Жилье – это всегда приоритет
Решение жилищного вопроса для большинства людей – задача из разряда первостепенных, сравнимая, пожалуй, только с состоянием здоровья. И в масштабах городской приоритетной программы решение жилищного вопроса сопровождается определенными проблемами.Могло быть хуже
Как утверждают специалисты, хорошо знающие строительный бизнес, в период капитализации отечественной экономики в столицу хлынули огромные потоки «коммерческих» денег, направленные, в том числе, и в строительство. В Москве не хотел строить только очень ленивый…
На стройплощадки устремились и профессионалы, и дилетанты, и откровенные авантюристы. Этот процесс даже в условиях дикого рынка необходимо было проконтролировать, а главное – отрегулировать.
В прошлом году закон «О генеральном плане города Москвы» был принят и сразу же стал стратегическим и регламентирующим. Теперь именно он определяет основные градостроительные тенденции столичной застройки и благоустройства ее территорий.
Жилищное строительство в Первопрестольной – это, как говорится, особая статья. В последнее время построено так много, что только успевай наносить новые кварталы на карту Москвы. Темпы возведения жилых домов настолько стремительны (порядка 5 млн. кв. м ежегодно), что в последнее время твердо решили возводить новые микрорайоны только в комплексе со всей прилегающей инфраструктурой, в том числе дорожной.
Строительный бум продолжается. По словам главного архитектора города Александра Кузьмина, ему приходится рассматривать порядка 200 проектов ежедневно…
«Социалка» спасает мир
Московские власти не отказались от строительства бесплатного муниципального жилья, и примерно треть всех возводимых объемов – это социальное жилье. Активно используются бюджетные деньги, привлекаются заемные средства, часть квартир отдают городу коммерсанты, осуществляющие свои проекты.
Настоящим прорывом стал эксперимент по социальной ипотеке – жилье по себестоимости строительства на возмездной основе с существенной рассрочкой платежа. Руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Марина Оглоблина и другие представители власти неоднократно высказывали мысль о том, что в перспективе городу желательно переходить именно на такой вариант социальных программ по обеспечению горожан жильем. С сокращением доли жилья бесплатного. Однако руководитель Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Петр Сапрыкин не раз высказывался за сохранение объемов строительства бесплатного социального жилья. И отцы города эти объемы пока снижать не намерены.
По словам главы Стройкомплекса Владимира Ресина, в этом году решено увеличить долю социального жилья с 1,6 млн. до 2 млн. кв. метров.
А специалисты НИиПи Генплана Москвы стали все чаще высказывать мысль о том, что объемы строительства в целом все-таки необходимо снижать. Но не за счет социальных программ, а только за счет коммерческих проектов. И для этого есть свои причины…
Диктует рынок, давит прирост
По подсчетам специалистов, 40% инвестиций, вложенных в жилищное строительство, направлены исключительно на получение прибыли, а не на решение жилищной проблемы. При многотысячной очереди москвичей, нуждающихся в улучшении условий жилья, и явной нехватке территорий под застройку, такие аппетиты даже в условиях рынка выглядят довольно цинично. Также подсчитано, что среднестатистическому москвичу с нормальной зарплатой, чтобы «накопить на квартиру» в течение 30 лет надо откладывать весь годовой доход…
В ближайшие годы дома будут возводить на месте снесенных пятиэтажек, бывших промзон, за счет уплотнения сложившейся застройки по давно отработанной точечной методике. Так будут строить до 2020 года обещанные 75 млн. кв. м жилья.
Это потребует развития энергосистемы, дорог, всей социальной инфраструктуры, строительства гаражей. В столице уже 3 млн. только зарегистрированных автомобилей. Даже сами градостроители шутят, что в Москве вместо газонов, клумб и площадей видны только крыши машин…
Еще одна проблема: ежегодный прирост населения столицы непомерно перегружает все виды городской инфраструктуры и, в первую очередь, инженерные сети. Мощная система транспортных и инженерных коммуникаций была создана еще в 30-е годы. Ее надо совершенствовать, а в большинстве случаев – менять. Для мегаполиса это очень серьезная задача.
Получается, что темпы строительства и инвестиции, вкладываемые в эту сферу, существенно опережают темпы создания необходимой инфраструктуры. Ведь к построенному дому еще надо подобраться, и в магазин не за два квартала ездить. А нормальное финансирование развития современной инфраструктуры – это вообще сверхзадача. Город с ней самостоятельно не справится. Конечно, намечается привлечь в эту сферу инвесторов. И они придут… Если это будет выгодно. А пока из-за невозможности должного развития всех видов инфраструктуры стоит вопрос о лимитировании жилищного строительства…
Уберечь… от строительства
На проходившем недавно в Москве международном семинаре, посвященном проблемам развития современных мегаполисов, было озвучено много проблем, касающихся развития городских территорий. Помимо нормального выполнения жилищной программы, необходимо строить новые дороги, увеличивать проходимость уже имеющихся трасс. Причем, надо совершенствовать не только сеть кольцевых и радиальных магистралей, но и активно развивать местную улично-дорожную сеть.
И для этих целей придется искать и резервировать участки. Пока их не застроили. Иначе опять уплотнение, в ущерб других, в том числе дворовых территорий.
Кроме того, надо сохранить естественные природные ландшафты, живописные долины, знаменитые московские холмы. Уберечь от точечных внедрений исторически сформировавшиеся архитектурные ансамбли. Четко определить «высотные акценты», чтобы силуэт города не был испорчен.
Экологи сокрушаются: необходимые параметры озеленения при сегодняшних темпах строительства сохранить трудно. Именно поэтому 16 тыс. га зеленой зоны в черте города присвоен особый статус, где запрещено строительство и любая хозяйственная деятельность.
А еще ученые предупреждают: при проведении такого масштабного высотного и подземного строительства нельзя забывать о геологических особенностях дорогостоящей московской почвы и ее глубинных сюрпризах…