Что нам стоит лифт поставить
Лифт, пожалуй, самый дорогостоящий элемент общего имущества. Рано или поздно в каждом доме собственники столкнутся с необходимостью его капитального ремонта или замены. Остаться без лифта в девятиэтажке?– куда ни шло, но в 18–25-этажном доме – это катастрофа. Пока в Москве не слышно, чтобы жителям приходилось на это сбрасываться, – выручает бюджет. Так или иначе, но до этого и у нас дело дойдет. И что тогда?
ЖСК «Светлогорск» уже столкнулся с этой проблемой. Лифтовое хозяйство в этом доме обслуживает специализированная организация по договору с дирекцией единого заказчика. За 30 лет эксплуатации произошли три поломки, которые попадают под категорию капремонта, дважды «летели» электродвигатель и лебедка, и вот уже несколько месяцев один из двух лифтов стоит. ДЕЗ – никудышный посредник, хоть и является в доме управляющей организацией. Электродвигатель вышел из строя, а акта не добьешься. ЖСК самостоятельно нанял экспертную организацию, заплатил за диагностику 44 тысячи рублей. Оказалось, что по договору некоторые виды работ, в том числе по замене оборудования, производятся за дополнительную плату. И за ремонт с ЖСК запросили 50 тысяч рублей. Понятно, что лифт отслужил свой нормативный срок и нуждается уже не в лечении, а в замене. Заручились заключением Мосжилинспекции, направили ходатайство в Департамент капитального ремонта г. Москвы. Дом включили в план капремонта, и лифт заменят за счет бюджета. Теперь ЖСК намерено взыскать с управляющей компании деньги за многомесячный простой.
Контроль миллионы сбережет
Повезло этому ЖСК. А что делать жителям новых домов, которые в городскую программу капитального ремонта не попадают? Как, например, ТСЖ «Сколково». Дому восьмой год всего, а восемь из 14 лифтов уже нуждаются в капиталке.
Председатель правления Анна Селина поделилась опытом:
– До недавнего времени наше лифтовое хозяйство обслуживало ОАО «МОСОТИС». В договоре были перечислены все работы, расписан перечень и периодичность, с которой они должны выполняться. А делала ли их организация, если ее никто не контролировал? Собственно, в нашем доме контроль наладили после того, как ушли от ДЕЗа на самостоятельное обслуживание. И с чем столкнулись? Есть журналы, которые сотрудник Мосотиса обязан заполнять после проведения регламентных работ. А он в машинное отделение по полтора месяца не спускался, потому что времени хватало только на то, чтобы приехать и освободить из лифта застрявших жителей. Обслуживание немалых денег стоит, но оно отсутствовало как таковое. И дирекция, пока дом находился у нее в управлении, контролем себя не утруждала. Стоит ли удивляться, что нашим сравнительно новым лифтам очень скоро потребовался капитальный ремонт? Больше года ТСЖ «билось» с Мосотисом перепиской.
Инициировали комиссионные обследования, приглашали независимых экспертов, фиксировали слой пыли в 3 сантиметра на агрегатах, где ее вообще быть не должно, подтеки масла в машинном отделении. Мы доказали, что капитальные работы понадобились из-за того, что ежемесячное обслуживание выполнялось ненадлежащим образом. Мосотис выполнил их за свой счет, проблему удалось решить без суда, за столом переговоров. И не потому, что эта организация такая благородная, ей было важно не потерять имидж, как участнице тендера по нашему району. По суду нам разве что удалось бы вернуть часть денег за плохое обслуживание.
В нашем ТСЖ принято все планировать заранее. Идет износ агрегатов лифтов, сегодня срочных работ не предвидится. А завтра? Пригласили специализированную организацию и попросили к общему собранию примерно подсчитать стоимость капитальных работ. На ремонт 8 лифтов из 14 вышло 996 тысяч рублей – почти миллион! Создали резервный фонд, собираем по 1,5 руб. с кв. м, а так как дом большой – 450 квартир, то деньги накопим быстро. Подойдет время ремонта – ТСЖ вправе подобрать для выполнения работ любую организацию.
