Бремя выбора
Сегодня продолжаем разговор о приватизации, начатый в прошлом номере «Квартирного ряда» с заместителем руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Ольгой ДОЛГУШИНОЙ.– Сейчас около 60 процентов москвичей жилье уже приватизировали. Но, несмотря на создание разнообразных условий для этой процедуры и многочисленные разъяснения в средствах массовой информации, очереди упорно не рассасываются. Почему образовался такой «затор»?
– Действительно, очень много жалоб: мол, страшные очереди, безобразие! Пришел приватизировать, а с меня такую бумажку требуют, сякую. Дайте указание упростить до предела: пришел, оттиск пальца шлепнул, и квартира уже моя.
Но процедуру приватизации упрощать нельзя. Те документы, что мы сейчас требуем, это и так самый необходимый минимум. Я занимаюсь жилищными вопросами большую часть своей сознательной жизни, и, по моему мнению, передавать приватизацию в «одно окно», возможно, и не стоило бы.
– Почему?
– Какова цель режима «одного окна»? Максимально облегчить людям процедуру сбора документов, свести к минимуму их хождения в разные организации. Пришел, сделал заявление и жди ответа. Когда речь идет о постановке на учет, это понятно. Человек просто как бы заявляет о своих намерениях встать на очередь. Для того чтобы выяснить, есть ли у него такое право, существуют законодательно определенные критерии, которым он либо соответствует, либо нет – как трафаретки наложили. Приватизация же – дело значительно более индивидуальное.
– То есть?
– Я была на приемах во всех наших жилотделах, окружных управлениях и слышала, о чем в первую очередь спрашивают люди. Вот, скажем, пришел пожилой человек. Деточка, вот я живу с тем-то и тем-то, так-то и так-то, надо ли мне квартиру приватизировать? Допустим, консультируют. Предположим, вопрос решен: приватизировать. Дальше пришедшему задают простой вопрос: вы будете приватизировать в совместную собственность или в долевую? Человек, особенно немолодой, впадает в ступор, он в полном недоумении: а как надо? Если это не супружеская чета, собственность возможна только долевая. Это понятно. Но вот приходят супруги, и им задают тот же вопрос. Они всю жизнь прожили вместе, у них все общее. Конечно, в совместную собственность, говорят они. При этом им кажется само собой разумеющимся, что если кого-то из них не станет, другой автоматически останется собственником всего общего имущества. Это ошибка.
– А на самом деле?
– Когда один из супругов умирает, то все равно его доля подлежит выделу. Это делает нотариус, оформляется наследственное дело. Предположим, речь идет об однокомнатной квартире, и долю наследуют дети, да еще, возможно, от первого брака. Ситуации возникают очень сложные, а ведь это можно предусмотреть еще на первом этапе.
Так что, строго говоря, упростить процедуру в «одном окне» – это, конечно, здорово, но это не решит всех вопросов. Приватизация – дело сложное, и часто требуются квалифицированные консультации. Ни один человек в цивилизованной стране не пойдет оформлять в собственность какое-либо недвижимое имущество без своего адвоката.
– Можно поподробнее насчет однокомнатной квартиры и детей от первого брака?
– Хорошо, давайте разберем эту ситуацию. Существует некое имущество, допустим, в виде однокомнатной квартиры, в которой живут муж и жена. Они хотят квартиру приватизировать. Их спрашивают, будут они приватизировать в совместную или долевую собственность? Они интересуются, в чем разница? Совместная, значит, вы оба – собственники равные, а долевая – это 1/2 у одного, 1/2 у другого. Пусть будет совместная, отвечают. У людей ассоциация такая: одного не станет – другой останется собственником всего. Это нормально с точки зрения бытовой психологии.
Приватизировали, и один из них, не дай Бог, помирает. Второй супруг живет себе спокойно, не подозревая, что могут возникнуть какие-то проблемы. И вдруг через два-три месяца – потому что шесть месяцев дается на поиск наследников, – объявляется проживающий на Дальнем Востоке сын от первого брака и заявляет свои права. Пятьдесят процентов, говорит он жене, были ваши, пятьдесят – отца. Будем его долю делить. На 50 процентов имущества, принадлежавших умершему, могут претендовать как супруга, так и все прочие наследники. Сейчас, по новому наследственному праву, восемь категорий наследников – и дяди, и тети, и племянники… Понятно, что квартиру не разделишь, но им-то какое дело? Они могут подать в суд, суд им присудит часть стоимости квартиры. Какой выход?
