Прокатили собственников
Накануне нового года, 22 декабря, депутаты Госдумы приняли поправки к Жилищному кодексу. Однако это были совсем не те поправки, которые прошли первое чтение. В «тех» говорилось об отсрочке на год выборов способа управления многоквартирными домами.
А в «этих», принятых и уже узаконенных (ФЗ № 251 от 29 декабря 2006 г.), речь идет о продлении до 1 мая 2008 года срока проведения местными органами самоуправления конкурсов по выбору управляющих компаний, – если, конечно, жители не выбрали их сами. Почувствуйте разницу.
С чего, почему? Что теперь делать гражданам? Об этом мы решили спросить у специалиста.
Галина Хованская, депутат Госдумы РФ:
– После того как прошло первое чтение законопроекта и его предстояло разослать в регионы, было объявлено: собственникам дадут отсрочку на год. Но противникам законопроекта удалось его выхолостить.
Кто не успел выбрать способ управления домом до 1 января 2007 года, может сделать это в дальнейшем. Но граждане смогут реализовать это право лишь до того, как проведут конкурс среди управляющих организаций местные власти. А времени им отвели для этого немало – с 1 января 2007 года до 1 мая 2008 года. Сроки определяются субъектами Федерации и зависят от готовности муниципалитетов.
Основной аргумент: собственники не готовы к выбору, они и через год ничего не решат. А ведь в первую очередь не готова власть! Не ясно, ЧТО она передает в управление ТСЖ или частной управляющей компании.
Разве оформлена земля под вашим домом? Озвучен перечень общего имущества – чердаки, подвалы? Местные власти сейчас спешно оформляют их в свою собственность, а кое-где и продают «добросовестному приобретателю».
Шестьдесят процентов домов в России нуждаются в капитальном ремонте. Больше миллиона строений находятся в ветхом или аварийном состоянии. Кто будет делать капитальный ремонт?
Законодатель должен зафиксировать обязательства властей и определить порядок компенсации постановлением правительства. Цена вопроса – два федеральных бюджета, больше 12 трлн. рублей. Граждане готовы подождать, но, прежде чем создавать ТСЖ в старом доме, им нужна определенность. Формулировка в Жилищном кодексе о том, что деньги на капремонт для ТСЖ, ЖСК могут быть выделены местными властями, означает лишь то, что они могут и не выделяться.
А если ТСЖ и начнет собирать деньги на капремонт, то с него возьмут в конце года налог 24 процента – ведь это прибыль! Кроме того, скажут, что ТСЖ – это перепродавец коммунальных услуг, и потребуют заплатить еще и НДС.
Нет реестра управляющих компаний, есть только поручение Минрегиона о его создании. Граждане не знают, из кого им выбирать. Местные власти навязывают жителям государственные ДЕЗы, и это еще не худший вариант. В одном московском районе создали ООО с уставным капиталом 9600 рублей, учрежденное жителями Нарьян-Мара, Нальчика и Тверской области. В его уставе предусмотрена возможность открывать счета за пределами РФ. Увидев слово «ДЕЗ», которое фигурирует в названии, жители подписывают бумаги.
Если же компанию назначили, то должен быть включен в договор пункт о страховании ее ответственности перед собственниками. Как можно идти вперед без поправок на этот счет? А пока почти все они в списке отклоненных.