Расплата за верность
Случайно стал свидетелем разговора в одной из юридических консультаций Западного административного округа. Пришла страшно расстроенная женщина. Одна рука до локтя перевязана. Беда! Некоторое время назад прорвало полотенцесушитель (дом старый), и горячая вода хлынула в комнаты. Обварилась (к счастью, несильно) – да только бы это! Но еще и квартира пострадала изрядно: вздыбился паркет, отошли обои, залило низ холодильника, и тот перестал работать. Но и это еще не все. Горячая вода проникла на нижние этажи, и теперь двое соседей подают на женщину в суд.
Понятно, почему оказалась она у юристов – не хочет платить. Она не виновата, все претензии к дирекции, которая плохо обслуживает здание. А с той много ли возьмешь? «Нам не отпустили деньги на ремонт – с какой стати мы должны восстанавливать поврежденные квартиры?». Ситуация знакомая. Можно, конечно, все же попытаться надавить на ДЕЗ, но занятие это малоперспективное. Себе же в убыток. Потратишь и время, и нервы, но ничего не добьешься.
Обо всем этом я думал, пока женщина рассказывала о свалившемся на неt несчастье. Но тут она произнесла слово: «страховая компания», и я стал прислушиваться внимательнее. Если квартира застрахована, правда на ее стороне. Выиграет дело! ДЕЗ как миленький отдаст деньги! Ведь прорыв коммуникаций как раз и входит в риски. Только почему она сразу после аварии не обратилась в компанию? И зачем ей юристы? Страховщики все бы решили сами.
И снова ошибся, ибо не о том шла речь. Во всяком случае, не о страховании жилья. Женщина произнесла: «Плачу каждый месяц по 500 рублей…», и тут я перестал что-либо понимать. Какие 500? Квартира, как я понял, у нее небольшая, значит, должна платить 30, ну на худой случай, 50 рублей. Но не полтысячи же! Кто это берет у нее такую сумму, а потом отказывает в помощи? Разве что какая-нибудь коммерческая фирма, у которой тарифы большие, а надежность маленькая: когда надо отвечать за свои обещания – она в кусты.
И опять неверно! Дальнейшие объяснения все поставили на свои места. Приключился совсем удивительный случай. Оказывается, женщина застраховала не квартиру, а вещи, причем сделала это… еще в тогдашнем Госстрахе! И знаете когда? 30 лет назад! Тогда, кстати, и было только 3-4 вида страхования, квартиры среди них не числились, потому как недвижимость нам в собственность не давали, а за нее несло ответственность государство. Сгорело бы – не дай Бог, конечно – жилье, тут же дали бы новое. Но женщина застраховала тогда имущество, как делали многие. С тех пор (что и есть самое удивительное) – платит!
Как это произошло? Очень просто. Распавшаяся государственная структура, Госстрах передала в свое время списки коммерческим организациям, новым страховым компаниям. А те предложили людям продолжить отношения уже с ними. Некоторые, понятно, отказались от услуг, другие, коли уж есть возможность, «по инерции» согласились. Среди них оказалась и эта женщина. Но, видимо, во всем не разобралась. В прежнем договоре числились только такие риски, как воровство и пожар. Прорыв инженерных систем не упоминался вовсе. Понятно почему… Какой-никакой капитальный ремонт домов тогда делался, чего ж опасаться, что с трубами что-то случится? Аварии коммуникаций в домах – примета скорее нашего времени.
Сразу стало ясно: страховая компания ничем не поможет. В договоре не сказано, какой с нее спрос. И если честно говорить – гражданку облапошили. Вовремя не объяснили, чего ей следует опасаться. А значит, не вполне защитили ее имущество. Хотя деньги исправно получали…
Явившись невольным свидетелем разговора, я вдруг задумался вообще о нашем страховом рынке. Только начинаем – и как робко! В развитых странах – бесконечное число разных видов страхования. Из светской хроники мы знаем, как звезды страхуют буквально все: свои контракты, отношения с партерами и даже свой вес. «Поправилась – кто виноват? Страховая компания!». Но это, как говорится, их нравы. Однако и обычные граждане, чуть что, стремятся обезопасить себя. Можно застраховаться от укуса пчелы, плохой погоды в отпуске, просто от рассеянности. Знаю случай, когда беспечный покупатель опрокинул на себя стеллаж с хрустальными рюмочками – и что же? Как раз и зная свою неуклюжесть, он заблаговременно обзавелся соответствующим страховым полисом.
В общем, предусмотрены все мыслимые и немыслимые риски. Конечно, постепенно будет развиваться страховой рынок и у нас. По нашей ли воле, а то и не спрашивая нас, начнут граждан понемногу потрошить.
О чем речь? О предложенном когда-то бывшим Госстроем РФ законопроекте об обязательном страховании жилых помещений. Тогда его так и не внесли в Госдуму. Но сама идея не умерла! Кто знает, как будет дальше развиваться жилищное страхование, навсегда ли оно останется льготным? Правительственным обещаниям доверять нынче нельзя. Да и льготы, вроде бы, сейчас не в моде. Пока им ничего не грозит – остаются на все услуги, касающиеся жилищно-коммунальных дел. Но сколько так продержится? Неизвестно. Ясно одно: страховой взнос будет расти. И в конце концов мы придем к мировому стандарту, и сами будем выкладывать всю сумму. Что, наверно, справедливо – полновесный рынок, к которому мы так стремимся, делает роль государства в нем ничтожной. А для нанимателей страхование, конечно же, станет обязательным. Тут и сомнений быть не может. Собственник – если что случится – пусть сам справляется со своими проблемами. А город должен быть уверен, что не прогадает.
Что из этого следует? Страхуйся – а то проиграешь! Делай это, пока дешево! Захотят вдруг с нас взять полную сумму (примерно такую, какую неведомо за что платила пострадавшая) – а мы им свое льготное свидетельство! Извольте отвечать по нему! А ваш новый закон, коли он появится, обратной силы не имеет…
И второй вывод: каким прекрасным мог быть рекламный ход! Какая была возможность для компании поднять свой имидж! Возьми и выплати женщине (а также ее соседям) все деньги – и на ремонт, и за вещи, а потом протруби по всем СМИ: «Плата за верность – самое надежное вложение денег!» Любая западная компания так бы и сделала, использовала бы редкий случай показать, как ценит своих старых клиентов. Грех не воспользоваться! Можно сказать даже, что предприниматель счел бы подвернувшуюся ситуацию подарком судьбы.
Какой только предприниматель? Явно не наш. Не умеем мы еще вести цивилизованный бизнес. Нам бы только сейчас сорвать куш (в данном случае – сейчас не заплатить), а что будет потом… Так ведь то будет только потом!
Ничего не оставалось, как посочувствовать женщине. Плакали ее денежки…