Тарифы массового поражения
Вместо ранее объявленных 29 процентов плата за коммунальные услуги вырастет в столице лишь на 25. Месячный раунд борьбы столичных властей с Федеральной службой по тарифам завершился ничьей. Можно даже сказать, победила дружба.
Напомним, в начале декабря московское правительство решило повысить коммунальные платежи примерно на 30 процентов и соответствующим образом сверстало городской бюджет. А месяц спустя, задним числом (но в соответствии с законом) ФСТ повелела Первопрестольной наряду с другими регионами ограничить рост 20-ю процентами.
В самый разгар переговоров ФСТ насупила брови и выпустила информационное письмо, указав меру ответственности за невыполнение своего приказа. Регионам напомнили: нарушителям грозит административный штраф в размере от 30 до 50 МРОТ. Хотя, сами понимаете, губернатора вряд ли можно напугать штрафом в 100 – 200 долларов…
Как бы то ни было, для столицы (за январь москвичи успели заплатить на 29 процентов больше), компромисс был достигнут почти точно по середине – сошлись на 25 процентах. Это, подчеркнули в ФСТ, предельный индекс изменения размера платы за услуги ЖКХ. Теперь соответствующие городские службы в авральном порядке займутся перерасчетами. А граждане будут порядком заморочены прыжками цифр вверх – вниз (после перерасчета за январь) и опять вверх. Но кого это волнует?
Туман над размерами платежей слегка рассеялся, однако вопросы остались.
– Как выглядит структура тарифа, за что мы платим? – спрашивает депутат Госдумы Галина Хованская. – Откуда взяты цифры – с потолка? А может быть, их выводили по принципу «как договоримся» или исходя из объективных показателей?
Судя по внешним признакам, в спешке они сначала были взяты «с потолка», а потом поправлены под «как договорились». Иначе трудно объяснить тот факт, что ФСТ исходно установила предельные индексы повышения тарифов на едином уровне – 120 процентов для
71 региона из 88, перечисленных в приказе. Они что, все на одно лицо? У них же у всех разные начальные условия.
Показательна история с Красноярским краем. Ситуация там аналогична московской, с той лишь разницей, что краевым бюджетом исходно планировалось повышение на 39 процентов, а приказ ФСТ предписывал все те же 20. 8 февраля ряд депутатов края на пленарном заседании Госдумы добился решения о запросе правительству РФ. Законодатели хотели «просить компенсировать из федерального бюджета регионам разницу между тарифами, установленными ФСТ, и экономически обоснованными тарифами». Но в тот же день стало известно: губернатор Александр Хлопонин договорился о повышении предельных индексов с 20 до 29,5 процента. Теперь его упрекают: «Вместо того чтобы требовать у Федерации финансовую компенсацию, наша исполнительная власть добивалась разрешения повысить тарифы для населения».
Москвичам, казалось бы, можно если не радоваться, то хотя бы воспринимать новость с удовлетворением: все-таки платить будем чуть меньше. Но в том-то и дело, что не будем… Ведь аппетиты коммунальных служб никак не умерены. Во всяком случае, об этом нигде нет ни слова. А значит, они свое в любом случае получат. Только не напрямую с граждан, а окольным путем, через бюджет.
Правда, в бюджете тоже наши с вами деньги. То есть деньги в любом случае вынут из нашего кармана. А тогда по какому поводу шум?