Урок, который стоит преподать друг другу
Лет пять назад довелось разговаривать с одноклассниками сына на темы квартплаты и уважительного отношения к своему дому. Рассказала им о значении адреса для современной взрослой жизни за рубежом. Чем лучше дом, район и улица – тем престижнее, тем больше шансов у живущего здесь человека получить хорошо оплачиваемую работу.
Горячие финские парни
Миллионы людей в разных странах озабочены тем, чтобы сохранить «престижность» своего микрорайона. Для этого они создают различные соседские организации, которые стремятся сделать его более привлекательным.
Мы говорили и о недвижимости, о стоимости квартиры, которую, вероятно, приватизировали их родители. Может ведь так случиться, что ее нужно будет продавать. Но дойдут ли потенциальные покупатели до этой квартиры через замусоренный двор и расписанный подъезд?..
Задумываться обо всем этом заставляет и увиденное за рубежом. Когда-то, к примеру, поразил опыт финских коллег. Каждый год министерство по окружающей среде (оно, помимо прочего, занимается и жилищными делами) издает специальные жилищные справочники для подростков. В первой главе таких книжек есть специальное обращение к молодым, которые в Финляндии довольно рано начинают жить отдельно от родителей: «Не поторопились ли вы уйти из дома? Представляете ли себе все трудности самостоятельной жизни? Может быть, есть смысл еще пожить в отчем доме?».
Дальше перечислены проблемы, которые ждут молодого человека: не будет больше с утра наглаженной мамой рубашки, а вечером – приготовленного ужина, никто не подсунет анальгин, когда раскалывается голова… Уход из отчего дома – не просто смена адреса, это серьезнейшее изменение всего образа жизни, связанное с необходимостью решать принципиально новые задачи. Те самые, которые в России решают родители за детей – даже взрослых. Но если молодой финн все же решил сменить адрес, то в справочнике он узнает, какие жилищные права у него есть, чем квартиросъемщики отличаются от собственников, где и как снять дешевую квартиру, где найти юристов и еще массу необходимых вещей.
Признаться, позавидовала тому, что с самого юного возраста финны знают, как вести себя с домовладельцем (частным или муниципалитетом), какова роль квартиросъемщика, какие у жителя многоквартирного дома права и обязанности. Не удивительно, что граждане Финляндии умеют защищать свои жилищные права. И обидно от того, как плохо умеем это делать мы…
Часто у нас опускаются руки от неверия в собственные силы и от неуважения со стороны власти. А порой – не власти вовсе, а тех, кто за наши деньги обслуживает наше жилье. И как же плохо мы освоили роли Жителя, Соседа, Потребителя и Заказчика жилищно-коммунальных услуг!
Есть идея!
Идея «жилищного урока» родилась в кабинете заместителя главы администрации г. Чистополя В. Шурыгина, где мы обсуждали весьма непростые отношения работников ЖКХ с жителями города. Школа там – центр социальной жизни микрорайона. Может быть, поэтому при обсуждении очевидной необходимости просвещения для жителей я произнесла слова: «жилищный урок». Тогда еще даже не зная, что конкретно имею в виду, но надеясь, что педагоги города не отмахнутся от этой идеи. Признаюсь, что позже, обсуждая эту идею с учителями в других городах России, услышала, что пытаюсь возложить на них дополнительную нагрузку…
Я никогда не работала в школе и плохо представляла себе ее возможности, но считала, что есть немало вещей, которые полезно знать каждому россиянину. Поэтому наметила несколько вопросов, ответы на которые нужно найти на таком «жилищном уроке». Они могут быть совсем простые – для школьников третьего–пятого классов, более сложные – для старшеклассников и вполне серьезные – для родителей.
1. Кто что делает и за что отвечает в жилищной сфере – РФ, субъект Федерации, город, структуры ЖКХ (частные или городские)? А что делают сами жители?
2. Какие бывают дома? Кто может быть домовладельцем – муниципалитет, ведомство, частная фирма, частное лицо, объединение жителей?
3. В чем разница между квартиросъемщиком и собственником приватизированной квартиры (права, обязанности, возможности)?
4. Что такое «квартплата», каковы ее составляющие?
5. Что делать, если семейный бюджет мал, а квартплата большая? Жилищные субсидии: кто и как может их получить?
6. Что такое жилищные услуги? Какие услуги – коммунальные? Откуда к нам поступает вода, где и как ее очищают, сколько это стоит? Откуда берутся тепло, газ, свет? Куда вывозится мусор, какие проблемы возникают в связи с тем, что в России мусор не разделяют?
7. Про соседство в доме – нельзя шуметь, сорить… Правила проживания.
8. Какие бывают организации жителей-соседей? Что такое домком, ЖСК и ТСЖ? В чем разница?
