Борьба без правил
Митино – новый, и уже ставший престижным район Москвы. Здесь впервые в городе сформированы товарищества на базе целого жилого микрорайона – 8А Митино. Ассоциацию ТСЖ (она объединяет 13 товариществ) назвали «Митинский оазис».На время заселения вновь построенных домов и создания собственной службы эксплуатации микрорайон 8А Митино обслуживала наша компания – ООО «МОЙ ДОМ. Управление жилищным фондом». Право это мы заслужили в результате конкурсного отбора. Услугами нашей компании пользуются и другие товарищества, которые находятся в самых разных концах Москвы – на улицах Гурьянова и Улофа Пальме, Ватутина и Артековской, Маршала Рокоссовского и Лобачевского… При этом мы создаем товарищества, формируем кондоминиумы, обеспечиваем жизнедеятельность домов, и осуществляем не только эксплуатацию, но и управление объектами.
И все же, «первой любовью» осталось для нас Митино. С сожалением отмечу: кроме «Оазиса» товариществ здесь раз-два и обчелся. Почему? Ведь пример микрорайона 8А мог бы, наверно, послужить хорошим стимулом: жильцы сами формируют пакет услуг, контролируют их качество, расходование средств, а в результате обслуживаются намного лучше, чем их соседи. Почему же те не следуют их примеру? Ответ, думается, в том, что на создание «Оазиса» были брошены мощные городские силы. Решение об его организации было принято московским правительством. Большое участие в этом деле принимал Департамент жилищной политики и жилищного фонда, другие городские структуры, но потом эту инициативу, имея в виду остальную территорию района, должна была бы подхватить районная управа «Митино». Ей следовало провести информационную работу среди жителей, помочь им сформировать комплекс недвижимого имущества, которым те будут управлять, разработать бизнес-план, где были бы наглядно представлены доходы и расходы домов, что наглядно, экономически убедило бы жильцов во всех выгодах самоуправления. Районные управы сейчас – главное звено в развитии жилищного самоуправления.
Однако городская инициатива в районе подхвачена не была. Созданием товариществ управа района Митино не занималась. Но вот неожиданно представился случай расширить географию ТСЖ в районе. Было издано распоряжение префекта СЗАО В. Козлова по проведению конкурса на различные работы в Митине, в том числе и на техническую эксплуатацию домов муниципального фонда. В перечне предлагаемых территорий значились микрорайоны 6, 8, 8Г. Они и привлекли наше внимание. Почему? Микрорайоны 8 и 8Г находятся как раз напротив «Оазиса», мы хорошо знаем стоящие там дома, знакомы и с проблемами, которые возникают у их жителей в части предоставления услуг ЖКХ, знаем, как их решать. Тем более, что многие сотрудники нашей компании и являются жителями этих домов. И решили принять участие в соревновании.
А какие проблемы у микрорайонов? Главная – очень плохое там обслуживание! Мы не только видим это сами, но и нередко выслушиваем на этот счет нарекания жильцов (все-таки – соседи!). Переполненные мусором контейнерные баки, горы снега зимой, сломанные автоматические запорные устройства и доводчики в подъездах, неубранные, да еще и неосвещенные лестничные площадки, плохая работа сантехников… В общем, людям было на что пожаловаться.
То, что мы могли бы поднять класс обслуживания, – несомненно. И это вовсе не самонадеянное заявление. Отзывы буквально всех ТСЖ свидетельствуют о том, что люди нашей работой довольны. Если же говорить конкретно о микрорайонах 6, 8 и 8Г Митина, мы знали, как поправить здесь положение. В наших планах, например, было установить более тесные контакты с жильцами, полнее учитывать их мнение о нашей работе. И, понятно, отчитываться перед ними за качество и набор предоставляемых услуг. Кроме того, задумали – за собственный счет – приобрести технику и механизировать некоторые работы по уборке территории.
Но завоевать авторитет жителей, дать им почувствовать свои права, убедить, что за те деньги, которые они платят за свое проживание (а сумма эта, как известно, будет расти), они вправе требовать соответствующую работу – это только начало. Рост самосознания жильцов – это первый шаг в создании жилищного самоуправления в домах. Следующий – их организационное оформление.
Да, мы не скрывали, что, собираясь принять участие в конкурсе, наша компания претендовала не только на роль традиционной подрядной организации. Мы помогли бы сформировать в микрорайонах новые ТСЖ. Такой опыт по Москве у нас имеется. Почему бы не реализовать его и в Митине? У нас были надежды на успех. «Ключ к реформе» – так назвал жилищные объединения мэр города Ю. Лужков. Этот ключ мы и хотели вручить жильцам.
Со всеми этими мыслями я, как руководитель компании, решила поделиться с начальником ДЕЗа «Митино» В. Киселевым. Но, к сожалению, понимания у него не нашла. Господина Киселева, по его словам, вполне устраивает существующее положение дел. Равнодушно отнеслись к нашей идее расширения жилищного самоуправления и в районной управе.
И вот – конкурс. Еще до того, как он состоялся, нас насторожил такой факт: подготовка к нему проходила с рядом нарушений. В публикациях о нем (а это непременное условие его проведения), по сути, не было никакой информации: не указаны выставленные на конкурс территории, финансовые условия, профиль работы. Просто дань протоколу. Главной своей задачей – привлечь к обслуживанию альтернативные организации, объявление явно не выполняло. А может подобная цель вовсе и не ставилась?
И такой факт. Глава районной управы «Митино» Н. Бутырин издал распоряжение о проведении конкурса… спустя месяц, как уже шла к нему подготовка. Это следовало из графика подготовительных работ, который был приложен к тому же документу. Мы, естественно, сразу же обратились в районную управу и ДЕЗ с просьбой срочно предоставить нам конкурсные документы. Но ни дирекция, ни управа нам даже не ответили.Возможно, претенденты «со стороны» их не очень интересовали, так как устраивали уже работающие компании?
Обо всем этом мы известили Управление городского заказа правительства Москвы, и его представитель В. Синюков мог сам убедиться в фактах дискриминации по отношению к отдельным участникам конкурса. Восстановить справедливость пытался и советник районного собрания С. Друганов, представлявший интересы жителей Митина. Но все оказалось бесполезно.
И вот подведение итогов. Понятно, что все решила конкурсная комиссия, которую возглавлял первый заместитель главы управы Н. Сенчило. И ее выбор врядли стал случайным, ведь более половины членов комиссии это работники самой дирекции: главный инженер, главный специалист, главный бухгалтер и т.д. Стоит ли удивляться, что победителем соревнования стала именно та компания, которая устраивала ДЕЗ? Если говорить о микрорайонах 6, 8, 8Г Митина, то это была уже давно здесь работающая «Сантехника-Комплекс». Интересно, как бы отнеслись жильцы, предоставь им возможность самим сделать выбор? Но их мнения никто не спросил.
Невольно задумываешься: что за всем этим стоит? Почему ни ДЕЗ, ни управа не проявляют никакой заботы о том, чтобы люди в Митино жили более комфортно в своих домах? Почему они сопротивляются развитию в районе жилищных инициатив? Не потому ли, что с организацией товариществ к контролю за расходованием бюджетных средств были бы допущены сами жильцы, а это нравится далеко не всем чиновникам? Или есть какие-то другие причины?
Ясно одно: никакого улучшения в обслуживании жителей нашего района с таким подходом не будет. А потому получается, что именно они – жители – и понесли самые большие потери.