За рекой Москвой стоит чудный град…
Замоскворечье, наверное, одно из самых «московских» мест. Отличается не только богатой историей, архитектурой, но и особым московским духом. Не шикарно столичным, а чуть-чуть патриархальным, несколько консервативным, трогательно патриотичным. Замоскворецкие жители не ждут, когда к ним придет добрый дядя и приведет в порядок дворы и подъезды. Потому и берут чаще других призы в номинациях «Инициативы жителей», «Улучшаем свое жилище». Причем много чего делается непосредственно на деньги самих жителей.Дадим им слово.
ТЕРРИТОРИЯ ЗАКОНА
Людмила МОЙСА, старшая по дому (Люсиновская улица, 26-28, стр.6)
14 этажей, три подъезда… Таков наш дом. Построен он восемь лет назад, когда мы въехали в него, cразу решили: «Будем его беречь!» Многие перебирались сюда из старых строений, а потому хорошо представляли, во что может превратиться новое, если все оставить на попечение муниципальных властей, если самим быть не жильцами, а иждивенцами.
И вот в каждом из подъездов появился листок, который сразу обратил на себя внимание. Крупными буквами там было написано: «Свод законов». Что это было? Правила общежития в доме. Никаких открытий мы не делали, писали общеизвестные вещи («В подъезде не курить», «Не сорить», «На стенах не писать» и т.д.). Не такие уж и строгие правила, и не так трудно им следовать, но вся беда в том, что в каждом из нас живет безразличие. Подумаешь, не дверь же поломал – бумажку бросил, велика ли беда… Но если к вечеру подъезд превратится в сарай, кого винить? Только себя.
За всем следили наши заботливые консьержки. Мы пригласили их еще в 1995 году. Конечно, консьержки были в городе уже тогда, но в основном, в элитных домах. Мы поняли: они необходимы и нам. У нас свои преимущества – один вход на 14 этажей. Одна дежурная сразу на 24 – 52 квартиры. Если каждая из них возьмет на себя частичку ее содержания, то набежит не такая маленькая зарплата.
Оборудовали им и рабочие места. Каждую будочку, кстати, поставили не у входа, а у лифта – там оказалось просторнее. В каждой телевизор, холодильник. Подумали о туалете. Почему-то о нем вспоминают редко. Будто дежурные – не живые люди… Мы соорудили туалеты рядом с мусороприемниками («пробивали» разрешение два года!), и тем избавили наших консьержек от лишних неудобств.
Понятно, что бюджетная помощь для зарплаты дежурным – как бы ни была она мала – все же не лишняя. Но недавно мы ее лишились. Почему? В доме поставили видеонаблюдение. Дело хорошее, камеры, в основном, следят за двором. Появится злоумышленник, затеет драку или задумает угнать машину, цифровая запись его зафиксирует, отправит в память компьютера, а там, по изображению его смогут найти.
Но если речь идет о входе в подъезд, то монитор тут не помощник. Нужен живой человек. Всегда спросит у постороннего, к кому он идет, если надо – поднимет тревогу, позвонит в милицию. Кстати говоря, операторы видеосвязи, как правило, вызывают милиционеров не сразу: ведь у них под наблюдением целый микрорайон. Наша консьержка, если что, делает это моментально.
Так вот о порядке в подъезде. Наши дежурные – первые в этом помощники. Они проследят за тем, как поработала уборщица, «застукают» пацана, рисующего на стене свой «автограф», а не успеют остановить – поднимутся к маме и заставят смыть «художество». Сделают замечание взрослому, если тот, выходя из лифта, бросит обертку или окурок. Поначалу и вправду надо было увещевать людей в отношении чистоты подъезда, но постепенно люди вошли во вкус и теперь сами не позволяют себе неряшливость.
Естественный путь: от чистоты к благоустройству. У нас стали традиционными субботники, когда в свои выходные жители занимаются общедомовыми проблемами. Началось с того, что выходили и просто мыли стены. Потом стали украшать подъезд – на окнах появились занавески, в холле – цветы в больших кадках. И даже японская фантазия – икебана. Повесила объявление: «Если есть ненужные предметы обстановки – не выбрасывайте! Подъезду пригодится!» Так в нем появились два стола, где лежат газеты, стоит самовар. Однажды я сама увидела выброшенный коврик – не такой уж и старый! Вымыла его, положила в холле. А когда он вытерся, купили новый.
Приятно, конечно, когда дом побеждает в каком-нибудь конкурсе – городском или окружном. Значит, наш труд ценят. В прямом смысле: занявшим призовое место полагается денежная премия. А это финансовый источник для дальнейшего благоустройства подъездов и двора. И когда говорят, что город мало выделяет денег на ЖКХ, я всегда мысленно возражаю: «А премии? Лучше заботьтесь о своем доме, тогда и деньги получите».
САМОВАР В ПОДЪЕЗДЕ
Галина КРЫЛОВА, старшая по подъезду (Люсиновская улица, 41, подъезд №3)
В подъезд не то чтобы неприятно – страшно было войти. В холле тусовались агрессивные молодые люди, провожали каждого вошедшего ухмылками и двусмысленными шуточками. Везде разбросаны пустые бутылки и, бывало, – шприцы. Не подъезд, а притон. Родители боялись за своих детей – встречали их после школы.
Обращения в милицию были бесполезны. Вокруг – неблагополучные пятиэтажки. А у нас – просторный подъезд, в самый раз для тусовки.
Допекло! Вопрос встал ребром: кто кого – мы шпану или шпана нас? Решили закрыть подъезд. Кроме кодового замка – комбинацию цифр подсмотреть легко! – поставили еще и решетку на дверь. Первое время наблюдали, как хулиганы трясли ее. Но, поняв, что теперь им здесь ничего не светит, постепенно отстали от дома.
Первая совместная акция сплотила жителей. Поняли: нельзя замыкаться только в своей квартире. Следующей нашей заботой стало благоустройство самого холла. Нужно ли говорить, в каком состоянии он находился? Стены разрисованы, пол заплеван. Кабинка лифта – как старый развороченный сарай.
Все это надо было ремонтировать. Деньги собирали с жильцов. У кого не было – предлагали руки. Кто-то отмывал стены, кто-то помогал выложить плиткой пол. Не могу не сказать доброго слова о нашей дирекции – ГУП «Замоскворечье». Возможности ее невелики, но в лице руководителя отдела реформирования ЖКХ ДЕЗа Людмилы Анатольевны Старостиной мы всегда находили поддержку. Наш подъезд отличали от других, помощь мы получали в приоритетном порядке. Почему – легко понять. Когда муниципальная организация убеждается, что бюджетные средства тратятся не зря, что люди сохраняют сделанное, она охотнее выделяет их. Одним из первых поставили нам будочку для консьержки, а надежных дежурных нашли мы сами.
И постепенно помещение преобразилось. Подвесные потолки, на окнах белоснежные шторы, повсюду живые цветы. «Как стало красиво! В дом просто приятно зайти», – такие слова я не раз слышала от наших жильцов.
Недавно была масленица – напекли блинов и вместе отметили. Ведь у нас в подъезде есть даже самовар! Все время на доске объявлений появляются поздравления с днями рождений соседей, с юбилеями. Пойдет малыш в первый класс – провожаем всем подъездом. Есть у нас свой баянист, есть хор и даже поэты имеются. Так что и песни не занимаем – свои!