9. Как можно улучшить жилищные условия (отремонтировать, переехать, купить, поменять, построить)? Специально для старшеклассников – про молодежные жилищные программы, ипотеку.
Конечно, жилищный ликбез не исчерпывается этими вопросами. Возможно, кому-то они покажутся слишком простыми (или, наоборот, сложными). Во всяком случае, они могут послужить отправной точкой для тех, кто хотел бы принять участие в такой просветительской деятельности.
Эти предложения были посланы в администрации городов, участвующих в проекте ТАСИС, – Астрахани, Малоярославца и Чистополя. Первыми настоящие «жилищные уроки» для больших и маленьких в ноябре 2003 года провели в Чистополе.
Жилищный урок
В класс влетают две ученицы. Одна буквально рыдает: «Слушай! У меня в квартире с утра трубу прорвало, а родители уехали отдыхать… Вода уже соседей затопила! Что делать? Куда бежать?».
Грамотная подруга отвечает, что бежать нужно в «жилищную контору». Представитель жилищного управления, присутствующий в классе, объясняет, что нужно предпринять…
Тут же новые вопросы из класса: «А какие функции у вашей организации?», «Что вы делаете? За что отвечаете?», «Куда и как должны обращаться жители при различных проблемах?», «Какие подразделения входят в систему жилищного управления города?», «Как и на чье имя написать жалобу?», «Сколько стоит ремонт крыши, окна? И где это узнать?».
Обсуждение того, сколько стоит квадратный метр стекла и как оплачивается труд плотника-стекольщика, позволяет сделать неутешительный вывод: сегодня труд работников ЖКХ дешевле материала, с которым они работают.
А обсуждение поведения жителей (и своего собственного!) заканчивается таким резюме:
– от нашей бережливости, воспитанности, экономности зависят и уют в доме, и качество среды обитания.
Говорят школьники:
«В нашем подъезде ремонт не делали давно, но у нас до сих пор чисто, светло, не курят, не играют со спичками. Целы стекла в окнах, не разбиты двери. Значит, мы хорошие хозяева своего дома! Мы не обращаемся в ДЕЗ с жалобами и просьбами, мелкие проблемы решаем вместе, сообща».
«Наши дома долго не будут нуждаться в ремонте и покраске, если мы не будем их разрисовывать, выламывать двери, бить стекла и вообще разрушать».
«Месяц назад мы установили счетчики воды и газа. Платежные квитанции подтверждают тройную экономию! Обидно за тех жителей, которые мало и аккуратно пользуются водой, а платят столько же, сколько и те жильцы, которые беспечно пользуются водой, светом, теплом. Поэтому счетчики нужно устанавливать в каждой квартире. Но сам по себе счетчик не экономит воду, нужно следить, чтобы не было текущих кранов».
Болезненный вопрос семейного бюджета: ребята проанализировали все свои жилищные счета и их долю в семейном бюджете: «Только оплата света, газа и воды составляет половину отцовского заработка», – говорит одна из школьниц. И следует совсем не «жилищный» вывод о необходимости уважительного отношения к каждому семейному рублю.
«Наскальные надписи»
Идея проекта «Мой дом, мой подъезд» возникла у школьников одной из школ Малоярославца после обращения к ним жителей соседних домов с просьбой помочь привести в порядок подъезды. Когда ребята пришли туда, то ужаснулись тому, что увидели: все стены были расписаны непристойными надписями. Понятно, что сделали это их сверстники. Как бы то ни было, но они решили покончить с этим безобразием.
Обидно, конечно, оттирать глупости, накарябанные твоими сверстниками. Вдвойне обидно, когда через несколько дней ты видишь, что стены снова изукрашены…
Сначала восемнадцать мальчишек и девчонок отмыли пять подъездов. Они впервые услышали слова благодарности жителей. Одним из таких подъездов стал подъезд Людмилы Демченко – заместителя директора 4-й школы. Она дала ребятам ведра, воду и тряпки и присоединилась к ним вместе с соседями. Теперь и в этом подъезде жильцы сами следят за чистотой.
Во втором этапе участвовало уже тридцать человек, которые отмыли от «наскальных надписей» десять подъездов. На вопрос, как выбирались подъезды для работы, ребята дали подробный отчет. Во-первых, в рамках реализации проекта они сами обходили окрестные дома и составляли «Паспорт чистоты дома», в котором отмечали состояние подъездов. Во-вторых, отмывали подъезды, в которых живут сами участники проекта. В-третьих, с просьбами о помощи к ним стали обращаться старшие по домам и просто активные жители.
К сожалению, их не поддержали сверстники из других общеобразовательных учебных заведений. Но это не помешало инициативной группе 4-й школы заняться разработкой новой программы…
Несомненно, такие уроки очень помогут нашим детям грамотно решать жилищные проблемы во взрослой жизни. Пусть они знают и умеют больше, чем мы! Пусть им живется комфортнее!