В законодательные прорехи залезают даже иностранцы
Все чаще говорят об ужесточении правил регистрации в Москве. Так ли оно на самом деле?
За комментарием наш корреспондент обратился в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Ситуацию разъясняет ведущий специалист департамента Вениамин ОРЛОВ.– Нет никакого ужесточения – больше разговоров! По закону каждый в Москве обязан регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства. Какие трудности, если все делается в соответствии с законодательством?! Желаете оформить регистрацию по месту пребывания на какой-то срок – заключайте с москвичом или москвичкой договор поднайма, аренды или субаренды – и пожалуйста.
Для временного проживания существуют нормы жилой площади. Они предусмотрены ст. 680 и 685 ГК РФ: по договору поднайма жилого помещения наниматель с согласия наймодателя передает на срок часть или все нанятое им помещение в пользование поднанимателю. Договор с гражданами может быть заключен лишь при соблюдении законодательства при норме 12 кв. м жилплощади на человека.
Но беда в том, что находится немало желающих обойти закон: в течение года милиция обнаруживает около 1 млн. человек, которые живут в Москве без регистрации. Не помню, чтобы даже московские газеты их за это осуждали. Ну а за нарушение законодательства о регистрации ныне штраф – 10 руб., только кого он вразумит?
Регистрация по месту жительства на муниципальную, государственную или собственную жилплощадь граждан законопослушных, как правило, не вызывает трудностей. Предъявляют ордер, договор найма или социального найма либо договор купли-продажи со свидетельством о собственности – и их зарегистрируют.
Трудности возникают только из-за отсутствия документа на вселение. Ст. 679 ГК РФ предусмотрено, что с согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно с ним проживающих, в жилое помещение могут быть вселены и другие граждане «в качестве постоянно проживающих с нанимателем». При вселении несовершеннолетних такого согласия не требуется. Остальные вселяются при условии соблюдения нормы жилплощади.
Кто кого перехитрит
«Квартирный вопрос» испортил многих. Жилищные, денежные проблемы решают перерегистрацией: улучшают условия путем обмена (а по существу – продажи) большей площади на меньшую в коммуналках, в домах, подлежащих выселению в связи со сносом, реконструкцией, капремонтом. Иногородние граждане, продав свои 3–4-комнатные квартиры, покупают в Москве комнату в коммуналке или однокомнатную квартиру. А затем требуют вселить к ним оставшихся без жилья детей, нетрудоспособных родителей.
Меня часто спрашивают: разве не личное дело владельца квартиры, сколько родни регистрировать на свою жилплощадь? Все бы хорошо, если бы он не шел вставать на учет по улучшению жилищных условий. И его обязаны поставить в очередь на муниципальную жилплощадь! Такие ее и получают быстрее: у них находятся престарелые родители, инвалиды, участники войны, их очереди – льготные.
Регистрация и вселение разграничены законом. Хотя в духе закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» Конституционный суд три года назад постановил: регистрация лишь способ учета граждан, она носит уведомительный характер, отражая сам факт нахождения по месту пребывания или жительства. Но возможность регистрации граждан в Москве рассматривается лишь при наличии у них документа на вселение в жилые помещения. Ведь предоставление жилья и пользование им, приобретение права на жилплощадь, правоотношения с ее собственниками – все это относится к правовому понятию «вселение».
Многие поняли так: раз регистрация носит характер уведомительный, для ее оформления достаточно заявления в паспортный стол. И поняли слишком буквально! Закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» установил: при регистрации по месту жительства гражданин предъявляет документ о вселении – заявление предоставившего жилое помещение. И здесь типичные примеры. Регистрируют сына к престарелым родителям в дом, подлежащий переселению в связи со сносом – и тут они заявляют о невозможности жить вместе, требуют квартир для себя и для сына. Еще пример: жалея племянницу, обещавшую уход и поддержку, тетя ее регистрирует в свою квартиру. Но отношения ухудшились: за квартиру платит тетя, заявление о снятии с регистрационного учета племянница не пишет, и выход у тети один – обращаться в суд…
Сотни примеров махинаций «женихов и невест» из Сирии, Ливана, Афганистана, стран СНГ, лиц без гражданства. Они, заключив брак с москвичами и москвичками, и вселяются, а вскоре разводятся. Везут первую семью, оформляют брак и вселяют родню на площадь бывшей супруги: только бы встать в очередь на муниципальное жилье! Оборачивается это скачком расходов городского бюджета на возведение муниципального жилья и ростом очереди.
Подобные типичные ситуации возникают из-за «дыр в законе». А внакладе мы, налогоплательщики. Пора менять федеральные законы.