Главная задача жилищников – реально помогать москвичам
И вновь собрался хозяйственно-экономический актив Департамента жилищной политики и жилищного фонда: итоги прошедшего года, задачи наступившего. Среди участников – сотрудники центрального аппарата департамента, его окружных управлений, представители префектур, законодательной власти города, общественных организаций. Сделано немало. Но в нынешнем году – с приходом финансового кризиса – встают более сложные задачи. Как сработал департамент, что предстоит – обо всем этом и шла речь на собрании актива. С докладом выступил руководитель департамента Петр Сапрыкин.
Начало начал
Наша главная работа – выполнение жилищных программ города. А ее непременная и органичная составляющая – работа с населением. По сути – это начало начал нашей деятельности. В нынешнем году, в условиях финансового кризиса, когда забот у людей прибавилось, значение внимательного отношения к людям многократно возрастает. Какой бы сложной ни была складывающаяся ситуация, любой гражданин, обращающийся к нам, вправе рассчитывать на индивидуальное и неравнодушное отношение к его наболевшим проблемам.
В прошлом году к нам поступило почти 157 тыс. писем, требующих рассмотрения. Это в 1,6 раза больше количества обращений в аппарат правительства Москвы. Думаю, что в текущем году их будет не меньше. В этой связи крайне важно не формально отвечать на них, а давать развернутые, юридически аргументированные разъяснения и рекомендации по решению жилищных проблем горожан. Об ответственности нашей работы говорит и такой факт: службами «одного окна» зарегистрировано свыше 140 тыс. обращений граждан.
Работа департамента постоянно совершенствуется, появляются новые возможности, расширяющие и облегчающие получение и приобретение москвичами жилья, а потому постоянный контакт с ними особенно важен. Вот – возмездные формы улучшения жилищных условий. С целью разъяснения гражданам этого нового механизма мы не только обучили ему наших сотрудников, но издали тиражом 200 тыс. экз. брошюру «Как улучшить свои жилищные условия». Основная часть тиража разослана непосредственно очередникам.
Возмездно и без
Прошедший год был нелегким. Хотя на выполнение жилищных программ было направлено значительно больше площади, чем в прошлые годы, но почти 60% ее поступило к нам лишь в декабре 2008 года. При этом более 70% от этого количества до настоящего времени либо не сдано в эксплуатацию, либо не может быть передано под заселение. Основные причины традиционные: низкая строительная готовность объектов, неподключение к постоянным источникам электроснабжения, отсутствие городских и внутриквартальных инженерных сетей. В связи с этим до настоящего времени по 113 корпусам городского заказа не получены копии разрешений о вводе жилых домов-новостроек в эксплуатацию. Но без этих документов невозможна регистрация прав города на жилье и предоставление его очередникам.
Новое в нашей работе – квартиры, закупленные на аукционах. Но они также поступают с большим запозданием.
Тем не менее мы помогли улучшить жилищные условия значительно большему числу москвичей, чем в предыдущие периоды, что повлекло за собой существенные качественные изменения в практике предоставления жилья. Это прежде всего уменьшение очереди граждан, ожидающих ее. Здесь, кстати, замечу, что в большинстве регионов России об этих гражданах, по сути, «забыли», а наш город не только осуществляет обеспечение их жильем, но и одновременно выполняет масштабную программу переселения горожан. Сейчас от прежней, чуть ли не 20-летней давности очереди сохранилось лишь 16 тыс. семей, остальные встали позднее, но и они также могут рассчитывать на улучшение своих жилищных условий.
Вот некоторые основные целевые программы, определяющие деятельность департамента. В связи с тем, что 2008 год был объявлен Годом семьи, активизировалась работа по предоставлению жилья многодетным семьям, сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. Новое здесь то, что жилье многодетным предлагается в коттеджах. Малоэтажное жилищное строительство, замечу, новый этап в работе московских строителей, и в его распространении также есть заслуга департамента. Использоваться оно будет многократно, а управлять и заботиться о его сохранности поручено ГУПу «Московский городской центр арендного жилья».
