Многоженство в Филях и другие метаморфозы переселения
В этом году волна переселения в Западном округе достигнет пика – сносится аж 60 домов. К сожалению, несет она и «пену». О том, какими методами некоторые жители пытаются получить лишнюю площадь, рассказывает начальник Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ЗАО Елена Рылатко.
С шумом и втихаря
– Елена Владимировна, в недавнем интервью по поводу переселения («КР» № 2, 18 января 2007 г.) вы заметили, что идти на конфликт из принципа бессмысленно. А в каких случаях не стоит идти на мировую?
– Есть люди, стремящиеся к конфликту. Один гражданин, которого буквально накануне Нового года, 30 декабря, удалось уговорить выехать из пустого дома, напрямую сказал: я знаю, что суд проиграю, но вдруг все-таки удастся получить что-нибудь лишнее? Так вот, вымогательство у нас не поощряется. Если человек не понимает, что ему идут навстречу, и выходит за грань, то с ним надо судиться и дать то, что положено по закону.
– Часто ли в Западном округе выселяют с судебными приставами?
– Не часто. Хотя мы сдаем в суд довольно много дел (при нашем большом объеме переселения работа поставлена на поток: нет возможности долго заниматься с одной семьей). У нас отработанная система. Предлагаем площадь, готовы заменить этаж, пойти на некоторые уступки. Но бывает, что желания категорически не совпадают с законом или вообще непонятно, чего человек хочет, – получил смотровой и пропал. Это настораживает – не готовится ли какой-то подвох? Мы уже не раз с этим сталкивались. Скажем, втихаря «прописывают» кого-то в квартиру.
– Разве можно это делать в момент отселения?
– Собственник может «прописать» кого угодно в любой момент. Наниматель обязан спросить разрешения у наймодателя – то есть у Департамента жилищной политики, но паспортные столы не всегда четко соблюдают эту норму. Был случай, когда семья осталась одна в доме, уже было решение суда о ее выселении, и тут на площадь зарегистрировали беременную сноху. Мы доказывали, что дом практически в стадии обрушения – его же никто не содержал, судебный пристав был готов действовать, и вдруг приходит информация, что там уже не шесть человек, а семь. В конечном итоге было принято решение о выселении седьмого члена семьи.
Не прячьте детей
– Всегда ли «тянут» из корыстных побуждений?
– Бывают абсурдные ситуации. Например, ждут рождения ребенка и молчат. И напрасно. Ребенок же все равно появится!
– С какого срока учитывается беременность?
– С 30 недель в обязательном порядке, до этого решение принимает комиссия. Но бывает, что учитывают и 20 недель, и даже 15. Правда, договор социального найма выдается только после рождения ребенка, но для переезда достаточно и договора краткосрочного найма. Так что не надо тянуть время, мы лучше сразу учтем появление нового члена семьи, а оформим все официально, когда он родится и на законных основаниях получит площадь.
Где совершаются браки?
– Вернемся к конфликтным ситуациям…
– За 2006 год мы передали в суд около 300 дел. 100 из них не дошли даже до первого слушания – с нашими предложениями люди согласились. По 60 делам были приняты решения в пользу жилищников. Принудительно выселять пришлось четыре семьи. С остальными нашли компромисс.
Наиболее сложные семьи – те, что изначально настроены на получение дополнительной площади. Вот пример. В районе Фили-Давыдково отселяли два дома по Кастанаевской улице, там было шесть семей: в двух и трехкомнатных квартирах прописано по 10 человек. Естественно, квартиры государственные, регистрировали на площадь в последние три года. Состав характерный: была семья с двумя мужьями и тремя женами. И схема известная: женитьба, через три месяца развод, снова свадьба – иногда со старой женой, от которой уже дети есть. Прописывает жену, детей, снова разводится… Есть семьи, где мама с дочкой, и у обеих по два бывших мужа. Понятно, что все это фиктивно. Обращались в прокуратуру, ОВД, проводили серьезные проверки. Выявилось, что о части этих браков даже нет записи в ЗАГСе. Но, к сожалению, чтобы возбудить уголовное дело по факту мошенничества, недостаточно оснований: человек должен получить какую-то выгоду (в данном случае – квартиру). Так что браки просто признаются недействительными.
Однако современное московское законодательство позволяет нам идти в ногу с Жилищным кодексом РФ – давать ровно ту площадь, которую семья занимает, сколько бы на ней людей зарегистрировано ни было.
Сегодня три дома на Кастанаевской полностью освобождены, их буквально завтра начинают сносить, и мы добились, что все шесть семей получили то, что им положено. Судились почти полгода, но считаю, что в этом вопросе очень важна принципиальная позиция: мы сохранили государству, москвичам-очередникам более 10 квартир.