И никаких поборов!
Проблемы взаимоотношений внутри ЖСК, ТСЖ постоянно всплывают на редакционных круглых столах. Жители жалуются на произвол председателей, а те – на несознательных жителей. И дело чаще не в том, что характерами кто-то с кем-то не сошелся. Истина в рубле. Председатели рисуют в квитанциях все что им захочется, а граждане в ответ бастуют: отказываются платить, жалуются властям, подают в суд.
Разного рода дополнительные платежи в домах ЖСК, ТСЖ всегда вызывают недовольство жителей. Называют их по-разному – расходы на содержание правления,
управленческие расходы, и вменяют даже тем, кто не является членом ТСЖ или ЖСК. Мы давно уже вместе с экспертами, жилищными активистами пытаемся разобраться в том, должны ли оплачивать их не члены.
Сколько людей, столько и мнений. Председатель одного ЖСК подала в суд на двух собственниц. Будучи исключенными из членов кооператива, они отказались оплачивать управленческие расходы, вычеркивая их из платежки. Председатель суд выиграла, сославшись на решение общего собрания по установлению этих расходов. В подтверждение своей правоты принесла постановление Конституционного Cуда РФ от 3 апреля 1998 года № 10-П. В п. 5 сказано: «отказ части домовладельцев от вступления в члены ТСЖ не освобождает их от участия в несении необходимых расходов, связанных с управлением кондоминиумом в целях его содержания и эксплуатации».
Такое же мнение не раз высказывали с трибун и авторитетные жилищные общественники. Если ты поселился в доме, где образовано ЖСК или ТСЖ, то обязан быть его членом. Ссылались на зарубежную практику – во многих странах при покупке квартиры в ТСЖ человек автоматически становится его членом. Наше законодательство, и в первую очередь Конституция РФ, все же дает человеку право выбора. Никто не вправе принудить гражданина вступать в какую-либо организацию. Да и в упомянутом постановлении Конституционного Суда (п. 3) сказано, что членство в товариществе является вторичным по отношению к праву собственности. То есть прежде всего ты собственник, а уж потом – член или не член ТСЖ. В ст. 143 Жилищного кодекса эта свобода выбора закреплена. Членство возникает только на основании заявления гражданина и прекращается с момента подачи заявления о выходе из членов.
Из логики ст. 155 Жилищного кодекса (п. 5, 6) следует, что в доме, где создан потребительский кооператив, его члены вносят обязательные платежи и целевые взносы по решению общего собрания. Не они оплачивают жилищно-коммунальные услуги по договору с кооперативом. На них не распространяется обязанность платить членские и целевые взносы, то есть любые дополнительные платежи.
Докопался до истины
Наш читатель Юрий Семин не является членом ЖСК «Винница». Однако правление включает в его платежку дополнительный взнос «расходы на управление» (в 2008 году он составил 4,34 руб./кв. м). Что он, собственно, с тех пор и оспаривает. Дело в том, что ЖСК получает бюджетную субсидию из городского бюджета. А право на нее кооператив имеет только в том случае, если для расчета с гражданами применяет цены правительства Москвы (22,92 руб./кв. м в 2010 году). Цена за содержание и текущий ремонт общего имущества и так включает в себя плату за услуги и работы по управлению домом. Выходит, Юрия понуждают платить за одно и то же дважды?
Он сделал запрос в Департамент экономической политики и развития города Москвы. Руководитель Марина Оглоблина подтвердила, что регулируемые столичным правительством цены за содержание и текущий ремонт общего имущества, а также ставки планово-нормативного расхода, исходя из которых выделяются субсидии управляющим организациям, учитывают расходы по управлению многоквартирным домом.
Ставки планово-нормативного расхода утверждены постановлением правительства Москвы от 2 февраля 2010 года № 98-ПП, и в приложении к нему расписано подробнейшим образом, что в них входит. Кроме услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества, в них учтены расходы по вывозу и обезвреживанию мусора, оплата электроэнергии, расходуемой на работу инженерного оборудования и освещение мест общего пользования. Тут же услуги аварийной службы, технический учет и техническая инвентаризация, амортизация машин, оборудования, инвентаря, помещений и даже уплата НДС.
