…и другим наука
Невообразимыми темпами растущее число собственников коренным образом изменило картину жилищно-коммунального обслуживания: теперь не город, а домовладельцы будут нести ответственность за содержание и сохранность своих жилищ. Такая ситуация заставляет по-новому посмотреть на опыт ТСЖ. Из их опыта пользу смогут извлечь все москвичи.Мы побывали в одном из первых и успешных ТСЖ города – «Вавилова, 97». Номер дома совпадает с годом создания товарищества – 1997-й. Не такое уж давнее время, но понятие «собственность» по отношению к недвижимому имуществу еще плохо укладывалось в сознании людей.
Впрочем, находились и «продвинутые» жильцы. Один из них – в недавнем прошлом заместитель начальника известнейшего военного училища страны Николай Сопин. Его и выбрали председателем ТСЖ. Сразу заметим: никаких дотаций – вопреки городским нормативам – ТСЖ не получало. Обходились своими силами.
Первое, что надо было сделать – посчитать, во что людям обойдется проживание. Для большей наглядности сравним сумму с расходами городского дома.
Средняя площадь квартиры в доме – 57 кв. м. Если бы дом принадлежал городу, то за обслуживание 1 кв. м житель платил бы 5 руб. 10 коп. 7 руб. 20 коп. за него вносит бюджет. Всего – 12 руб. 30 коп. В ТСЖ никаких поблажек нет. Так что если исключить дотации, получится, что плата за среднюю квартиру – без коммунальных услуг! – составила бы чуть больше 700 руб. Это если бы дом не стал товариществом.
Но что такое эти самые 12,30? Сумма, как говорят математики, «необходимая и достаточная» для… средненького обслуживания. Но дом можно сделать не просто приемлемым, а и комфортным. Как правило, жителям городских жилищ такое не приходит даже в голову.
Не то в ТСЖ. Захотели большего. Определили приоритеты коммунальных услуг. Первое (и главное) – безопасность. Дом находится неподалеку от Ленинского проспекта, на углу больших улиц – Гарибальди и Вавилова. Что стоит недоброму человеку зайти в подъезд? Решили обнести здание забором и нанять охранников из ЧОПа, которые бы следили за территорией. Их посты – по периметру забора. Вход во двор – по магнитным пропускам.
Но это еще не все. В доме – шесть подъездов, в каждом – консьержка. Помещение для нее – не обычная каморка, а удобная комната, оборудованная современными охранными системами.
Естественно, подумали и о дворе. Что можно – заасфальтировали. Поставили вазоны с цветами. Разбили детскую и спортивную площадки.
Отказались от ДЕЗовских услуг – наняли свой обслуживающий персонал: четверо сантехников, столько же уборщиц, три электрика, три дворника, плотник, маляр. Зарплаты каждому положили, как сейчас пишут, «достойные». Понятно, что к ним и соответствующие требования.
Во что же обходится все это жильцам? Если взять всю ту же среднюю квартиру, где живет предположительно три человека, то 29 руб. за один кв. м. А если плюс к этому еще вода, тепло и т. д., то каждый месяц обойдется семье – в расчете на квартиру – около трех тысяч рублей. Немало, но не смертельно.
Тут мы посовещались…
Общие собрания жильцов в ТСЖ на улице Вавилова уже давно норма. Правда, так стало не сразу. Политика правления была такой. В почтовых ящиках люди находили приглашение, которое начиналось словами: «Если вам не безразлична судьба вашего дома…» Обзванивали каждую квартиру, к некоторым просто приходили и убеждали их… Если в первое время едва собирали половину людей, то сейчас приходит подавляющее большинство.
Проводят собрания дважды в год. Каждый раз председатель докладывает, что сделано, сколько потрачено. А строгая ревизионная комиссия неизменно оповещает членов ТСЖ, правильно ли израсходована каждая копейка.
Кадры решают
Важный момент: людям докладывают, что сделано, чтобы снизить их расходы. Экономят на штате. Он здесь вдвое меньше того, какой положен по нормативам. Многие совмещают профессии: сантехник – он же электрик. Может и за дворника поработать. А электрик следит за антенным хозяйством – это значит, ничего не платят специализированной службе.
Но главное, конечно, – доход от аренды нежилых помещений. Площадь – 236 кв. м – оказалась в распоряжении ТСЖ. Ею инвестор рассчитался за недоделки. Теперь арендой компенсируют примерно шестую часть расходов дома.
Было бы, конечно, неверно утверждать, что в ТСЖ царит полное единогласие. Конфликтные люди находятся всегда. И когда однажды они восстали против правления, выразили ему недоверие, Сопин в сердцах сложил с себя функции председателя. Дом стал зарастать грязью. И что же? К Николаю Степановичу пришла делегация жителей, слезно умоляя вернуться «на трон».
Деятельных, неравнодушных хозяйственников, да еще разбирающихся в финансовых делах, среди жильцов не так уж много. Цените их!
Профилактика лучше капремонта
Вот несколько примеров того, как здесь обслуживают людей. На что тратят квартирные платы.
Небольшая авария: засорился кран, холодной вдруг стала батарея… Кому звонит жилец? Консьержке. Она же по совместительству диспетчер. Но прежде заметим: любая такая авария – ЧП. Каждое утро в 9 часов планерка: собираются все работники ТСЖ и обсуждают, какие поступили заявки.
Перед тем, как слесарь придет по адресу, консьержка предупредит хозяина по телефону – у нее прямая связь с каждой квартирой. Она же примет заказ на дополнительные услуги: отнести вещи в химчистку, приглядеть за ребенком, когда он вернется из школы, повесить картину, люстру. И даже вызовет мастера по холодильникам.
Можно ли сделать обслуживание еще лучше – не перекладывая расходы на членов товарищества? По мнению Сопина, несомненно, надо создать межрайонную ассоциацию ТСЖ, а затем централизованную систему их обслуживания. И в самом деле – зачем каждому товариществу иметь дорогую ремонтную технику? Если будет на всех одна – и простоев меньше, и обойдется дешевле. А может, и мастеров меньше понадобится. Зато у каждого из них фронт работ будет шире. А сэкономленная сумма опять-таки пойдет на нужды дома.
Впрочем, это дело будущего. Но факт, что в ТСЖ над этим сейчас думают. Собственники сами решают, как обустроить жизнь в доме. И то, что она уже сейчас комфортнее, чем в среднестатистическом городском жилище, – зримый результат самоуправления.