Пятиэтажки ставят на разбор
В этом году чемоданные настроения испытывают жители 26 пятиэтажек сносимых серий на Северо-Востоке столицы, расположенных в основном в двух районах – Северном и Южном Медведково. О том, как идет переселение, «КР» рассказали в Управлении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в СВАО.
Все дело в наборе
По словам начальника отдела инвестиционных программ, переселения и ведомств Василия Пашина, в первом полугодии были подготовлены документы для переезда около 1000 семей. Снесены три пятиэтажных дома, отселены и готовятся к сносу еще пять. Всего в 2010 году ликвидации подлежат 12 хрущевок, 14 домов ждет частичное отселение. Почему не полное? Нет необходимого набора квартир в домах-новостройках.
За годы ожидания переезда изрядно поменялся состав семей, живущих в пятиэтажках. Кто-то женился, кто-то развелся, у кого-то родились дети… Первоначальные расчеты специалистов, определявшие городской заказ, нуждаются в корректировке. В домах, построенных для переселенцев, оказались в избытке трехкомнатные квартиры. К примеру, для завершения отселения строений на Ясном проезде, 8, корп. 3 и улице Грекова, 18 не хватает «двушек», а «трешек» – хоть отбавляй.
Сейчас эту проблему пытаются разрешить в окружном жилищном управлении. В частности, жилищники предлагают «избыточные» трехкомнатные квартиры семьям из домов, которые включены в график переселения следующего года. Конечно, для них это неплохо – новоселье наступит раньше положенного времени. Однако тем, кому «двушек» не нашлось, придется еще подождать.
Есть и другая причина перебора трехкомнатных. Заключается она в том, что в ходе отселения дома выявляются сведения, которые не позволяют предоставлять жильцам большие квартиры. В основном это происходит из-за наличия в собственности у переселенцев других жилых помещений или частных домов, а также расторжения брака и иных действий, ухудшающих жилищные условия. В результате комиссия по жилищным вопросам принимает решение, например, предоставить семье из четырех человек вместо «трешки» двухкомнатную квартиру.
Бывают и неординарные случаи. К примеру, пожилая женщина, проживающая в трехкомнатной квартире, наотрез отказывается переезжать в новую «трешку». Просит предоставить ей двухкомнатную, ссылаясь на возраст, мол, тяжело платить за будущие «хоромы», да и убираться сложно – живет-то одна. Вот и остается в старой квартире, так как выполнить ее желание невозможно из-за отсутствия тех же «двушек».
Чтобы не страдали очередники
Сдерживают переселение и судебные разбирательства. Обычно горожане судятся из-за того, что их не устраивает предлагаемое им жилье. Зачастую, чтобы получить как можно больше площади при переселении, супруги начинают разводиться. Правда, забывают о действующих законах, по которым развод считается намеренным ухудшением жилищных условий, если он произошел менее пяти лет назад. В итоге такие семьи получают равноценные жилые помещения – по площади не более тех, что они занимали.
– К сожалению, не все понимают основную цель программы реконструкции пятиэтажного жилищного фонда, – говорит Василий Пашин. – Это не улучшение жилищных условий граждан, уже имеющих свои квартиры, соответствующие норме предоставления, а обеспечение жилой площадью тех москвичей, кто простоял долгие годы на очереди, не обзавелся еще собственным жильем. Решить их жилищную проблему можно только за счет строительства высотных домов на месте малоэтажной застройки прошлого века. Ведь в городе катастрофически не хватает строительных площадок. Если кто-то любыми способами хочет заполучить лишние метры, причем бесплатные, он не должен забывать – от его действий могут пострадать другие люди, которым действительно негде жить. Их переезд в новостройку может быть отложен на неопределенный срок.
Правда, число судебных разбирательств в последние годы на Северо-Востоке сократилось, причиной чему, возможно, является повышение уровня юридической грамотности населения. Тем не менее, судебные иски, связанные с переселением, есть. Вот пример. Семья из четырех человек проживала в трехкомнатной квартире в хрущевке в районе Южное Медведково. Дети выросли. Поэтому родители при переселении стали требовать себе двухкомнатную, а сыну и дочке – каждому по однокомнатной квартире. Жилищное законодательство не позволяет выполнить данное желание. К тому же в суде выяснилось, что у членов семьи имеются в собственности жилые помещения по другим адресам. Поэтому в удовлетворении их требований было отказано. Переселенцы получили положенную по закону «трешку».
Напоследок насолить
Случаются и абсурдные ситуации. Жители одной обветшавшей пятиэтажки в Бутырском районе почти все переехали по новым адресам, а некоторые семьи начали сопротивляться. Причем изначально их согласие было получено. Аварийный дом продолжать использовать нельзя, прежде всего, в интересах самих жителей. Поэтому на нежелающих выезжать граждан жилищное управление подало в суд.
В одном случае оказалось, что бывшие супруги сперва согласились на разъезд в разные квартиры, а напоследок, в очередной раз переругавшись между собой, решили насолить друг другу и не нашли лучшего способа для этого, как отозвать согласия на переезд.
Другая семья тоже первоначально согласилась на предоставленное жилье. Но потом, видимо обидевшись, что соседи получили в новостройке квартиру, где кухня на метр больше, решили занять «принципиальную» позицию: их все вокруг обманули, поэтому теперь они отказываются от предоставленного жилья.
Судебные разбирательства по данным делам находятся в стадии завершения. Василий Пашин уверен, что суд разберется в истинных мотивах действий этих граждан. Жаль только, что снос аварийного дома от этого затягивается.