23:30:44
11 апреля 2021 г.

Николай Федосеев: «Городская политика – это не ясли, где взрослому человеку меняют пеленки»

Жилищные программыИзвестно, как много внимания уделяют в столице проблемам очередников, насчитывающих около 7% населения города. На этом фоне у остальных 93% москвичей может возникнуть своеобразное чувство ревности. Ведь у них тоже есть свои трудности.Однако интерес к ним со стороны городского руководства, по крайней мере чисто внешне, акцентируется заметно скромнее. В то же время идея федерального правительства о доступном жилье для большинства россиян, вообще говоря, не оригинальна. Нечто подобное было задумано столичными властями еще в 1998 году. О том, какими Департамент жилищной политики видит свои обязанности перед основной массой жителей города, мы сегодня беседуем с заместителем руководителя департамента Николаем Федосеевым.
Статистика и жизнь
– Николай Викторович, как вы считаете, жилье стало доступнее для москвичей за последние годы?

– Если сравнивать с положением семилетней давности, то оно стало доступнее, безусловно. Появились такие рыночные механизмы, которые позволяют не только богатым, но и людям со средними доходами решать жилищные проблемы. Эти механизмы не просто появились, они работают и достаточно гладко. Взять те же самые субсидии. Хотелось бы больше, но и так ежегодно столица выделяет немалые деньги, 1,12 млрд. рублей, на выдачу субсидий для покупки жилья. Подчеркиваю, это не бесплатное жилье. Люди добавляют свои деньги и покупают товар на рынке.
Далее – ипотека. Получение кредита уже ни для кого не является примером исключительно из жизни «за бугром». Она стала реальностью и для нас. Другое дело, что она не перешла в разряд массовой. Пока этого трудно ожидать по объективным причинам. Тем не менее, все новые и новые люди прибегают к ее возможностям. Если пять лет назад к ней обращались только те граждане, которые могли бы приобрести себе квартиру и без всякой ипотеки (люди подстилали себе соломки на случай столкновения с фискальными органами), то сегодня ипотека – это механизм для тех, кому действительно не хватает денег. Она работает по прямому своему назначению. Повторяю, никого не могут удовлетворить ее масштабы. Для столицы 4 – 5 тысяч кредитов – это капля в море. С другой стороны, начало – всему голова. Впервые в прошлом году мы обкатали на практике схему, по которой ипотечный кредит получили очередники…
– Николай Викторович, мы условились, что наша беседа не об очередниках. Сконцентрируемся на другой части горожан.
– Тем не менее, это тоже москвичи, включившиеся в рыночный процесс. Но раз уговор был, то перейду к жилищным кооперативам. Кто-то их называет по-прежнему жилищно-строительными, кто-то именует жилищно-накопительными, а суть одна. Практически, это аналог немецких стройсберкасс, когда люди участвуют во взаимном кредитовании друг друга. Форма начала развиваться в столице 5 лет назад. Она находится еще на этапе становления. Но сегодня ею пользуются уже тысячи людей, и тысячи людей с ее помощью приобрели себе квартиры.
– Вы перечисляете тропинки, по которым граждане идут по направлению к жилью. Но, может быть, оно еще быстрее уходит, и разрыв растет? Я имею в виду цены.
– Вы правы, жилье у нас последние пять лет непрерывно дорожало. И продолжает дорожать сегодня. Более того, я полагаю, что московская жилплощадь еще недооценена, и рост цен продолжится. И пусть меня обвиняют в том, что я представляю рупор инвесторов-строителей, жизнь нас рассудит. Но вместе с этим учитывайте, пожалуйста, и инфляцию: не менее 10% в год в целом по стране, а на рынке строительных материалов и услуг темпы опережающие: минимум 15% в год.
С другой стороны, нам постоянно жалуются на дороговизну ипотечных кредитов. Справедливо. Но давайте сравним: я уплачиваю 15% в рублях в год по кредиту. А жилье за это время дорожает на 25%. Получается, что кредит мне выгоден. Ведь я сегодня плачу по тем ценам, которые были вчера и даже позавчера. Вот почему я считаю, что в целом жилье стало доступнее.
– Но может быть, есть некий объективный количественный показатель доступности? Например, сколько жилья ежегодно покупается москвичами?
– Такой статистики у нашего департамента, к сожалению, нет. Я не могу потребовать от коммерческой организации сведений о том, кому они продают свой товар. Даже Росрегистрация не дает такую информацию.
С расчетом индекса доступности тоже тяжело, говорю об этом сразу. Это отношение средней стоимости жилья к средней величине зарплаты. Оно в нынешних условиях ничего не дает для формирования жилищной политики. У американцев есть хорошее выражение: вы сегодня съели курицу, я – ничего, в теории мы съели по полкуренка. Что, все сыты и довольны? Здесь то же самое. Исходные данные для расчета изначально некорректны. Не стану подробно говорить, что в типологии аналитиков, как минимум, 10 сегментов жилья. И у каждого своя цена. А средняя зарплата, – ее кто-нибудь знает? У нас по статистике народ живет – беднее некуда. А дороги забиты автомобилями, чуть на голову прохожим не забираются. Посмотрите на наш рынок недвижимости: сметают все, несмотря на цены, и не только за счет приезжих.
Для неочередников – рынок
– И все-таки: число льготных программ и механизмов для очередников близко к десятку. А для остальных граждан лишь мизерная ипотека и несколько домов ССК. Временами складывается впечатление, что у нас не Департамент жилищной политики, а Департамент жилищной очереди. Покритикуйте меня за невнимательность.

