18:34:03
23 ноября 2024 г.

Убираем административные барьеры

Жилищные программыВ связи с утверждением Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы с 15 апреля к нему перешли все полномочия по решению вопросов о постановке граждан на жилищный учет, о предоставлении жилых помещений и о выдаче субсидий на строительство или приобретение жилья.

Руководитель департамента Николай Федосеев дал пресс-конференцию, на которой рассказал о том, как меняется процедура постановки на очередь и предоставления жилья. По его заверению, суеты и беготни у граждан станет меньше.

Реорганизация

Все познается в сравнении. Следуя этому принципу, во вступительном слове Николай Федосеев для начала напомнил прежний порядок постановки граждан на жилищный учет. До 15 апреля проблемами нуждающихся в жилье москвичей последовательно занимались четыре городские структуры. В соответствии с Жилищным Кодексом (ЖК), вступившим в силу с 1 марта 2005 года, постановке на учет для предоставления жилья по договору социального найма подлежат только малоимущие граждане. Соответственно поход по инстанциям для гражданина начинался с посещения департамента социальной защиты, куда он подавал заявление о признании его малоимущим с целью постановки на жилищный учет. К заявлению надо было приложить солидный пакет документов: ксерокопии паспортов, свидетельства о рождении детей, справки о доходах членов семьи и сведения об имуществе – о всех жилых помещениях (в том числе и в других регионах), земельных участках, транспортных средствах, находящихся в распоряжении семьи (иначе говоря, обо всем, что подлежит налогообложению). На принятие решения департаменту соцзащиты отводилось 20 дней.

В случае признания семьи малоимущей следующим пунктом маршрута была районная управа, в которую гражданин обращался уже с заявлением о постановке на жилищный учет. Управа в течение месяца принимала то или иное решение. При этом, если вдруг выяснялось, что гражданин не подлежит постановке на жилищный учет (допустим, потому что четыре года назад продал принадлежавшую ему трехкомнатную квартиру, то есть ухудшил жилищные условия), то все предварительные хлопоты с посещением департамента соцзащиты оказывались бессмысленной тратой времени.

При благоприятном решении управа передавала документы в департамент жилищной политики, который вел учет нуждающихся в течение всего времени ожидания. Когда подходила очередь, человека вызывали в департамент и вручали смотровой талон. Если приемлемый вариант жилья был подобран, комплект документов переправлялся префекту административного округа. Именно там принималось окончательное решение о предоставлении очереднику квартиры по договору социального найма и выпускалось соответствующее распоряжение. Этот документ поступал в департамент жилищной политики, где и заключался договор социального найма. В итоге путь к цели оказывался длинный и хлопотный, насчитывал по ходу движения четыре инстанции, одна из которых задействована как минимум дважды.

С 15 апреля этого года порядок изменился. Как пояснил Н. Федосеев, «в рамках административной реформы, в том числе по снятию административных барьеров, принято решение, что за признание граждан малоимущими, постановку их на жилищный учет, ведение этого учета и предоставление жилья будет отвечать один отраслевой орган исполнительной власти – департамент жилищной политики». Теперь потенциальному очереднику не надо обивать пороги департамента соцзащиты, нет необходимости писать заявление в районной управе о постановке на жилищный учет, не надо ждать поступления документов в департамент и уведомления о постановке на учет, не надо ждать извещения о распоряжении префекта. Гражданам достаточно прийти только в одну организацию – департамент жилищной политики. При этом срок для постановки на жилищный учет сокращается с пятидесяти до тридцати рабочих дней.

Кто-то скажет, что ради такого дела можно и походить, и подождать. Тем не менее любую бюрократическую процедуру по возможности следует сокращать. К тому же в различных территориальных подразделениях, префектурах существовала неоднородная практика принятия решений. «Сейчас мы надеемся, что это различие будет исключено в связи с тем, что все функции концентрируются в одном органе исполнительной власти», – обещает Николай Федосеев.