Приоритетными по-прежнему оставались и такие направления, как предоставление жилья ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, семьям, где живут инвалиды.
Более популярными стали формы возмездного улучшения жилищных условий для очередников. Эта практика сохранится и в дальнейшем. Правда, ситуация осложняется тем, что основные объемы такого жилья расположены вне городской территории, в Подмосковье. Вот здесь-то и пригодились профессиональные навыки наших специалистов по убеждению очередников в преимуществах таких адресов. Особенно успешно велась такая работа в управлениях департамента Центрального, Юго-Восточного, Юго-Западного и Западного административных округов.
В полную силу заработала программа «Социальная ипотека». На ее выполнение направлено почти 200 тыс. кв. метров жилых помещений.
Полностью выполнено задание по отселению жителей из пятиэтажных, ветхих, аварийных жилых домов и для освобождения площадок под новое строительство.
Продолжается ликвидация квартир коммунального заселения. В настоящее время в городском фонде их осталось 58 тыс. В связи с этим считаю необходимым поддержать инициативу нашего управления в ЦАО с тем, чтобы очередникам, проживающим в этом сегменте жилищного фонда, уделять особое внимание.
Адреса новоселий расширятся
Нынешний год предстоит еще более напряженный, чем предыдущий. Я уже говорил о проблемах поступления жилья. Трудности сохранятся и в этом. Существенно усложнится выполнение программы переселения – в связи с недостаточным количеством адресов для нового строительства в пределах Москвы.
Наш департамент выступит как организатор при проведении аукционов по приобретению жилья у инвесторов. Такие аукционы позволят сохранить темпы обеспечения очередников квартирами в условиях обострившегося дефицита земельных участков. При этом очевидно, что основная часть жилья будет поступать из Московской области. Не все из очередников до конца понимают преимущества жизни вне мегаполиса (хотя и рядом с ним), а ведь это практика, ставшая обычной практически во всем мире. Убедить в том людей – задача наших работников.
Резерв площадей – выморочное жилье, которое город должен получать в свое пользование. К сожалению, поступление данных о таких площадях в окружные управления департамента не всегда стабильно. В этом деле надо навести порядок.
Принципиально новым и перспективным источником увеличения городских площадей считаю строительство мансардных этажей в районах сложившейся застройки. Это даст возможность предоставления квартир очередникам в районах их проживания. Мэр города Юрий Лужков поддержал нашу инициативу. Но здесь еще много нерешенных вопросов, и наш департамент должен будет «расшить» узкие места.
Вызывает тревогу выполнение раздела целевой программы «Социальная интеграция инвалидов…». Ведь нынешний год объявлен в Москве Годом равных возможностей.
На сегодня мы не получили 35 специально оборудованных квартир для людей данной категории. Однако сделаем все, чтобы устранить этот пробел.
А российский год – это Год молодежи. Он совпадает с началом третьего этапа программы «Молодой семье – доступное жилье». Сейчас расширены возрастные рамки участников программы, предусмотрены новые способы решения жилищных проблем молодых семей, введены дополнительные меры по снижению финансовой нагрузки для тех из них, где появился ребенок.
Принципиально новое в работе департамента – постепенный переход к обеспечению части очередников жилыми помещениями в бездотационных домах со снятием этих людей с жилищного учета. Такая форма улучшения жилищных условий позволит значительно сократить сроки обеспечения людей достойным жильем. Необходимо также окончательно отработать механизм компенсации очередникам части стоимости найма в частном секторе.
В текущем году мы впервые будем предоставлять квартиры, оснащенные мебелью и необходимым оборудованием для студенческих семей, преподавателей и ученых. Работа будет проводиться при активном участии Совета ректоров вузов Москвы и Московской области.
Один из путей преодоления финансово-экономического кризиса в нашей сфере – рациональное расходование и тщательный учет средств, выделенных департаменту из городского бюджета. И прежде всего имеется в виду сокращение расхода площади на обеспечение очередников, исходя из норм городского жилищного законодательства. Контроль за этим будет строгий.