– Наша служба и опасна и трудна, и на первый взгляд, как будто, не видна. Но извините: 4,5 млн. кв. м жилья строится ежегодно. Много, как никогда. Из них почти 3 млн. возводят частные коммерческие организации, рынок. А кто закладывал камень за камнем в его основание? Кто начинал заниматься приватизацией? Кто организовывал первые продажи? Кто занимался созданием системы регистрации, тогда она еще не называлась государственной? Кто основал учетную регистрацию инвестиционных контрактов? А лицензирование риэлторов, их обучение, принятие экзаменов? И не наша вина, что часть функций впоследствии от нас ушла.
– Но это в прошлом, а сейчас?
– Я постепенно и приближаюсь к сегодняшнему дню. Кто выделяет земельные участки под строительство, кто организует для него условия? – Город! Правда, роль администрации постепенно снижается. Рынок вырос из пеленок, все более становится саморегулируемым. И это правильно. Но за нами сохраняются контрольные функции. Мы следим за соблюдением распоряжений правительства и выполнением инвестиционных контрактов. Мы формируем политику в отношении коммерческого строительства. Контролируем, конечно, не в одиночку, отчисления городу. Смотрим, чтобы не создавались районы «для бедных», нам не нужны острова социальной напряженности.
Между прочим, надо сделать так, чтобы инвестор шел в Москву. Основной источник жилья для городских целей – отчисления от коммерческого строительства. Тут важно не переборщить и не продешевить. Возьмешь с инвестора много – он тут же уйдет в Подмосковье.
– В Москве есть проблема с инвесторами? По-моему, они чаще жалуются, что их не пускают на столичный рынок?
– Слава Богу, что такой проблемы нет. Но она могла бы быть. Достаточно повысить норму отчислений городу до 60%.
Кстати, Москва одной из первых создала систему открытых инвестиционных торгов. Я неоднократно слышал от политиков федерального уровня, что в Москве, мол, монополия. Простите, монополия – это сколько? Посчитайте московских застройщиков-инвесторов. Их даже не десятки, их больше. Следуя учебнику политэкономии, это, по крайней мере, картельное соглашение, но никак не монополия. Ведь строят далеко не только московские инвесторы.
– Хорошо, а в чем проявляется сегодня городская политика в отношении неочередников?
– Для них созданы рынок, ипотека, кооперативы, ССК и так далее. Не надо понимать городскую политику как ясли. Когда прибегает город в лице чиновника и начинает менять взрослому человеку пеленки. Если вы по своим «параметрам» не попадаете в категорию нуждающихся, имеющих право на материальную помощь метрами или рублями, то вам надо задуматься. В соответствии со статьей 40 Конституции РФ государство создает условия для реализации права на жилище. Департамент воспринимает это, в первую очередь, как задачу формирования рынка, на котором без опасения за свою жизнь, за свои деньги, можно приобрести жилье и оставаться его собственником сколь угодно долго. Согласитесь, мы ведь все к этому привыкли, принимаем как данность.
В свою очередь, гражданину надо подумать, как заработать на жилье. Не ждать, когда президент или мэр поднимет его жизненный уровень в два раза, а думать, как получить образование или достаточный уровень квалификации, которые позволят взять ипотечный кредит.
Квартира – не булка
– А что в вашем понимании сегодня «доступное жилье»?

Это возможность для каждой конкретной семьи жить в человеческих условиях. Причем, совсем не обязательно имеется в виду приобретение жилья в собственность. Это еще и возможность арендовать жилье, возможность проживать в нем, уплачивая не разорительные для семейного бюджета деньги. Не надо все сводить к покупке жилья. Рынок жилья у нас довольно развит, хотя жилье не всем доступно в этой форме. Но у нас очень плохо обстоит дело с рыночным наймом. Наем у нас если и существует, то какой-то грязно-серый, как весенний снег на улице.
Еще раз хочу предостеречь читателей – не надо абсолютизировать доступность жилья. Лозунг «доступного жилья» вовсе не означает, что каждый может приобрести квартиру, как булку хлеба. Этого нет нигде. Даже в самых богатых странах далеко не все могут себе позволить приобрести жилье.
– А что, у департамента есть планы относительно организации найма жилья на коммерческой основе?
– Самые серьезные. Первый дом в рамках программы «Молодой семье – доступное жилье» у нас возведен в конце 2002 года и прекрасно себя чувствует. Его нельзя назвать доходным, но наем жилья там все-таки коммерческий. К сожалению, законодательство до сих пор не стимулировало исполнительную власть возводить доходные дома для неочередников. В коммерческий наем мы обязаны передавать жилье только очередникам. И как исключение допускается предоставление жилья прочим гражданам, если от этого права отказались все стоящие в очереди. Но вы же прекрасно понимаете, что это не реально, когда у нас на очереди 200 тыс. семей. Жилищный кодекс теперь предусматривает такую возможность, но в городском законодательстве изменений по этому поводу пока нет. Мы приступили к работе над новой редакцией городского закона «Основы жилищной политики». В нем постараемся это прописать.
Но если обратиться к западному опыту, там доходными домами занимаются в основном коммерческие структуры. К сожалению, в этом секторе не получишь быстрой окупаемости, на которую сейчас ориентирован бизнес. Но экономика постепенно перенастраивается, эпоха быстрых спекулятивных операций отходит в прошлое. Думаю, что потребуется лет пять, чтобы в городе заработала система доходных домов.
Где лучше жить?
– А как городская политика координируется с федеральной программой? Такое впечатление, что федералы сами по себе, а Москва – сама по себе.

