Из старого дома в новый
На Юго-Западе столицы осталось ликвидировать 52 пятиэтажки сносимых серий. Но эти последние «хрущевки» оказались самыми крепкими, их нелегко пустить на слом. Почему затормозился процесс переселения? С какими проблемами столкнулись жилищники при отселении жителей домов? Об этом корреспондент «КР» беседует с начальником Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Юго-Западном округе Еленой Рылатко.
Все зависит от строителей
– Елена Владимировна, много ли новоселий ожидается в округе уже в нынешнем году?
– Сейчас мы работаем по графику, который был принят на 2011 год и до середины 2012-го. В нем 20 домов, шесть из них полностью оформили на отселение. Остальные 14 пятиэтажек в стадии работы. К сожалению, в новостройках не всем переселенцам хватает двухкомнатных квартир. Поэтому в текущем году не все эти дома будут отселены.
– Выходит, все зависит от строителей?
– Безусловно. Возник огромный дефицит двухкомнатных квартир, он наблюдается не только в нашем округе, но и по всей Москве. Правда, у нас в Южном Бутове еще можно найти «двушки». Но люди не желают переселяться даже в соседний район.
Вот, например, в районе Обручевский в прошлом году расселялось сразу пять пятиэтажек. А был построен там всего один дом на Ленинском проспекте. И в результате без новых двухкомнатных квартир осталось 38 семей. Буквально сегодня у меня на приеме была от них делегация. Этим семьям предложили переселиться в новостройку на Нахимовском проспекте. Она находится ближе к центру, но в другом районе. 20 семей согласились на переезд, а 18 – нет. Объясняют свой отказ тем, что им будет тяжело менять поликлинику, райсобес. К тому же, привыкли к своим магазинам, а там будут другие. Теперь собираются ждать, когда появится в их районе новый дом. Но мы даем то, что у нас есть. А в Обручевском даже не заложено новое строительство. И когда к нему приступят, нам не известно.
– Сколько все-таки новостроек планируется сдать?
– У строящегося соседнего корпуса стоит подъемный кран. Когда переселим туда людей, опять будет затишье – до сдачи очередного дома.
И в затишье есть работа
– И вам приходится вот так каждый раз ожидать передачи строителями дома? Неужели вся работа по переселению приостанавливается?
– Завершения строительства новых домов, конечно, мы все с нетерпением ждем, однако в нашей работе по переселению никогда не бывает перерывов. Дело в том, что большинство жителей сносимых пятиэтажек проживают в приватизированных квартирах. При переселении с ними нужно заключить договор мены, который необходим для оформления прав собственности на предоставляемое жилье. Но для него, в отличие от договора социального найма, требуется другой набор документов. Выполняется все вручную, приходится по пять раз проверять, чтобы договор мог пройти государственную регистрацию. А это гораздо сложнее, уходит намного больше времени.
Раньше с жителями, чтобы они могли быстрее переехать в новые квартиры, предварительно заключался договор краткосрочного найма. Все это делалось для удобства людей. Но теперь обернулось большими издержками. Порядка 100 семей без каких-либо обоснованных причин отказываются заключать договор мены и оформлять квартиру в свою собственность.
– А на каких основаниях они проживают в новых квартирах?
– У такой семьи на руках имеется распоряжение о предоставлении жилья, и по нынешнему законодательству ее никто не может выселить. К примеру, у меня на контроле находится один договор с 2002 года. Тогда по решению суда был вселен человек. То есть, суд определил, что предоставляемая квартира отвечает всем требованиям, причин для отказа от вселения в нее не имеется. Но вот заставить переселенца оформить жилье в свою собственность мы не можем. В судебном решении об этом ничего не говорится.
Эта брешь в жилищном законодательстве сейчас остро ощущается. Если идти до конца, необходимо прописать норму, что гражданин, освобождая собственную квартиру в доме, идущем под слом, должен вселяться в жилое помещение, предварительно оформив его также в собственность. Некоторым людям отсутствие этой нормы позволяет уклоняться от налогов. Но при этом они не понимают, что сэкономленные копейки могут в дальнейшем обернуться потерей миллионов рублей для их детей, которые не получат в наследство имущество от своих родителей.
– С прошлого года договоры мены при переселении собственников стали заключаться сразу, без краткосрочного найма?
– Да, и порядок в оформлении новых квартир заметно улучшился. За это время вышло около 600 распоряжений о предоставлении жилья собственникам, а незаключенных договоров мены было всего 40. Их не удалось своевременно заключить по вполне объективным причинам. Приведу случай, когда один из собственников выехал за границу, и сейчас все остальные дожидаются его, чтобы вместе подписать договор.