Трудимся вместе
Степан Орлов, депутат Мосгордумы, председатель Комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике:
— Дума очень тесно взаимодействует с жилищным департаментом. На парламентских слушаниях рассматривается выполнение всех жилищных программ города. Но главное поле совместной деятельности – законотворческая. Важная веха – принятие поправок в закон «Об обеспечении прав жителей города Москвы на жилые помещения». В частности, в него введено понятие о жителях, нуждающихся в содействии города в улучшении жилищных условий. Оно появилось по инициативе депутатов и департамента. Уже начата работа по учету упомянутой категории москвичей, которые, замечу, согласно федеральному законодательству не соответствовали понятию «малоимущие». Таким образом, московский закон откроет возможности для приобретения квартир дополнительному числу горожан, прежде всего работникам социальной сферы.
Вместе мы разрабатывали новую редакцию законопроекта «Об основах жилищной политики». Были внесено более ста поправок, которые также направлены на благо горожан. Они охватывают всю сферу жилья – не только его предоставление, но также эксплуатацию и управление. Москвичи очень ждут этот закон, надеемся, что в ближайшее время он будет принят.
В нынешнем году совместная работа продолжится, одна из сфер – законодательный мониторинг. Вместе мы проверим, как работают московские жилищные законы, нет ли нарушений, необходимы ли в них дополнительные поправки.
Из деревни в город
Наталья Угарова, заместитель начальника Управления департамента в Юго-Западном округе:
— Программа реконструкции ветхого и аварийного жилья на территории нашего округа включает как пятиэтажки, так и частные дома, которые не так давно располагались на территории деревень, а ныне включены в городскую черту. Что касается сносимых панельных строений, то главные проблемы здесь известны – прежде всего это несвоевременное предоставление площадей для переселения. Свою специфику имеет частный фонд, а это большой объем работы: нам предстоит отселить людей из
11 бывших деревень. Речь идет примерно о тысяче строений, свыше 5 тыс. жителях. И хотя опыт у нас уже есть (мы успешно переселяли граждан из деревень Поляны, Гавриково и других), трудности еще остались. С ними мы уже сталкивались в пос. Южное Бутово, но до сих пор четкого законодательного основания для разрешения конфликтных ситуаций подобного рода нет.
Мы понимаем: дело не простое. Частник ведь владеет не только самим домом, но и другими постройками – сараями, гаражами и т. д. Использует он в личных целях и принадлежащий ему земельный участок, а это от 12 до 14 соток. Снос дома, переселение в многоэтажные дома изменит его образ жизни, а порой ухудшит ее качество. Такое, конечно, допускать нельзя, а потому в каждом отдельном случае, но неизменно в рамках действующего жилищного законодательства, мы стараемся найти индивидуальный, приемлемый для граждан подход.
«Верните нам деньги…»
Эдуард Якушенко, генеральный директор ГУП «Московский городской центр арендного жилья»:
— Основная задача ГУПа: реализация жилых помещений, находящихся в собственности города, с рассрочкой платежа и создание единого механизма по обеспечению жилыми помещениями граждан на возмездной основе. Совместная работа с управлениями департамента в округах позволила создать четкий механизм заключения соответствующих договоров, а также удлинения срока рассрочки: было когда-то пять лет, сейчас десять, а ныне намерены – в рамках третьего этапа программы «Молодой семье – доступное жилье» – увеличить его до пятнадцати лет.
Наше управление выполняет важные социальные функции, связанные с улучшением жилищных условий москвичей. Сделано немало, но можем работать лучше. Нам надо строже подходить к заселению площадей, приобретенных в Московской области. Люди жалуются на плохие отделочные работы, некомплектное санитарно-техническое оборудование в квартирах, отсутствие необходимой социальной инфраструктуры (детские сады, школы, поликлиники). В результате немало отказов покупателей от предлагаемого жилья. Есть даже заявления граждан с просьбой вернуть им деньги, потому что в течение долгого времени они так и не могут вселиться в предоставленное помещение. Чтобы успешнее решить эту проблему, необходимо объединить усилия ряда управлений департамента. В наступившем году организационно-правовая форма ГУПа будет реформирована – с целью повышения экономической эффективности его деятельности, и надеемся, что многие недостатки в нашей работе будут устранены.
