Дорога в ЕРУ не заказана никому
Для получения бюджетных субсидий управляющая организация должна зарегистрироваться в Едином реестре управления многоквартирными домами города Москвы (ЕРУ). Подробнее об этой процедуре рассказал начальник сектора ведения ЕРУ ГУ ИСа Центрального округа Константин Крылов.
Открой личико!
Управляющие организации – это не только ДЕЗы, частные компании, но и ТСЖ, ЖСК, которые самостоятельно управляют своими домами. У всех них есть прямой интерес зарегистрироваться в ЕРУ. Если, конечно, они открыты, заинтересованы официально присутствовать на рынке управления и не против того, чтобы сведения о них имелись у руководства города. Сам факт регистрации подтверждает то, что с документами все в порядке и управление ведется легально и хорошо.
Свидетельство о регистрации – один из обязательных документов, которые подает организация при заключении договора на получение бюджетных субсидий на содержание и ремонт общего имущества. Без него документы рассматривать не будут. Процедура эта носит заявительный характер. Заставлять ТСЖ, ЖСК или частную управляющую организацию регистрироваться в ЕРУ административные органы не вправе.
У реестра есть хозяин – город в лице Департамента ЖКХиБ. При нем же создана комиссия по внесению сведений о результатах деятельности управляющих организаций, которая решает, какую информацию и о какой компании внести в реестр. Она отвечает за объективность этих сведений. Службы ведения ЕРУ созданы в ГУ ИСе каждого района, они-то, в основном, и работают с населением. Сектор ведения ЕРУ в окружных инженерных службах – подразделение координирующее: отчеты из районов, статистика, аналитика, методическая помощь, взаимодействие с оператором ЕРУ – ГУ «Городской центр жилищных субсидий». Он формирует и использует реестр.
Итак, управляющая организация должна обратиться в ГУ ИС своего района с заявлением установленной формы, приложив к нему анкету организации с подписью руководителя, печатью организации и комплект документов. В него входят обязательные документы и иные, подтверждающие качественное исполнение услуг. Это могут быть дипломы, грамоты, заметки из газет – перечень их определяет сама управляющая организация.
Отказать в приеме документов могут только в случае неполноты представленных данных.
ГУ ИС района в течение установленного срока (до 35 рабочих дней) проводит проверку достоверности представленных сведений. И по ее результатам выдает свидетельство о включении в ЕРУ или уведомление об отказе. Свидетельство дает право организации заключить договор с ГУ ИСом округа на предоставление бюджетных субсидий. Оно представляет собой защищенный бланк, заверенный печатью ГУ ИСа района и подписью его руководителя. В нем указываются сведения об организации, ее реквизиты, реестровый номер.
Многие жилищные объединения поздно спохватились: пора субсидии получать, а у них еще документы не собраны. А тут ждать больше месяца…
Ничего подобного. 35 дней – максимальный срок, установленный постановлением правительства г. Москвы от 24.04.2007 года № 299-ПП. На деле же этот срок меньше. Приходят с полным и достоверным пакетом документов – регистрация займет максимум неделю. С ТСЖ, ЖСК работаем индивидуально. Нужно срочно – регистрируем за день. Регистрация в реестре бесплатная, расходы понадобятся только на заверение правоустанавливающих документов у нотариуса.
Пирог с начинкой
Задача реестра – дать людям информацию об управляющих организациях, присутствующих на рынке управления города. Кроме самой организации, в ЕРУ регистрируются и договоры управления, которые заключены с ней, – по одному на каждый дом. Это доказательство того, что организация действительно управляет этим домом. Основание – положения раздела 8 Жилищного кодекса РФ о том, что в доме может быть только одна управляющая организация.
Не предъявит договор управляющая организация – не получит и бюджетные субсидии на этот дом. К примеру, заявили в анкете о том, что управляете 400 домами, а договоров представили всего десять. Значит, субсидии вам выделят только на них. Мало того, сведения в реестре исправят. Вместо 400 заявленных домов укажут только десять.
Скажете, разве одного договора достаточно, ведь его может подписать, не глядя, какой-нибудь неосведомленный собственник?
Легитимность договоров проверяет служба ведения реестра ГУ ИСа района. Как – отдельный вопрос. В договоре указываются сведения о лице, его подписавшем. Найти его не составит труда. ГУ ИСы созданы на базе ЕИРЦ, и обо всех жителях района данные есть. Еще проще, если организация представит договор с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда, который в большинстве домов также является собственником жилых помещений. Такой договор тоже станет основанием для регистрации в реестре. Кроме того, служба ведения ЕРУ имеет право запросить протоколы общего собрания, на основании которых заключен договор.