Но все равно с оформлением документов процесс затягивается. Вот и получается, что если даже имеется в наличии жилая площадь, и на нее уже получено согласие о вселении, наша работа по переселению не прекращается. Мы созваниваемся с жителями, приглашаем к себе, чтобы быстрее заключить договор мены. Однако не все сразу откликаются на наш призыв. А если еще учесть, что приватизированных квартир в старых домах намного больше, чем муниципальных, можно представить весь объем такой работы.
Чтобы погасить конфликты
– Могут ли жильцы отказываться от предложенных вариантов переселения? И сколько раз?
– Вот и нам говорят жители о нескольких вариантах, когда не дают согласие на переезд. Мол, покажите еще квартиры, имеем право на выбор. Но когда спрашиваем у них, а в каком законе вы это прочитали, в ответ ничего не могут сказать.
При переселении мы должны предоставить нанимателям вместо старых квартир – равнозначные, а собственникам – равноценные, расположенные в домах в одном районе проживания. То есть, в первом случае ориентируемся по размеру площади жилого помещения, а во втором – по его стоимости. В соответствии с Законом города Москвы от 26.01.2011 №4 улучшать жилищные условия по норме предоставления при переселении могут лишь плановые очередники (за ними остается выбор жилых помещений). И если все эти правила четко соблюдаются, а переселенцы отказываются освобождать квартиры в сносимом доме и переезжать в новые, мы имеем право на обращение в суд, не предлагая других вариантов.
– В новостройках квартиры одного набора, как правило, различаются по площади, есть более просторные, чем в старых пятиэтажках. Кому тогда отдается предпочтение?
– Учитываем состав семьи. Если в ней больше людей, даем квартиру также чуть больше. Простой и справедливый принцип, однако и он может вызвать конфликт. Я уже вспоминала новый дом на Ленинском проспекте. Вы не представляете, с каким трудом мы распределяли там двухкомнатные квартиры. Мало того, что их не хватало на всех переселенцев, в этом корпусе было не два, не три, а 14 вариантов планировок «двушек». И когда жильцы узнавали, что кому-то досталась квартира площадью больше хотя бы на один метр, требовали такую же. Все наши объяснения, что в той семье имеется ребенок-инвалид, там больше людей, не принимались.
Конечно, у нас много претензий к проектировщикам домов. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города предпринимает немало усилий для ликвидации дефицита двухкомнатных квартир, изыскивает свои способы для решения этой проблемы, вступает в переговоры с инвесторами, чтобы большие квартиры заменить «двушками».
И мы в округе стараемся выходить из такого положения. Был случай, когда у нас две семьи, находящиеся в близком родственном отношении, которым полагалось выдать две двухкомнатные квартиры, переехали в одну большую четырехкомнатную. А в прошлом году для переселенцев выделили несколько квартир из фонда за выбытием. И люди вселились в них, потому что остались в районе проживания, и жилье им понравились.
Может быть, сейчас нужно строить дома с одними «двушками», причем одинакового проекта, чтобы погасить все конфликты. И в этом плане очень своевременно принято решение о проектировании жилых домов специального назначения – для социальных нужд. Поскорее бы их начали строить!
Выгодно для очередников
– Что можно посоветовать очередникам, которые надеялись при переселении улучшить свои жилищные условия по норме предоставления, но теперь этого не могут сделать?
– Совет такой. Если кто-то из очередников желает ускорить улучшение своих жилищных условий, он может это сделать, воспользовавшись одним из возмездных вариантов в рамках городских жилищных программ.
Особенно это выгодно сделать именно до переселения. Почему? Поясню на примере семьи из четырех человек, занимающей двухкомнатную квартиру 45 кв. м. Сейчас мы можем предоставить очередникам жилое помещение для приобретения по льготным ценам в дополнение к имеющейся площади на двоих членов семьи. А после переселения у этой семьи будет уже 54 «квадрата», в новостройках ведь другие размеры, и она сможет претендовать на жилье для одного человека. То есть во втором случае можно приобрести с помощью города однокомнатную квартиру, а вот в первом – двухкомнатную.
И вы знаете, когда наши сотрудники доходчиво объясняют очередникам-переселенцам их выгоду, многие из них откликаются – приходят в жилищное управление и пишут заявление о своем желании вступить в ту или иную программу. Они понимают, что лучше быстрее действовать, чем бесполезно и долго судиться, не имея для этого никаких оснований.