Стой, выделять буду!
Госдума приняла закон о создании Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Достоверно о нем известно лишь одно – это его размер (250 млрд. рублей). А вот вокруг того, что мы получим в результате, – сплошные вопросы.
И на том спасибо…
О Фонде говорят много, и он того, очевидно, заслуживает. Еще бы, 250 млрд. рублей! Такие деньги на дороге уж точно не валяются. Однако, несмотря на обилие слов, вопросы не убывают. И главный из них: для чего создается Фонд?
Как для чего?! – удивятся отцы-учредители. Для капремонта жилья, для переселения граждан из аварийных домов… Это-то понятно, вопрос в другом. В какой мере будет решена проблема? Какова задача Фонда – отремонтировать все жилье? Или только его часть? А если часть, то какую? Это нормальная постановка любого вопроса: сначала формулируется задача, потом под нее выделяются ресурсы. Если ресурсов не хватает, то задача корректируется. И так до тех пор, пока одно не будет соответствовать другому.
Те же вопросы встают относительно расселения из ветхого жилья. Сказано только, что снесены должны быть дома, признанные аварийными до 1 января 2007 года. Но просто понятие аварийности тут мало подходит, поскольку весьма и весьма растяжимо. В конце концов, стояли же они долгие десятилетия, постоят еще… Известно много случаев, когда один год дом числился в аварийных, а на следующий – чудесным и непонятным образом исцелялся. Или наоборот – сколько домов не попадает в список аварийных только потому, что давно… вообще уже нигде не числятся. А бывает, они числятся снесенными, но на самом деле стоят на том же месте.
Если кому-то суть вопроса не ясна, можно спросить и так: кто из россиян знает сегодня, что его дом переселят или отремонтируют? Сколько граждан уверены, что попадают под действие Фонда? Ответ: ни единого человека…
А может быть, задача Фонда, как следует из названия, – продвинуть вперед реформу ЖКХ? Но согласимся, что реформирование ЖКХ – это одно (к примеру, вывоз мусора, уборка территории, замена лампочек в подъезде), а расселение из ветхого жилья – совсем другое (прежде всего оно подразумевает новое строительство!). Причем ремонт находится где-то посередине между ними.
Получается, Фонд – нечто вроде морковки, которую на палке привязывают к голове осла, чтобы он веселее бежал вперед. В данном случае – двигался по пути коммунальных реформ.
Впечатление такое, будто просто-напросто выделена крупная сумма и поставлена задача – потратить ее. Потратить, конечно, целевым образом. Расходы Фонда жестко регламентированы: 100 млрд. рублей – на переселение, 150 млрд. – на ремонт. Но о том, сколько семей переселить, сколько метров отремонтировать, – не сказано ни слова. Видимо, пожелание подразумевается: «Вот деньги, сделайте, сколько сможете». Представляете, как просто будет воровать и растаскивать, если управляющему деньгами сказано, какого товара купить, но не сказано, сколько!
«А оно вам влияет?»
Любопытно было бы узнать: почему переселение обитателей ветхого жилья ставится в зависимость от многочисленных неочевидных факторов, которые от самих переселяемых ни в малейшей степени не зависят? Ведь в соответствии с принятым законом, деньги из Фонда перепадут регионам или муниципалитетам, только если они сами раскошелятся примерно на такую же сумму. И еще процентов пять должны подкинуть непосредственно граждане. А если у региона нет этих денег? Как быть, когда часть граждан согласна поучаствовать в деле своими деньгами, а другая часть – не хочет или не может?
Но если бы условие было только одно! А то их больше десятка. Причем ни на одно из них сами граждане (потенциальные «подопечные» Фонда) повлиять не могут. Надо, к примеру, чтобы повсеместно были созданы ТСЖ, чтобы по всему региону была введена стопроцентная оплата населением коммунальных услуг. Чтобы оказывали эти услуги по преимуществу частные, а не государственные структуры. А если этих частных – физически нет?
Можно перечислять условия и дальше, но простому смертному вникать в них нет смысла: он все равно ничего не может с этим поделать. Сие от него не зависит.
А теперь мысленно поставьте себя на место жильца разваливающегося дома. Человек знает, что на его переселение государством выделены деньги, но до него они не дойдут (из-за нерадивости чиновника, упрямства соседа). Каково?!
И вообще, тем ли достанутся деньги, кому предназначены? Ведь может статься, что там, где они необходимы в первую очередь, местная власть при всем старании не сможет выполнить поставленные условия. Тогда она денег не получит, а сэкономленные средства будут перераспределены между другими, более успешными регионами.
Наконец, представим, что деньги поступили в муниципалитет. Нет никакой гарантии, что они пойдут на расселение самого бедственного здания, а не того, при сносе которого будет очищена коммерчески выгодная площадка.
Впрочем, довольно загадок, перейдем к отгадкам.
Инфляция – отдыхает
Раз уж этого не сделали отцы-основатели, попробуем самостоятельно ответить на главный вопрос – на что рассчитан Фонд?
Начнем с переселения. На него выделено 100 млрд. рублей. По данным Минрегионразвития (именно в его компетенции находится строительство), себестоимость возведения одного кв. метра в среднем по России составляет 20 тыс. рублей. Делим первое на второе и получаем пять млн. кв. метров. Но уже сегодня в категорию аварийных зачислено более 11 млн. кв. метров.
В расчете никак не учтен так называемый коэффициент переселения. К примеру, из московской практики известно, что при сносе одного кв. метра для расселения требуется 1,7 метра. Значит, строить надо примерно 19 млн. кв. метров. Или будем переселять, как сельдей, – из старой бочки в новую?
Об инфляции можно не говорить, поскольку главное в другом: в стране есть еще почти 100 млн. кв. метров ветхого жилья, которое вообще выпадает из поля зрения. Имеется в виду категория просто нуждающегося в ремонте жилья. Такого около 1,6 млрд. кв. метров. Теперь попробуйте представить 16 нуждающихся в ремонте домов, выберите из них наихудший, это и будет ветхий. Так вот, он в сферу интересов Фонда… не попадает.
Оптимизм со слезой во взоре
С ремонтом намного хуже. Чтобы отремонтировать кв. метр, надо, по сведениям Минрегиона, никак не меньше десяти тыс. рублей. Умножаем эту сумму на 1,6 млрд. кв. метров и получаем затраты в 16 трлн. рублей!
Правда, существуют более скромные оценки «недоремонта» – от восьми до десяти трлн. А на сколько можно рассчитывать в реальности? 150 млрд. в Фонде, плюс регионы, плюс жители… Итого: максимум 400 млрд. рублей. В двадцать раз меньше минимальной потребности. То есть создание Фонда – это пять процентов дела и 95 – пиара.
…И все же, несмотря на всю критику, скажу: хорошо! Хорошо, что Фонд создается – с чего-то ведь надо начинать. Хорошо, что хотя бы часть людей переселят, а часть жилья отремонтируют. Кроме того, расцениваю рождение Фонда как официальное признание государством существования проблемы, с которой населению в одиночку не справиться.
Через пять лет Фонд израсходует деньги и закроется. И тогда этот прискорбный факт заставит задуматься о следующем шаге. Ведь проблема-то останется – она, как сказал бы старина Хемингуэй, всегда с нами!
Ну а что до воровства и бестолковщины, так у нас без них – никуда.