Но, может быть, самое важное состоит в том, что в случае отказа в постановке на жилищный учет или предоставлении квартиры гражданину становится понятным, чьи действия ему следует обжаловать. Не секрет, когда в принятии решения участвуют много организаций, то они устами своих чиновников любят ссылаться друг на друга по принципу «Иван кивает на Петра, а тот кивает на Ивана». Захочешь обратиться в суд и не знаешь на кого жаловаться. Руководитель департамента называет такое положение вещей коллективной безответственностью. В новых условиях все будет происходить, по словам Федосеева, более четко и определенно, поскольку вся ответственность за принятие решения сосредоточена в одном месте.

Впрочем, обратиться с заявлением о постановке на учет можно не только в департамент, но и в районную управу по месту жительства, и в префектуру. Дальше бумага сама найдет дорогу в департамент, который займется рассмотрением вопроса по существу. Это специально оговорено в только что принятом регламенте о рассмотрении в режиме «одного окна» заявлений граждан о признании их малоимущими и постановке на жилищный учет (постановление правительства Москвы №115-ПП от 07.04.2011).

Очередь рассасывается

Беседуя с журналистами, руководитель департамента жилищной политики подчеркнул, что с изменением порядка рассмотрения заявлений граждан сами правила и нормы постановки на жилищный учет сохранились прежними. Сегодня рассчитывать на улучшение жилищных условий с помощью города могут граждане, соответствующие одновременно следующим требованиям:
1) гражданин РФ;
2) проживающий в г. Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
3) не ухудшавший последние пять лет свои жилищные условия;
4) имеющий менее 10 кв. м площади жилого помещения на каждого члена семьи. В просторечии говорят о 10 кв. м общей площади, под которой подразумевается вся площадь квартиры вместе с лоджиями и балконами.

Это означает, что семья из четырех человек, которая проживает на площади 39,9 кв. м, имеет право встать на жилищный учет. Если же площадь составляет 40,1 кв. м, то семья не может быть принята на учет в связи с превышением нормы постановки.

В зависимости от материальной обеспеченности граждан в городе ведутся две системы учета, фактически формируются две очереди. Если семья признана малоимущей, она встает на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых бесплатно по договору социального найма. В противном случае она ставится на учет нуждающихся в содействии г. Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Здесь имеются в виду частично возмездные формы улучшения жилищных условий, такие как наем (не социальный!), купля-продажа с рассрочкой платежа, социальная ипотека, субсидия на строительство или приобретение жилого помещения.

В очередь на социальный наем (для малоимущих) также включены все те, кто встал на учет до вступления в силу нового ЖК (до 1 марта 2005 г.) вне зависимости от материального положения. Такие семьи имеют право на получение бесплатного жилья по договору социального найма наравне с теми, кто сейчас признается малоимущим. Но эти, условно говоря, «старые» очередники могут добровольно воспользоваться возмездными формами. В таком случае сроки их ожидания сокращаются, у возмездных форм есть и ряд других преимуществ.

Вторая очередь (нуждающихся в содействии города, по возмездным формам) ведется только с 2005 года, и сегодня квартиры для ее участников не выделяются. Дело в том, что в ЖК заложен общий принцип, по которому жилье в социальный наем (бесплатно) предоставляется в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет. По возмездным формам федеральное законодательство такой регламентации не содержит. Тем не менее город распространяет на них тот же принцип. «Сейчас в добровольном порядке мы предлагаем воспользоваться возмездными формами тем семьям, которые встали на учет до 2005 года. Только когда мы полностью выберем платежеспособный пласт из той очереди, появится возможность предоставлять жилье вставшим после 2005 года», – разъясняет Н. Федосеев.

В первой очереди на бесплатное жилье по договору социального найма по состоянию на середину апреля этого года находились 118 297 семей (в их составе 385 613 человек). Для справки: это 3,4% населения города. Немалоимущих очередников, то есть тех, кто имеет право на возмездные формы, насчитывалось 4844 семьи, или 20 024 человека. Общая тенденция последних лет – значительное сокращение очереди. Несмотря на постановку новых граждан, она каждый год сокращается примерно на 15 тысяч семей.

