Центр для людей, а не для офисов
В центральной части Москвы размещаются офисы и представительства четвертой части всех предпринимателей России. Каким же быть центру? Конечно же, официальным, деловым. Важно только не переступить определенную черту. Он должен быть заселен людьми. О том, как будет выглядеть центральная часть города в будущем, рассказала выставка, посвященная 10-летию Центрального административного округа.Сегодня внутри Садового кольца и чуть поодаль от него живут 572 тысячи человек. К 2005 году это число практически не изменится. А в 2020-м здесь будут жить 600 тысяч. Как видим, делается ставка на еще большую заселенность центральной части города, чем это виделось в начале всех градостроительных преобразований столицы.
Не вполне оправдались и прогнозы в отношении специализации центра. Более того, его административно-офисные функции будут постепенно вытесняться (их возьмет на себя деловой комплекс московского Сити, о котором десять лет назад еще и не думали), а предпочтение отдадут культурным и социальным проектам. И, конечно, здесь будет по-прежнему высокими темпами строиться жилье (а значит, школы, детские сады, поликлиники).
Где же найдется для него место в самой застроенной части города? Реконструироваться и модернизироваться будут ветхие и аварийные дома. Сейчас это жилье занимает 3,9 млн. кв. м, а к 2005 году его объемы должны снизиться до 3,2 млн. Хватит работы и следующему поколению — к 2020 году его все еще будет 400 тыс. кв.м.
А новые площадки под строительство появятся за счет вывода из центра промышленных предприятий (заводы и фабрики занимают почти пятую часть здешних земель). Переселение и снос многих уже идут. Например, там, где сейчас находятся автокомбинат № 32 (улица Мытная) и завод гидравлических машин (улица Б. Татарская), появится целый жилой микрорайон. Всего же под новое жилье планируется выделить 3,7 млн. кв. м земли.
Существенно изменятся жизни многих жителей центра. Ведь сейчас это по существу самый неблагополучный район города: коммуналки здесь занимают 9 процентов всего жилищного фонда. К 2005 году эта цифра уменьшится до 5, а еще через три-четыре года должна превратиться в ноль.
Кому доведется жить в новых домах? Обеспеченным людям, для которых и 5 тыс. долларов за кв. м – не проблема? Таким тоже. Но не только им. Центр не откажется и от самых родных своих жителей – коренных москвичей. Для них будет строиться муниципальное, бесплатное жилье. В настоящее время очередь на него составляет чуть более 50 тыс. человек. К 2005 году она сократится до 30 тысяч. А дальше? Материалы выставки утверждают: к 2020 году очереди не будет совсем. Сегодня в такое верится с трудом. Скорее можно согласиться с тем, что к тому времени очереди станут короче – не долгие годы, как сейчас, а (будем надеяться!) несколько месяцев. Именно такой срок ожидания социального жилья в большинстве развитых стран.
Одна из главных проблем центральной части города – экологическая. Как она будет решаться? С вводом всех участков Третьего транспортного кольца в значительной степени разгрузятся центральные магистрали, количество вредных выбросов станет в полтора раза меньше. Появление девяти новых развязок также снизит загазованность атмосферы. Что это даст, кроме общего оздоровления экологии центра? В настоящее время в зоне сверхнормативного загрязнения воздуха живет 52 процента его жителей. А через несколько лет это число снизится втрое.
На одном из стендов была представлена любопытная диаграмма: количество личного автотранспорта в центре и столице в целом. Так вот, пока лидерство держит ЦАО: на тысячу жителей здесь приходится в среднем 265 автомашин (в городе – 200). Но уже через три года разрыв сократится: 300 против 270. А в далеком 2020 году город даже вырвется несколько вперед (305 машин на тысячу жителей против 302 в центре).
Но такой автопарк надо как-то содержать. Ожидается интенсивное строительство подземных гаражей (один из самых больших появится на площади Павелецкого вокзала), а также автостоянок. Всего в центре будет 30 подземных гаражей. К сожалению, даже проектные мощности всех этих сооружений отстают от реальной потребности автовладельцев. Для всех машин места не найдется даже к 2020 году
Будут немного увеличиваться и зеленые площадки в центре – за два десятилетия они возрастут с 621 до 670 гектаров. Несмотря на то, что каждый квадратный метр земли в центре буквально золотой и строить элитное жилье здесь крайне выгодно, все же часть освободившихся площадок отдадут под скверы и газоны, а не дома. Так что центр столицы обойдется без «каменных джунглей».
Одна из острых забот его жителей – повышенный шум. Он отмечен почти на трети здешней территории. С помощью различных мер — специальные щиты, заграждения из деревьев, дома, где на улицу выходят только кухонные окна, – за десятилетие предполагается сократить количество людей, проживающих в шумных зонах, с 373 тыс. до 270 тыс. Понятно, не кардинальное решение проблемы. Но шум (так во всех больших городах мира) – плата за престижный район. Хочешь жить в центре – терпи!