– Знаете, я сейчас надую щеки от важности, главное, чтобы не лопнули, и скажу, что федеральные власти позаимствовали очень многое из того, что было сделано в столице по организации рынка. В частности, в отношении ипотеки, накопительных кооперативов, учетной регистрации контрактов. Нам многое не нравится в законах федерального замеса, но старт многим из них был дан в Москве. Лоббирование их пошло в значительной мере из столицы. И сейчас мы, к примеру, продолжаем добиваться перевода на федеральный уровень нашей системы страхования жилья.
С другой стороны, в работе у нас находятся сразу несколько городских законов, которые мы адаптируем к новым федеральным правилам игры. Это законы о гарантиях прав граждан при переселении, об улучшении жилищных условий, о признании граждан малоимущими. В ближайшее время будет готова очередная редакция основ жилищной политики.
– Все чаще можно слышать, что москвичам придется конкурировать за место под солнцем с перебирающейся в столицу со всей России наиболее активной частью населения. В том числе, и при покупке жилья. Вплоть до того, что кому-то из коренных жителей придется город покинуть. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Любые меры протекционизма, которые мы принимаем в Москве, могут иметь лишь ограниченный характер. Мы не закроем столицу, как в советские времена, не ограничим «прописку», не запретим свободу рыночных отношений. Вот вы говорите, что кому-то придется расстаться с Москвой. Звучит это кошмарно, как в советские времена высылка за 101-й км. Но замечу, что опыт развитых стран показывает: там выезд из большого города не носит катастрофического характера. Самым комфортным для проживания городом в США назван не Вашингтон или Нью-Йорк, а Сиэтл. По нашим меркам – это далекая провинция. У них там нет огромной дистанции в уровне жизни в центре и на периферии. Кстати, мы, когда формировали первую программу «Жилище» в середине 90-х годов, рассчитывали, что население города сократится приблизительно на 2 млн. человек. И все за счет оттока в Подмосковье, когда люди побегут от асфальта, бетона и загазованности ближе к природе. Этого не случилось. Инфраструктура Подмосковья на каком уровне была, на том примерно и осталась. Проблемы с транспортом, медицинским обеспечением, образованием… Но с некоторого момента ситуация начала выправляться. И со временем, думаю, в Подмосковье можно будет и учиться, и лечиться, и до работы в столице быстро добираться.
1. Мы решили проверить, насколько актуально постановление Мосгордумы семилетней давности о доступном жилье, и попросили Департамент жилищной политики и Николая Викторовича прокомментировать некоторые его пункты:
Из постановления Мосгордумы от 13.05.98:

Начиная с 1998 года, внедрить системное исчисление индекса доступности жилья.
Из справки Департамента жилищной политики:

Индекс доступности жилья по городу Москве:

Процент семейного дохода, направляемого на выкуп квартиры Площадь квартиры, кв. м Средняя стоимость 1 кв. м в 2-комнатных квартирах в сегменте наиболее дешевого жилья, руб. Годовой совокупный доход среднестатистической семьи, руб. Индекс доступности жилья, лет
ПЕРВИЧНЫЙ РЫНОК
100%
54
55 000
244 685
12,14
40%
54
55 000
97 874
30,35
ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК
100%
54
47 900
244 685
10,57
40%
54
47 900
97 874
26,43
Индекс доступности жилья рассчитывается как отношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры (54 кв. м) к среднему годовому доходу семьи (3 чел.). Он показывает время, за которое семья может накопить средства для приобретения квартиры.

2. Из постановления Мосгордумы от 13.05.98:
Продолжить реализацию мероприятий по снижению стоимости строительства жилья в целях доведения стоимости 1 кв. м до размера полутора среднемесячных зарплат.
Комментарий Николая Федосеева:
– Можно внести в постановление стоимость квадратного метра хоть в половину месячной зарплаты. Только никаких последствий эта запись не будет иметь. Цену товара задает рынок. Она рождается в процессе каждого конкретного торга продавца и покупателя. Причем, заметьте, чем больше людей способно купить жилье, тем объективно лучше для населения. Мы всеми способами стремимся увеличить их число. Однако по закону рынка повышение спроса моментально приводит к росту цен. Парадокс состоит в том, что чем лучше мы работаем, тем выше цены! Конечно, я несколько утрирую, но проблема эта есть. Цены и без того растут из-за инфляции, а по причине высокого спроса они растут опережающими темпами. Если инфляция у нас 10 – 12%, то жилье дорожает на 25 – 30%. Может возникнуть вопрос, зачем тогда было это заносить в постановление? Как говорит наш вице-мэр, кто нам мешает сегодня быть умнее, чем вчера? Я с ним согласен.
3. Из постановления Мосгордумы от 13.05.98:
В соответствии с действующим порядком предоставлять гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета.
Из справки Департамента жилищной политики:

Данные о предоставлении субсидий на строительство или приобретение жилья с 1998 по 2005 годы.