Н. Федосеев также прокомментировал появившиеся в СМИ сообщения о якобы имеющем место отказе городских властей от отдельных жилищных программ и сокращении объемов ввода социального жилья. По его словам, сейчас в мэрии готовится концепция городской целевой программы «Жилище», и пока все представленные материалы и все обсуждения никакого снижения объема ввода жилья, в том числе за счет бюджета, не предполагают. Такова принципиальная позиция мэра С. Собянина и его заместителя, руководителя Комплекса социальной сферы Л. Швецовой. «Те объемы, что мы получили в 2010 году, будут выдержаны и в этом. Отличие если и будет, то в сторону увеличения. Мы планируем обеспечить в этом году столько же очередников, сколько и в прошлом. Получится больше – хорошо», – заверил Н. Федосеев.

На программу обеспечения очередников и программу переселения в этом году будет направлено 690-700 тысяч кв. м новостроек, возводимых за счет средств городского бюджета. К этому надо добавить еще порядка 100 тысяч кв. м жилья, получаемых в качестве доли города по инвестиционным контрактам. Примерно 50 тысяч кв. м – это жилье вторичного использования (за выездом и выморочное жилье). И еще около 150-160 тысяч кв. м очередники дополнительно приобретут за счет субсидий. Они купят это жилье на рынке, но за счет бюджета. Если просуммировать, то на городские социальные жилищные программы будет направлено около 1 млн. кв. м. Из общей суммы не менее 300 тысяч кв. м пойдет на бесплатное предоставление жилья очередникам по договорам социального найма или безвозмездного пользования. По этому частному показателю сокращения тоже не предполагается.

А станет еще проще

В обозримом будущем, по словам Н. Федосеева, процедура постановки на жилищный учет будет упрощаться за счет сокращения количества собираемых гражданами документов. В частности, это касается копий регистрационных свидетельств о праве владения транспортными средствами либо объектами недвижимости, других бумаг. Но не потому, что эти сведения утратят свое значение. В стране активно внедряется система электронного документооборота для органов власти различного уровня. В скором времени департамент напрямую получит доступ к базам данных налоговых инспекций, ГИБДД, к данным пенсионных фондов. Уже сейчас департамент имеет возможность пользоваться информацией федеральной службы регистрации прав на недвижимость. Человеку достаточно лишь указать в заявлении о наличии у него того или иного имущества без предоставления подтверждающих документов. Проверку истинного положения вещей проведут без участия заявителя и не обязательно в момент подачи заявления, это может быть сделано через три года, через пять лет, но будет сделано непременно. Если выяснится, что заявитель намеренно что-то утаил или представил недостоверные сведения, то в соответствии с ЖК он снимается с жилищного учета.

Нечто похожее уже имеет место в отношении медицинских льгот. Человеку достаточно в заявлении лишь указать на инвалидность или заболевание. Далее сотрудники жилищной службы сами запрашивают подтверждение в департаменте здравоохранения. Точно так же граждане, проживающие в Москве, не обязаны предоставлять выписки из домовой книги, копии финансово-лицевого счета и тому подобное. Вся информация поступает в департамент в электронном виде. Правда, с некоторыми небольшими оговорками. К примеру, системой электронного документооборота не охвачены ЖСК. Кооперативы из принципиальных соображений, сохраняя конфиденциальность, предоставляют данные, выдают справки исключительно своим пайщикам (собственникам жилья).

С заявлением о постановке на жилищный учет, помимо уже перечисленных структур, можно обратиться в многофункциональный центр. Это новая универсальная организация работы с населением. Система центров сейчас только разворачивается. Они разместятся в каждом районе, и в них будут принимать от граждан любые заявления, прошения, ходатайства вне зависимости от сути вопроса, будь то ремонт подъезда, улучшение жилищных условий или благоустройство дворовой территории.

Наконец, по утверждению Н. Федосеева, недалек тот день, когда само заявление в департамент можно будет подать в электронном виде, не выходя из дома. Скорее всего, это произойдет сразу после внедрения единой электронной карты, в которой будут зашифрованы все персональные сведения, включая паспортные данные.

Петр Гарин

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация