Информация – это деньги
Реформа ЖКХ нуждается не только в деньгах, но и в достоверной информации о предприятиях отрасли. Эти знания требуются в первую очередь инвесторам, да и самим предприятиям помогают выжить в нарастающей конкуренции. Недавно фонд «Институт экономики города» закончил крупномасштабное исследование «индикаторов успешности» предприятий сферы водоснабжения и водоотведения, работающих в странах Восточной Европы и в России. Западным инвесторам интересен российский рынок, но они хотят войти в него будучи информированными. Поэтому не удивительно, что исследование было инициировано одним из французских фондов.
Что же это за «индикаторы» и каков алгоритм их применения? У индикаторов есть несколько основных категорий: финансовые, экономические, производственные, экологические. Финансовые показатели демонстрируют состояние предприятия и его возможность отвечать по своим обязательствам, производственные отвечают за расход электроэнергии, число персонала и т.п., экологические напрямую зависят от санитарных предписаний и норм.
«Индикаторная премудрость» окажется полезной и российским частным компаниям. Она поможет выстроить понятные и четкие отношения с собственниками коммунальных сетей – в первую очередь с муниципалитетами. А последние при помощи тех же индикаторов смогут для себя определить, что им требовать от частника и чем он лучше их муниципального предприятия.
В Западной Европе система индикаторов производственной и финансовой деятельности действует уже давно. Внедряется она и в странах СНГ. Как сообщил «КР» эксперт института экономики города Эмин Аскеров, в России на данный момент индикаторы используются в частных компаниях Перми и Сызрани, а также в деятельности МП «Ярославльводоканал».
Например, Пермский водоканал, заключая договоры с муниципалитетами, включил такие индикаторы, как «допустимые перебои в водоснабжении», «доля очищенных канализационных стоков», «частота аварий на магистральных трубопроводах». По мнению Эмина Аскерова, приход частных кампаний в систему водоснабжения не означает автоматическое повышение тарифов. Скорее наоборот существует реальная возможность оставить тарифы на прежнем уровне. Просто за счет внедрения системы индикаторов работа предприятий станет более эффективной.