Нас ждут комфортные квартиры
В названии нацпроекта – «Доступное и комфортное жилье» – пока оба понятия недосягаемы. С «доступным» понятно – цены диктует рынок. Но ведь проблемы и с «комфортным» – далеко не все новые жилища удобны их обитателям. И вот теперь строители готовятся к прорыву. Правда, речь идет не о новостройках, а… о старых домах.
Глазами того поколения…
Все помнят, как это начиналось: в конце 50-х и все последующее десятилетие, 60-е годы, в Москве, как грибы, стали расти 5-этажки. Их называли «лагутенковскими» – по имени автора. Выглянешь из окна – неглубокий («ленточный») фундамент, а уже через 2–3 месяца – дом, у подъездов стоят машины, нагруженные нехитрым скарбом: въезжают новоселы. Чудеса!
Это сейчас высокомерно цедят: а правильно ли поступили? Популистское, мол, решение, дома хлипкие, долго не простоят. Надо было уже тогда строить фундаментальные здания. Пожили бы они в то время, познали бы прелести полуподвальных и коммунальных помещений (от последних не избавились до сих пор). Вырваться их них –любой ценой! – было тогда безмерным везением. А 40 лет – таков был нормативный срок службы пятиэтажек – никого не смущал: мы ведь по традиции не очень-то задумываемся над будущим. Кстати, этого срока никто не скрывал: панели в двух местах были схвачены сваркой, и специалисты точно подсчитали срок службы соединения. Но это никого не смущало.
И вот полвека позади. Эти годы вместили в себя не только жизнь двух поколений, но и глобальные социально-политические изменения, приведшие к исчезновению того государства, которое приняло революционное решение (именно так!) дать отдельную квартиру каждой семье. Увы. Законы физики вне политики и экономики. Случилось то, что предвидели: жить в домах стало опасно. И тогда правительство Москвы 90-х годов принимает единственно правильное решение: сносить!
За 10–15 лет с этой работой – сносом – практически справились. К настоящему моменту исчезли пятиэтажки первого периода индустриального домостроения в Центральном и Южном административных округах Москвы. Полностью завершится работа к 2012 году.
Но остались еще более 30–35 млн кв. м домов 60–70-х годов, которым хоть и не грозит разрушение, но площади и планировка в них такие, что могли удовлетворить лишь нашу нетребовательность тех лет. Впрочем, в экономическом смысле мы и не могли позволить себе большее. Смежные комнаты, полное отсутствие чуланов, совмещенный санузел, сидячая ванна – разве сейчас такое возможно? Тем не менее еще миллионы москвичей живут в таких домах, но сколько можно?
В 2003 году правительство Москвы выступило со среднесрочной программой реновации старых кварталов сложившейся застройки. Имелись в виду пока те же 5-этажки, но более фундаментальные, нежели старые, панельные. При этом речь идет не только об их сносе (хотя это главное направление), но и о преобразовании, реконструкции – с учетом требований времени.
Еще в марте этого года мэр Москвы собрал у себя специалистов, и тогда впервые прозвучал термин: «снос некомфортного жилья». Он поставил задачу: до 2025 года (а тогда еще работа над новым генпланом была в самом разгаре, сейчас она практически завершена), итак, в течение 15 лет стандарты жилья в Москве должны стать не ниже чем в развитых странах Европы. Такая программа предусмотрена генеральным планом преобразования города, который разработан нашими архитекторами, и до конца нынешнего года должен быть принят – уже как закон – депутатами Мосгордумы.
Новая жилищная программа
Ныне термин «комфортное жилье» стал не только мечтой, не только размытым, абстрактным понятием (его и в законодательстве нет), но реальной целевой программой города. Для ее осуществления предстоит снести 22 млн кв. м 5-этажного, а потом и 9-этажного жилья. Чтобы дать москвичам более конкретное представление, что их ждет, скажем, что сносу подлежат дома первого периода индустриального домостроения, а также серий 1-510, 1-511, 1-515. Кроме того, сюда относятся и жилые строения серий 1605-АМ, II-49, II-57, не подлежащие реконструкции. И кстати: дома теперь не будут делиться на сносимые и несносимые серии. Исключением станут лишь строения, имеющие историческую и культурную ценность, а также дома, жителей которых устраивает свой дом, не хотят они лучших условий. Согласие жителей – главный критерий. Что касается 9-этажных домов, то их снос начнется вообще не раньше 2012 года. В адресный перечень территорий, подлежащих реорганизации, должна войти треть столичных кварталов – около 550 из 1800. Саму программу предполагают рассмотреть на правительстве Москвы в конце ноября.
Об этом недавно сообщил первый заместитель руководителя Департамента городского строительства Москвы Владимир Хайкин. И при этом сделал важное уточнение: указанная цифра – 22 млн кв. м – не догма. При сносе будет учитываться экономическая целесообразность, а именно учет коэффициента реконструкции. Что это такое? Отношение площади строящегося жилья к площади сносимого. Что ж, от этого не уйти. Нынешние жесткие финансовые условия корректируют любые, даже самые важные и необходимые планы в сфере социальной политики. Оптимальный коэффициент – 1,7 (в центре и вообще 1,1). Данная же программа рассчитана на соотношение 2–2,25. Так вот, если показатель будет выше, бюджет вряд ли потянет. Без частного капитала не обойтись. Об этом говорил и Юрий Лужков на одном из заседаний правительства, где рассматривались указанные проблемы: «Может быть, сейчас в условиях кризиса в эту программу не будет очень много вложений бюджетных средств, но мы должны, не снижая объема, привлекать к данной работе инвесторов. Реализация программы позволит оценить нашу перспективу и цель. А цель – это комфортное жилье для наших москвичей». По мнению участников рынка, справиться с затратами на комплексную реконструкцию смогут только крупные девелоперы, остальные просто не возьмутся за нее: невыгодно. Но в любом случае стратегическое преимущество останется за городом.
Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин уточнил, что начало массового сноса некомфортного жилья в столице запланировано на 2011 год. Для этого уже намечены 16 районов на севере, северо-востоке, востоке, юго-западе и северо-западе города. Там, кстати, были уже проведены публичные слушания граждан. Их оповестили о тех преобразованиях – для их же пользы! – которые наметил город.
Размер не имеет значения
В какие же квартиры будут переселять москвичей – иными словами, что в современном понимании означает «комфорт»? Да, в законе такого понятия нет, принципы «комфортного жилья» сейчас только разрабатываются. Пока же заметим, что у нас традиционно под этим подразумевают площадь квартиры. Чем больше квадратных метров, тем лучше. Стоит ли напоминать, что такой подход восходит еще к рабовладельческому строю, когда жилье рабам предоставляли именно из расчета кубатуры, конкретно – необходимого объема воздуха, потребляемого во сне. С тем чтобы, проснувшись, человек мог работать с той же энергией, что и предыдущим утром. Именно этим принципом руководствовались и наши архитекторы после революции: дом – только для сна, даже кухня стала лишней. Основное занятие человека – рабочая, общественная жизнь. Отсюда – советские 9 кв. м жилой площади на человека, и 18 – общей, сейчас. А в результате – маленькие ванные, отсутствие чуланов, темных комнат. Даже коридор становился лишним. Недостаток места заставлял людей отказываться от старых вещей, перешедших по наследству. Мы теряли важнейшую часть нашей культуры.
В развитых странах давно уже отказались от «объемного» показателя. Спальня может быть маленькой, даже очень, но непременно у каждого ребенка должна быть своя. Большая лишь одна комната – общая, где все члены семьи собираются вместе. Она же – столовая (впрочем, столовая может быть и отдельной). Множество подсобок. Не менее двух туалетов – для семьи и гостей. А для кухни вовсе не требуется отдельное помещение – от столовой она отделена лишь символически: настилом на полу.
Подобную планировку в новых домах нам еще предстоит освоить. Но старые квартиры можно переделывать уже сейчас! Понятно: никто не собирается навязывать людям современные стандарты, «вгонять их в счастье железной рукой». Если им нравятся смежные комнаты, сидячая ванна, отсутствие подсобок – пусть так и живут. Это и есть те ретро-грады, которым не нужны «модные» удобства. Привычка, воспитание – от них так просто не отмахнешься. Аскетизм советских лет стал для этих людей второй натурой, поздно им переучиваться.
Впрочем, все не так просто. Как быть с теми, кто уже вкусил, либо просто знаком с современным комфортом? Ведь переделка квартиры – отнюдь не косметический ремонт, работы в доме предстоят серьезные, а значит, временное переселение необходимо, в том числе и ретроградов. Согласятся ли они на столь болезненную процедуру? Но здесь вступает в силу Жилищный кодекс РФ, та его часть, где речь идет о правомочности общего собрания жильцов. Если большая их часть решит, что во имя комфорта им надо будет на какое-то время (возможно – длительное!) оставить квартиру, меньшинство должно им подчиниться. Ничего не поделаешь – кодекс, закон. Одно утешение – если предложат переехать, то в дом, который находится в их же районе. И это тоже закон.
При реконструкции квартир, а по сути – всего строения, возможно и такое радикальное решение, как возведение надстройки, мансарды, что может дополнительно дать дому несколько одно- или двухкомнатных квартир малого метража. Практика пока не очень привычная для нас, да и не было соответствующей технологии, она появилась только сейчас. Но то, что за ней будущее, – факт. Такие квартиры, кстати, могут стать также переселенческим фондом.
Итак, рождается новая – важнейшая и масштабная – социальная программа. Справится ли с ней город в нынешних жестких, не самых подходящих финансовых условиях? Поживем – увидим. И будем надеяться.
Адреса комфорта
Проекты для реконструкции кварталов, которые должны быть разработаны в 2009 году: Южное Тушино, мкр. 9; Измайлово, мкр. 6; Коньково, мкр. 3–4; Беговой, кв. 4, 8А; Бирюлево Западное, мкр. 3; Останкинский, кв. 15–16; Головинский, мкр. 4Б; Головинский, мкр. 10; Тимирязевский, кв. 94–95; Бабушкинский, мкр. 1; Очаково-Матвеевское, кв. 6; Бескудниковский, мкр. 8; Лосиноостровский, мкр. 2; Даниловский, мкр. Б; Нагатино-Садовники, мкр. 1А; Бабушкинский, мкр. 13, 14.
В 2010–2011 гг.: Преображенское, мкр. 8–10–11; Перово, мкр. 21–22; Северное Измайлово, мкр. 43–45, 44–46; Коньково, мкр. 6; Царицыно, мкр. 4; Бабушкинский, мкр. 15, 18; Лосиноостровский, мкр. 3; Котловка, мкр. 103; Рязанский, мкр. 128А; Зюзино, кв. 36; Зюзино, кв. 40; Зюзино, кв. 26–31; Зюзино, кв. 41; деревня Орлово р-на Ново-Переделкино; Выхино-Жулебино, мкр. 138; Царицыно, мкр. 2А, 2Б; Коньково, мкр. 48–50; Очаково-Матвеевское, кв. 1; Гольяново, мкр. Калошино А.