Несмотря на то, что работа над реестром началась с августа прошлого года, он уже сейчас – палочка-выручалочка для органов власти. Речь идет о предстоящих конкурсах по отбору управляющих организаций для домов, которые еще не определились со способом управления или не реализовали его. Ситуацию можно проследить по ЕРУ. Скажем, выбран в доме способ управления, оформлен протокол общего собрания, но договор управляющая организация для регистрации в реестре не представила. Значит, способ управления выбран, но не реализован. Дом находится в подвешенном состоянии и, возможно, пойдет на конкурс. Таких «кандидатов» в Центральном округе на 22 января 2008 года насчитывалось 360.
Регистрация договоров управления – основное, чем занимаются сейчас службы ведения ЕРУ, на нее уходит больше всего времени. К примеру, в Центральном округе сейчас зарегистрировано 3080 договоров управления, которые закреплены за ДЕЗами и частными организациями. Может, громко будет сказано, но реестр уже сейчас можно назвать зеркалом рынка управления. К примеру, в районе Басманный частная компания ООО «Дом-мастер» взяла в управление 404 дома, ООО «Экологический фактор плюс» – 101 дом, ЗАО «Профессиональные новации» – 61 дом. Это говорит о том, что появились частные УК, крупные и сильные, которые поняли, как выгодно управлять многоквартирными домами, и начали активно работать на этом рынке. Пусть часть из них трансформировалась из дирекций, но все равно – есть альтернатива, конкуренция.
Реестр состоит из двух частей – в бумажном и электронном виде. Конечно, бумажный носитель – устаревший. Организации приносят пакет документов. Служба ведения реестра в районе заводит и хранит реестровое дело. Реестра как такового в печатном виде вам не представят – это только набор подлинников и копий документов. Договоры управления хранятся в течение десяти лет, даже если за это время они расторгаются или в дом приходит другая компания.
Одновременно ведется работа по созданию электронной версии, вносятся сведения об управляющей организации, затем прикрепляются дополнительные сведения. Главное – зарегистрировать организацию на основании нотариально заверенного пакета документов. Этого достаточно для выдачи свидетельства. Затем начинается рутинная работа по прикреплению договоров управления. База данных обновляется ежедневно.
Кроме самих организаций и договоров управления, в ЕРУ регистрируются договоры взаимодействия между жилищными объединениями и органами исполнительной власти. Причем это происходит по представлению органов исполнительной власти. Но такая работа еще впереди.
Большой секрет о маленькой компании
Любой житель может ознакомиться с содержимым ЕРУ в электронном виде на сайте Департамента ЖКХиБ. Вернее, с общедоступной его частью – названием организации, количеством домов в управлении. Комиссия Департамента ЖКХиБ решает, какую информацию хранить в открытом доступе, на сайте, а какую – закрывать и представлять только по запросам.
Безусловно, выбирая управляющую организацию, собственники захотят узнать и о состоянии ее расчетного счета, и о прочих важных «мелочах». В этом случае они должны подать запрос в ГУ ИС района о предоставлении интересующих их сведений. Заявление рассматривается руководством ГУ ИСа района, оно и решает, насколько обосновано требование. К слову, пока таких запросов не поступало.
Конечно, реестр управления еще совсем молод, он растет и развивается. Но пройдет года два, и без свидетельства о регистрации в ЕРУ будет трудно жить любой управляющей организации.
Председателю на заметку
Перечень документов, представляемых для включения в ЕРУ (постановление правительства г. Москвы от 24 апреля 2007 года № 299-ПП «О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации», приложение 3 к Положению об Едином реестре управления многоквартирными домами города Москвы)
Основные документы
1. Заявка на включение в ЕРУ с подписью руководителя и печатью организации.
2. Анкета организации с подписью руководителя и печатью организации.
3. Нотариально заверенные копии регистрационных и уставных документов организации:
– свидетельство о государственной регистрации юридического лица (предпринимателя без образования юридического лица);
– свидетельство о постановке на налоговый учет;
выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц);
– выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);
– письмо Москомстата о присвоении кодов статистики;
– уставные документы организации, учредительный договор, протокол собрания учредителей, реестр акционеров (при наличии).
4. Справка (для юридических лиц), подписанная руководителем или главным бухгалтером, с указанием среднесписочной численности работников, включая работающих по совместительству, а также лиц, не состоящих в штате (выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера), за последний отчетный период с приложением подтверждающих документов (действующих на момент подачи заявления форм статистической и налоговой отчетности).
5. Заверенные управляющей организацией копии документов, подтверждающих полномочия по управлению (представляется по каждому многоквартирному дому, находящемуся в управлении).
Дополнительные документы
1. Заверенные управляющей организацией копии лицензий на осуществление деятельности.
2. Сертификаты соответствия.
3. Технические паспорта на многоквартирные дома, находящиеся в управлении.
4. Справка за подписью руководителя организации об имеющейся материально-технической базе организации.
5. Документы, подтверждающие положительный имидж организации (дипломы, грамоты, награды, благодарственные письма и т.п.).
6. Документы, подтверждающие подготовку (обучение) кадров организации по управлению многоквартирными домами.
7. Прочие документы, характеризующие деятельность организации.