Важный резерв
Юрий Чаркин, заместитель начальника Управления департамента в Центральном административном округе:
— Для выполнения жилищных программ города немалое значение имеет использование освободившихся комнат и квартир, именуемых «за выбытием граждан», на которые нет претендентов-наследников. Если раньше выморочная площадь считалась федеральной собственностью и право на нее имели лишь те, кому положено жилье из федерального бюджета, то сейчас – согласно новому законодательству – она принадлежит городу, и распоряжаться ею можем мы. Это увеличит городской резерв обеспечения жильем очередников, даст возможность быстрее расселить коммуналки, а кроме того, поможет более эффективно препятствовать мошенническим действиям, которые нередко затевались в отношении такой площади. Бывали случаи, когда та продавалась… после смерти ее владельца.
В ноябре прошлого года в нашем управлении была создана рабочая группа, занимающаяся данной площадью. И уже есть конкретные результаты. Мы быстрее получаем необходимые сведения из БТИ, инженерных служб районов. Если за предыдущие 10 месяцев 2008 года к нам поступило 177 жилых помещений, освободившихся по причине выбытия граждан, то за последующие неполные четыре месяца уже выявлено 305 соответствующих адресов. Конечно, необходимо подождать шесть месяцев, выяснить, не появится ли наследник. Учитывая опыт нашей работы, считал бы необходимым создать аналогичную рабочую группу, но уже при департаменте, в масштабах всего города. В ней могли бы принять самое активное участие работники окружных жилищных управлений.
Что интересует москвичей
Олег Ежов, заведующий приемной Департамента:
— Мы – первая инстанция, куда москвичи обращаются со своими жилищными проблемами и заботами. В прошлом году к нам обратилось более 3,5 тыс. человек. Что больше всего волнует горожан? Мы проанализировали обращения людей. 23% из них связаны с ускорением и улучшением жилищных условий, 16% – предоставлением жилых помещений в удобных для людей районах, и далее: граждан интересует первичная информация о постановке на жилищный учет, участие в городских жилищных программах, реализация их прав при переселении и реконструкции зданий, вопросы приватизации. Немало жалоб людей на то, что их вынуждают переезжать в квартиры еще не полной строительной готовности.
Учитывая специфику обращений, мы расширили круг специалистов, которые отвечают на вопросы москвичей. К сожалению, в окружных управлениях департамента не все из них получают детальные разъяснения на свои обращения, а потому качество работы с населением нуждается в совершенствовании. В прошлом году внедрена и эффективно функционирует электронно-информационная система, которая позволяет людям оперативно получить интересующие их сведения. И тем не менее возможности информационной работы с гражданами используются еще не полностью.
Курс – неизменный
Татьяна Платонова, начальник отдела Управления координации деятельности Комплекса социальной сферы г. Москвы:
— Наше управление занимается целым рядом проблем – в области культуры, здравоохранения, образования и т. д., но объем переписки по жилищным вопросам, который проходит через наше управление, в разы превышает все остальные. Это говорит об огромной социальной важности работы, которую ведет жилищный департамент. А проходит она в трудных условиях. Вряд ли найдется человек, который точно скажет, насколько глубоко финансовый кризис затронул все области хозяйственной деятельности Москвы, какие последствия нас ждут. Но в том, что город остался верен своей социальной политике, что кризис меньше всего коснулся программ, касающихся насущных забот москвичей, есть, безусловно, заслуга и департамента.
Проблемы, конечно, останутся, и они коснутся в первую очередь возмездных форм приобретения квартир очередниками. А потому необходимо продумать систему мер, которые смогли бы смягчить финансовую ситуацию для тех граждан, которые ее приняли. Направления различны – корректировка графиков поступления платежей, освобождение граждан от возможных штрафных санкций, учет их занятости и другие. Понятно: все случаи индивидуальны, и решения будут разные в каждом из них. Но то внимание к населению, которое стало практикой работы департамента, вселяет уверенность: и с этой задачей он справится.