Платить или не платить?
Многие до сих пор не знают толком, за какие услуги должны платить сами, а за что все-таки отвечает управляющая компания. Между тем формула тут простая, считает юрист Московского общества защиты потребителей Юлия Швец: все, что находится за пределами квартиры, – имущество общее, то, что внутри ее – частное. Отсюда – особенности обслуживания.
Когда сантехник – сам
К примеру, самый больной вопрос любой квартиры – сантехника. Даже жители муниципальных домов вправе бесплатно требовать ее полный комплект (ванну, раковину, унитаз) лишь при заселении в новый дом и во время капремонтов. В остальное время это оборудование считается личным имуществом граждан, и, следовательно, его замена возможна лишь за собственный счет. Сантехники бесплатно заменяют только резиновые прокладки, манжеты, уплотнители.
Другое дело – капитальный ремонт. Здесь за работы по замене сантехоборудования жильцы не должны платить ни копейки. Так как капремонт обычно проводится за счет муниципальных средств (иногда помогают заинтересованные спонсоры) или на деньги, накопленные собственники многоквартирного дома (строчка в счете за коммунальные услуги «капитальный ремонт» знакома каждому).
Когда хлещет вода
Прохудившаяся труба и гибкая подводка (шланги под раковинами) – забота коммунальщиков. Они в случае чего обязаны их поменять бесплатно в течение смены. Бесплатно также должны устранить неисправности в системе водоснабжения, канализации, завоздушивание трубопроводов. Но люди, не зная об этом, продолжают «благодарить» слесаря, забывая, что за его работу платят по квитанции в графе «техническое обслуживание».
Потекла батарея в доме, которому нет десяти лет? За бесплатной заменой нужно обращаться к застройщику. Именно таков срок эксплуатации отопительной системы, в течение которых можно предъявить претензии к качеству оборудования (если иной срок не был установлен в договоре). Но только при условии, что жилец самостоятельно не менял батареи. В противном случае это уже его проблема, и за качество отопительных приборов он отвечает сам. И никого не волнует, что на улице минус сорок. Придется платить.
Если дом не новый, но муниципальный, замена производится за счет ДЕЗа, если в собственности – батареи заменит управляющая компания.
Что касается аварий общего имущества (протекающей крыши, прохудившихся водосливных стоков или проржавевших труб в цоколе), в муниципальном доме все отремонтирует город. Собственникам многоквартирного дома помощь обязаны предоставить на те средства, которые отчислялись ими каждый месяц в общий фонд, эксплуатирующие организации.
Когда нужно считать
Имеются свои особенности в использовании газовых и водных счетчиков. Их жители устанавливают за свой счет, независимо от типа управления домом. Обслуживает и устанавливает приборы учета та фирма, которую выбрали сами жильцы, по ее тарифам (государственных расценок здесь нет).
Бесплатно обслуживается электросчетчик и электрокабели до подключения к нему. А то, что в квартире, – розетки, выключатели, люстры – семья меняет или ремонтирует самостоятельно.
Смена электроприборов, счетчиков, плафонов, патронов, кодовых замков, домофонов, камер видеонаблюдения, отдел-ка подъездов – дело самих жильцов. Косметический ремонт собственных квартир по закону каждый обязан делать раз в пять лет.
Когда не нужно платить
Если вы продолжаете платить за радиоточку, которую давно не используете, не стесняйтесь расторгнуть договор на данную услугу. Отказа не будет.
То же относится к общей антенне, ведь многие, кого не удовлетворяет число каналов и качество вещания, сегодня устанавливают собственную.
Одним словом, платить за услуги, которые вам не предоставляют или их качество вас не устраивает, категорически не нужно. Если, скажем, не ремонтируют лифт, не меняют сломанную входную дверь, если забился мусоропровод, пишите заявление руководству управляющей компании. Приложите фото, показания свидетелей, снимите видео. Когда нет реакции или вам отказываются возмещать затраты, подавайте в суд. Он разберется.