Однако лифты наши изнашиваются раньше времени не только из-за плохих подрядчиков. Жители, в том числе и в нашем доме, до сих пор не могут понять, что это их имущество. Автоматика устроена умно. Стоит восемь раз придержать двери руками, как она срабатывает, и лифт останавливается. Уверена, так делают многие жители, не отдавая себе отчет в том, что ломают его. Сложно представить, чтобы в какой-нибудь европейской стране с высокой бытовой культурой жители позволили бы соседскому мальчику начеркать в лифте матерное слово, или использовать его, как туалет. У нас, к сожалению, это в порядке вещей. Не будем беречь?– придется раскошеливаться.
Хитрят подрядчики
– Раньше лифтовые организации работали по двум договорам – на обслуживание и текущий ремонт и дополнительно – на капитальный, – рассказала Лариса Денисова из Российской жилищной федерации. – Это была правильная схема: если качественно эксплуатируешь, то на капремонт не надо было сильно тратиться. Подходил нормативный срок, лифтовики сами подавали заявки на капремонт и выполняли его сами. Теперь они сообразили, что заключать два договора им невыгодно. Единственный договор на обслуживание для них – самый удобный вариант. Если надо, ликвидировал аварийную ситуацию, выполнил какую-то часть работ, которая минимально обеспечивает работу лифта, взял за это хорошие деньги.
Однако существует еще один вариант договора – на эксплуатацию лифта. Это понятие, согласно постановлению Госстроя от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», намного шире понятия «обслуживание». Такой договор включал бы в себя как минимум обслуживание и, возможно, выборочные работы капитального характера. Капремонт – это самая сложная стадия, обслуживание – самая простая и минимальная, и промежуточная стадия – эксплуатация. В рамках договора на эксплуатацию можно было бы урегулировать все проблемы, возникающие с лифтами. Но лифтовики это тоже понимают, поэтому их и не заключают. Хотя в других регионах они применяются.
Обычная ситуация. Жители оказались перед фактом – лифт вышел из строя. Пришла комиссия и признала его не подлежащим ни ремонту, ни эксплуатации. Срок службы лифта 25 лет, а домам по 40. Любой механизм в какой-то момент исчерпывает свой ресурс. Что делать? Если еще года три назад заменить его можно было за счет бюджета, то сейчас это почти невозможно. Не хватает денег, поэтому всем говорят: ждите. Лифты тем временем стоят. А сколько ждать, никто не знает. В Москве принято решение: не должно быть ситуации, когда люди вынуждены подниматься на верхние этажи пешком. Лифт подлежит капремонту вне очереди за счет бюджетных средств, если в подъезде он единственный.
Кто во что горазд
В Волгограде жители пяти рядом расположенных высоток создали товарищества, которые объединились в ассоциацию. Возглавил ее энергичный, предприимчивый человек – бывший подводник. Ему и пришлось заниматься ремонтом лифтов в этих ТСЖ. Заказал детали в Москве – дорого, приехал на завод. Посмотрел, как они делаются, и сказал: да я сам буду эти детали делать, ничего сложного в этом нет. И организовал небольшое производство. Теперь кроме пяти ТСЖ он обслуживает лифтовое хозяйство в соседних домах. И в Москве нужно создавать такие ассоциации, которые могли бы совместно решать эти вопросы.
В одном из уральских городов чиновники решили, что ежемесячно собственники квартир должны будут вносить по 3–4 рубля с кв.?м в накопительный фонд. Это, по их мнению, позволит вполне безболезненно в течение 25 лет поменять каждый отслуживший норму лифт.
Пожалуй, мало кому из москвичей понравится киевский вариант. Там мэрия придумала, как решить проблему вечно выходящих из строя лифтов. Их отдали частникам, которые сделают ремонт и будут брать плату за проезд. Инвесторы уже чуть ли не в очереди стоят. Для определения платы выдадут чип-ключи, по ним и будут фиксировать все поездки.