтобы консолидировать энергетические активы города и проводить эффективную энергетическую политику. Компания не только производит, но и распределяет энергию, а также занимается ее сбытом.
- Услугами МОЭК пользуется более 70% населения столицы, а также сотни предприятий и организаций. В общей сложности компания обслуживает свыше 45 тысяч зданий.
МОЭК в цифрах:
- 21 тыс. сотрудников;
- 9155 центральных и индивидуальных тепловых пункта;
- 71 районная и квартальная тепловая станция;
10,5 тысячи километров теплосетей.
Как готовились к зиме:
- переложено 259 км теплосетей, проведены плановые и предупредительные ремонты на 42 районных и 28 квартальных тепловых станциях, а также 117 малых и передвижных котельных;
- общее количество тепловых сетей, переложенных с использованием современных технологий, достигло 37%, это 3817 км.
Надень каску!
– Техника безопасности – превыше всего, – предупредил меня инженер КИПиА Виктор Попов, проводя со мной инструктаж. Мне вручили белую каску, и мы отправились на экскурсию по территории станции.
На центральном пульте управления – компьютеры, два сервера – рабочий и резервный, машинная станция. В случае нештатной ситуации станцию можно остановить нажатием одной кнопки. Попов показывает на монитор:
– Смотрите, здесь видно, сколько горелок работает в данный момент.
Действительно, на экране – котлы и пламя горелок, как на обычной домашней плите, многие технологические процессы отражаются на мнемосхеме. Так как никакая автоматика не заменит человека, работа оборудования проверяется и визуально – причем с постоянной периодичностью: несколько раз за смену мастера обходят владенья свои.
Попадаем в безлюдный машинный зал, где работает основное оборудование станции. Два котла обслуживает дежурная смена, в составе ее: начальник смены, машинисты, аппаратчик химводоподготовки, электромонтер, слесарь по ремонту оборудования котлов, специалист по КИПиА (универсальный специалист по обслуживанию, ремонту и эксплуатации контрольно-измерительного оборудования и систем автоматического управления) и еще – дежурный по ремонту.
Хоть и называется агрегат котлом РТС, но совсем не похож на походный казанок. Это сооружение высотой с трехэтажный дом, а тепло производит не печка с дровами (такие котельные в Москве давно ушли в прошлое), а горелки (их мы видели на пульте), подогревающие воду в трубах за счет сжигания газа.
Еще один зал – здесь цех очистки воды. Если водопроводную Н2О подать сразу в котел, то из-за солей жесткости может случиться авария. Поэтому воду смягчают, выводя из нее агрессивные газы, а уж потом используют. В полутемном зале вижу огромные, в два человеческих роста, баки для воды. Все дополнительное оборудование (осветительные фильтры, баки-кристаллизаторы, насосы) предназначено для того, чтобы возвращать воду в замкнутый цикл. Поясню: ту жесткость, которую из воды изъяли, превращают в сухой остаток. Вода из системы не уходит, а возвращается в процесс.
Чтобы котел мурлыкал
– Котел похож на орган, там тоже трубы, – поясняет Виктор Попов. – и мы умеем делать так, чтобы у нас он мурлыкал, а не скрипел как старый башмак.
Так что, похоже, человеческий фактор в работе автоматики никто не отменял. Когда температура в городе резко меняется, начальнику станции, приходится самому управлять своим «сводным оркестром» из оборудования и персонала. Результат такого дирижирования – котлы переводятся из одного температурного режима в другой.
Поскольку погода на улице может меняться в течение суток весьма существенно, инженерам необходимо постоянно держать руку на пульсе своего громоздкого оборудования. В день моего визита температура за окном спустилась до минус 8 градусов, и вода на выходе из РТС была нагрета до 100 градусов. Попов кивнул на огромный градусник, в машинном зале он дублирует показания компьютера. Термометр тогда показывал 99, 8 градусов.
Летом температура воды, уходящей со станций, составляет 70 градусов, поэтому иногда весной при работающем отоплении и теплой погоде в квартирах может быть немного жарко, так как температура в сети понижается лишь до + 8 градусов, а затем держится на одном уровне.
Успеть – надо!
Летние отключения горячей воды и связанные с этим неудобства – это изнанка работы глобальной системы теплоснабжения. Если бы автономный источник тепла стоял в каждом доме, то для того, чтобы провести профилактику системы, отключать в летние месяцы воду можно было бы на один день. Так происходит в московском районе Куркино, где на каждом доме есть крышные котельные. А в других районах города воду нагревают на РТС или ТЭЦ. От них – трубы больших диаметров проходят к тепловым пунктам, оттуда – трубы поменьше – к домам, и по транзитным трубам всего дома вода идет к стоякам и в квартиры.
Станцию инженеры называют сердцем системы теплоснабжения. Вот потому-то раньше и отключали летом воду на 2–3 недели, чтобы дать ей передышку. Ведь такую махину легким движением руки не остановить. Огромная система остывает до необходимых 35 градусов сутки: шутка ли, вода в трубах разогрета до 70 градусов. После того как температура в системе снизится, можно приступать к профилактическим и ремонтным работам на сетях, котлах, внутридомовых системах ГВС. В это же время все необходимые метрологические приборы проходят аттестацию в соответствующих организациях. Демонтаж, проверка, установка датчиков должны быть выполнены за неделю, что соответственно отражается на стоимости работ.
– Чтобы летом совсем не отключать горячую воду, надо иметь резервные источники тепловых сетей, – рассказывают мне специалисты. – А строить их и дорого, и негде, в столице свободной земли нет. Вот потому-то на время отключения горячей воды некоторые частные организации устанавливают в домах большие электронагреватели. Как, впрочем, и многие жители.
Как все будет
Правительство Москвы приняло решение сократить сроки отключения горячей воды до 10 дней. Как говорит Юрий Жмакин, зам. главного инженера по эксплуатации и ремонту тепловых станций и котельных, еще раньше по поручению мэра столицы С. Собянина летний график отключений начал составляться на 10 дней. Если в прошлые годы на организацию работы времени отводилось с некоторым запасом, то теперь его – впритык. Для этого сети дробят на мелкие участки, и каждый будет испытываться отдельно, лишь затем станут браться за следующий.
– Успеть за 10 дней – это сложная, но выполнимая задача, – поясняет Юрий Жмакин, проработавший в системе 28 лет.
Составляются графики, обозначается фронт работ, сети дробят на мелкие участки, и уже сейчас примерно понятно, где в системе слабые места. Теплосети в Солнцево относительно новые, самые старые трубы лежат в земле 30 лет, на каких-то участках их переложили по новой технологии ППУ (ППУ – это пенополиуретан, срок службы таких труб – 40–50 лет). Сети и все, что за пределами станции, – это одна часть работы, другая – подготовка к зиме самой РТС.
– Это и текущий ремонт, – перечисляет мне предстоящие летние задачи Ю. Жмакин, – и ревизия насосного оборудования, котлов, вентиляторного оборудования, и разные гидравлические испытания, которые ежегодно проводятся перед тем, как вывести станцию в резерв или ввести ее в работу.
Как сохранить надежность работы системы? Об этом голова болит у руководства всех теплоснабжающих организаций. Ведь понижать надежность работы ТРС и ТЭЦ недопустимо.