Год Объем выделенных субсидий, тыс. руб. Объем средств граждан в дополнение к предоставленным субсидиям, тыс. руб. Приобретенная площадь, кв. м Количество семей, улучшивших жилищные условия
1998
374 111
321 140
128 375
2 079
1999
486 943
271 000
74 631
1 230
2000
613 677
400 300
91 995
1 491
2001
650 000
473 700
99 434
1 649
2002
1 120 000
368 600
96 319
1 675
2003
1 120 000
260 900
79 238
1 412
2004
1 120 000
233 000
65 194
1 148
2005
1 120 000

4. Из постановления Мосгордумы от 13.05.98:
Для обеспечения доступности приобретения жилья в г. Москве гражданами с уровнем дохода на члена семьи, превышающим прожиточный минимум, разработать и внедрить в 1998 году механизм целевых накопительных вкладов и привлечения денежных средств коммерческих банков в виде ипотечного кредитования населения под приемлемые проценты и на длительный срок.
Из справки Департамента жилищной политики:
В порядке эксперимента в 1998 году в Москве создано ОАО «Строительная сберегательная касса» в качестве оператора небанковского ипотечного кредитования. Из заключенных с участием «ССК» инвестиционных контрактов на 2 885 квартир ОАО «ССК» получило право направить на коммерческую реализацию 1 465 квартир (160 тыс. кв. м). На цели переселения ОАО «ССК» передало городу 82 тыс. кв. м. Из 1 465 квартир только 173 были реализованы с помощью ипотеки. Причем, если в 2000 году было зарегистрировано 64 договора ипотеки, то в 2004 году – 2 договора.
В мае 2004 года создана служба розничного ипотечного кредитования Коммерческого банка «Московское ипотечное агентство». За отчетный период было предоставлено 70 ипотечных кредитов.

Общее количество договоров ипотеки, зарегистрированных в г. Москве.

Залогоержатель/год 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Банки
865
1 230
2 071
2 719
4 043
1 960
Небанковские организации
499
740
682
356
315
113
Всего
1 364
1 970
2 753
3 075
4 358
2 073
Всего накопленным итогом
1 364
3 334
6 087
9 162
13 520
15 593

5. Из постановления Мосгордумы от 13.05.98:
Для активного вовлечения средств жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, продолжить формирование целевых накопительных жилищных вкладов и предоставление кредитов.
Из справки Департамента жилищной политики:
В рамках жилищных программ города для москвичей, включая очередников, были созданы три долгосрочные системы жилищных (строительных) сбережений: жилищно-накопительный кооператив «Молодой семье – доступное жилье», жилищные сбережения на вкладе «Жилищный» в «Московском муниципальном банке – Банке Москвы» и в форме приобретения облигаций КБ «Московское ипотечное агентство», по которым предоставлены государственные гарантии г. Москвы. Участниками накопительных систем стали свыше 900 московских семей.

Беседовал Сергей Домнин


О нашем собеседнике:
Николай Викторович Федосеев родился в Москве в 1962 году.
Имеет два высших образования: лингвистическое и юридическое.
С 1986 по 1992 г. служил в армии.
В департаменте работает с 1993 года. Женат, двое детей.
В прошлом – очередник.
Квартиру не приватизировал и пока не собирается. Увлекается велосипедом и фотографией.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация