Монополистов – на счетчик!
ЖСК «Парковый» (адрес: Сокольнический вал, 24, корп. 3) выиграл суд у Мосгортепла еще 25 июля сего года. Жильцы отсудили у одного из самых мощных монополистов города 1,5 млн. рублей, настоящая сенсация! Но мы не спешили с публикацией по просьбе председателя кооператива Павла Морозова. А вдруг высшая инстанция отменит решение?Кассационная жалоба тепловиками подана не была. Таким образом, если говорить о столь большой сумме, жильцы одержали первую крупную победу в Москве над всемогущим ресурсодержателем.
История весьма поучительная, а потому стоит вернуться к ее истокам. Почему возник иск, как вообще образовался долг? Рассказывает член общественного Совета по жилищной политике при Мосгордуме, один из ведущих специалистов в сфере отношений ЖСК и ТСЖ с ресурсодержателями Герман Харченко:
– Рассчитываться можно двумя способами – по ставкам, утвержденным правительством Москвы (как, собственно, это и делает сейчас большая часть московских домов), и тепловым нагрузкам, которые, выражены в гигакалориях. В последнем случае цифра будет явно выше. Ведь нагрузки ориентируются на максимально низкие температуры – минус 26. Сколько таких дней бывает в Москве? Да еще и в нынешние теплые зимы? Тем не менее, эта несправедливая схема легла в основу договорных отношений многих жилищных кооперативов и теплоснабжающей организации. К чему это ведет? У кооперативов образуются огромные долги перед тепловиками. Они возросли еще больше после дефолта 1998 года, когда все сбережения ЖСК погорели. Город, который обещал возместить эти потери, так этого и не сделал.
Рынок – штука жесткая. В прошлом году у ряда ЖСК отключали горячую воду. К счастью, тепло – да еще в зимнее время – еще не перекрывали. Но ждать можно всего. Ведь получил же один кооператив (ЖСК «МАИ-4») из Мосгортепла такое письмо: «Если не заплатите, устроим видимый разрыв на трубопроводе».
Впрочем, есть и другой способ борьбы монополистов с непослушными жильцам: безакцептное (то есть, даже не спрашивая разрешения) снятие со счета кооператива любых сумм. Иными словами, обнуление счетов. А как же жителям расплачиваться за воду, уборщиц, вывозку мусора и прочие коммунальные услуги, если все заберет Мосгортепло? Монополиста это не интересует. А потому в кооперативах ходили по квартирам и собирали с жильцов по второму разу квартплату.
В кооперативах и товариществах собственников жилья жильцы – хозяева своих домов. Хотя у кооператива собственность липовая. Никто не отдал им дом во владение. Управлять им – нанимать обслуживающие организации, рассчитываться с ними – это пожалуйста. Но вот передать кооперативам во владение подвалы, чердаки, пристройки, землю – нема дурных. Не получите ничего! Заметим, что речь идет о тех пристройках, которые полностью, до единого рубля оплатили в свое время сами пайщики, и на которых можно было бы сейчас прекрасно заработать: продать, сдать в аренду и т. д. Но – не дают.
В результате, кооперативы, которые всегда считались «богатенькими Буратино», стали одними из самых бедных. Особенно, если учесть их контингент. Обнищала ныне творческая и техническая интеллигенция (которая, собственно, и составляет костяк жилищной кооперации). Это следует и из статистики: обитатели ЖСК считаются сейчас одними из наименее защищенных слоев населения в столице.
И вот такие дома Мосгортепло и выбирает себе в противники. Сейчас задолженность перед этой организацией – часто фиктивная – у более чем 700 ЖСК. И это – из немногим более двух тысяч ЖСК, которые она обслуживает. Должник, короче, каждый третий. А против сотен кооперативов уже поданы иски.
А «Парковый» его выиграл! Как получилось так, что на этот раз Голиаф оказался поверженным? Во-первых, ЖСК хорошо подготовился к процессу. Ведь это не первый его суд с Мосгортеплом. А первый – года три назад – он проиграл, и именно тогда был вынужден заплатить 250 тыс. руб.
Ошибки решили учесть. Собрали собственную информацию – по данным счетчика на ЦТП. Правда, на нем «висит» еще десяток домов – муниципальные, детский сад. Но, может, это даже лучше: есть возможность сравнить, сколько берут с муниципалов (которых, напомним, защищает город, в случае же ЖСК борьба, как говорится, идет «по гамбургскому счету»: за истину!). Пригласили очень опытных адвокатов. И, наконец, нашли солидную организацию – институт «Гипрокоммунстрой», имеющую лицензию на энергоаудит. И вот результат: сами жильцы, сравнив свои расходы с другими домами, пришли к выводу, что они переплачивают, по меньшей мере, в полтора раза. Институт доказал, что фактические нагрузки на дом в разы (!) меньше, чем те, что записаны в договоре. Внимание, муниципалы! Может, и вас так дурят?
Примерно в это же время выиграл свои суды и еще ряд ЖСК: «Лифтовик», «Советский воин», «Успех», «Прибой», «Высотный» и некоторые другие, правда, на суммы более скромные – от 80 до 400 тыс. руб. Победа «Паркового» оказалась самой громкой и впечатляющей.
Но можно ли утверждать, что, наконец, и на монополиста нашлась управа? Не будем спешить с выводами. Не так серьезно берутся за дело, как этот, с Сокольнического вала. И далеко не везде найдется столь опытный и непредвзятый судья, каким оказалась заслуженный юрист России Зинаида Савинкова, которая и вела это дело в Московском арбитражном суде. Большинство решений выносится все-таки в пользу Мосгортепла. А следующая инстанция – Федеральный арбитражный суд Московского округа – механически штампует эти решения. В то же время Высший арбитражный суд такие дела к рассмотрению не принимает – для него проблемы жильцов семечки.
Выход должен быть радикальным: необходимо переходить к индивидуальным расчетам за воду и тепло – как это есть сейчас в отношении электроэнергии. Но это не делается, несмотря на то, что в новых (пока только в новых) домах Москвы установлено 700 тыс. счетчиков, как на самих домах, так и в квартирах. Счетчик – и есть высший суд. Ни у одного монополиста не найдется более сильных аргументов, чем крохотные цифирьки в окошечке прибора.
Но…счетчики стоят только как декорация к новой квартире. Невыгодны они ресурсоснабжающим организациям. А потому те так тянут с их введением в действие. То непонятно, кто будет снимать показания, кто будет их поверять, обслуживать. Будто нет уже такого опыта с электросчетчиками…
Сколько же еще времени жильцы будут переплачивать за тепло и воду? Думается, ответы на эти вопросы должны дать исполнительная и законодательная власти Москвы. И чем дольше будут они тянуть с ответом, тем больше будет пробуксовывать реформа ЖКХ.