Иными словами, зарплату председателя ЖСК, бухгалтера, юриста, обслуживание оргтехники, расходы на телефон и даже скрепки Семин оплатил в составе цены правительства Москвы – 22,92 руб./кв. м. Заставляя вносить дополнительные расходы на управление, ЖСК, по сути, рискует остаться без бюджетных субсидий!
Примите к сведению
Ах, если бы этого не понимало только правление кооператива «Винница»! Дополнительные взносы, а проще говоря, поборы – явление обычное для большинства ЖСК и ТСЖ. И не в каждом доме есть собственники вроде Юрия Семина, способные довести дело до суда, привлечь внимание чиновников. В ответ на его обращение, а также на многочисленные жалобы жителей домов ЖСК, ТСЖ, заместитель руководителя ГУ «ИС города Москвы» Андрей Чечин счел необходимым дать подробные разъяснения для председателей правлений товариществ и кооперативов. Итак, авторитетно и дословно:
При управлении домом специализированным потребительским кооперативом (ТСЖ, ЖСК, ЖК) собственники помещений вносят следующие платежи:
– члены кооператива вносят обязательные платежи, членские, вступительные и иные взносы, которые относятся к целевым поступлениям и не регулируются постановлением правительства Москвы от 1 декабря 2009 г. № 1294-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2010 год»;
– не являющиеся членами кооператива вносят платежи за содержание и ремонт жилого помещения, за коммунальные услуги, попадающие под действие постановления правительства Москвы от 1 декабря 2009 г. № 1294-ПП, и прочие услуги, не относящиеся к жилищно-коммунальным.
Основанием для применения в расчетах с собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом специализированным потребительским кооперативом (ТСЖ, ЖСК, ЖК), цен за содержание и ремонт жилых помещений, установленных для населения правительством Москвы, является отсутствие согласованного решения общего собрания собственников помещений (даже не членов ТСЖ) многоквартирного дома об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.
На основании вышеизложенного возможно сделать следующие выводы о правомерности действий специализированных потребительских кооперативов (ТСЖ, ЖСК, ЖК) по сборам дополнительных платежей с собственников помещений с учетом применения цен, установленных правительством Москвы и получения бюджетной субсидии на содержание и ремонт общего имущества МКД.
1. Специализированный потребительский кооператив (ТСЖ, ЖСК, ЖК) имеет право собирать дополнительные платежи в виде целевых сборов только с членов кооператива при условии, что эти сборы не используются для оплаты расходов, перечисленных в п. 2 примечания в приложении к постановлению правительства Москвы от 2 февраля 2010 г. № 98-ПП.
Среди перечисленных: управление многоквартирным домом, выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества, исходя из перечня услуг, указанного в приложении к примерному договору на предоставление субсидий (постановление правительства Москвы от 24 апреля 2007 года № 299-ПП).
2. Документами, подтверждающими использование дополнительных целевых сборов на оплату расходов, не связанных с перечисленными выше, могут являться:
– выписка из протокола общего собрания собственников помещения с записью о не принятом решении о величине платы за содержание и ремонт жилого помещения;
– выписка из протокола последующего общего собрания членов специализированного потребительского кооператива (ТСЖ, ЖСК, ЖК) с записями о принятых решениях:
по утверждению годового плана о финансовой деятельности, рассчитанного с учетом цен, утвержденных правительством Москвы
по установлению размера дополнительных целевых сборов с членов специализированного потребительского кооператива (ТСЖ, ЖСК, ЖК)
по утверждению Положения о расходовании дополнительных целевых сборов.
– копии платежных документов, направляемых собственникам помещений в МКД;
– копии реестра членов специализированного потребительского кооператива (ТСЖ, ЖСК, ЖК) и копии заявлений о вступлении в члены кооператива.
3. Подтвержденный факт использования дополнительных целевых сборов с членов специализированного потребительского кооператива на оплату расходов перечисленных в п. 1, является основанием для принятия решения окружными инженерными службами о приостановке выплаты бюджетной субсидии.