– Но жене ведь причитается часть собственности мужа?
– Да, ей причитается еще 25 процентов. Но и оставшиеся двадцать пять для большинства – немалые деньги. Квартира стоит, например, 60 000 долларов. И что делать? Разве что продать квартиру, остаться без площади, а полученные деньги поделить между наследниками.
– Невеселая перспектива. А если бы они приватизировали долями?
– В этом случае супруг может написать завещание и полностью оставить свою долю супруге. Потому что предметом наследования может быть конкретное имущество либо доля в праве на это имущество. А у них совместная собственность, ему и завещать нечего, пока у него нет конкретного объекта права.
– А какие проблемы возникают уже в самом процессе приватизации?
– Предположим, гражданин, которому оформляется договор передачи собственности, живет в новостройке. Что должен сделать наш сотрудник? Войти в базу данных собственности города и посмотреть, внесено ли в реестр право города на эту площадь. Если нет, то следует предупредить человека, объяснить, что процесс задержится, а не просто сдать документы в Москомрегистрацию, откуда позже по этой же причине придет отказ. Когда речь идет о сложившейся застройке, то там действует другая технология, но суть процесса та же.
– Получается, что если это самое право не внесено в Единый реестр, человек не сможет приватизировать квартиру?
– В Москве только-только начинает налаживаться система оформления имущественных прав. Раньше над этим не задумывались: если здание на балансе у ДЕЗа, его уже считали городским. Сейчас этого недостаточно. С 17 сентября прошлого года действует дополнение к закону о регистрации, в котором говорится, что прежде чем совершить любую сделку, нужно в обязательном порядке зарегистрировать свое право. Теперь, прежде чем передать товарищу Иванову квартиру в собственность, мы должны внести в Единый государственный реестр прав данные о том, что это собственность города. Это целая процедура, на которую тратятся значительные средства, огромная работа. В Москве около трех миллионов квартир. Из них почти 40 проц. – собственность города, но эту собственность надо оформить. На 60 проц. эта работа уже сделана.
– Вернемся к очередям. Есть ли все-таки возможность их избежать?
– Как ни странно, люди к этому не очень-то и стремятся. На приватизацию в режиме «одного окна» (работа эта началась с 1 сентября) очереди практически отсутствуют. Но основная масса граждан, чуть не 90 процентов, предпочитает старый проторенный путь: берут запросы, сами идут в БТИ, в РЭУ…
Хотя в «одно окно» следует принести только паспорта членов семьи или их копии, написать заявление, и все.
Есть еще и третий вариант – ускоренный, так называемый САПОД – система автоматизированной предварительной обработки документов. Это удобно для всех коммерческих структур, для людей, у которых что-то реально «горит» – например, сделка купли-продажи или обмен. Но и здесь люди ухитряются создавать себе неудобства.
– Каким образом?
– Была я недавно в жилищном управлении Восточного округа. Сидит женщина с блокнотом, не таясь, записывает на ускоренную приватизацию. Говорит молодому человеку: вы будете у нас 143-м, три раза в день перекличка. Я вмешалась. «Я вас умоляю, – говорю. – Мы открыли Единый центр приватизации на Рязанском проспекте, везде объявления висят, там никого народу! Все для вас, те же расценки…» Увлеклась, даже голос повысила, на меня уже шикать начали. Молодой человек меня слушал-слушал и говорит этой женщине: «Никуда не поеду, записывайте меня!». Так что достаточно сложно привить новое.
– Давайте подытожим нашу беседу. В каких случаях квартиру стоит приватизировать, а в каких нет?
– Категорически возражаю против любых рекомендаций, люди должны делать выбор сами. Сколько людей, столько ситуаций. Наша задача – донести до них информацию.
Сюда следует обращаться по вопросам приватизации жилых помещений В ОБЫЧНОМ РЕЖИМЕ
Центральный округ
1. ул. Щепкина, 9
Северный округ
1. Волоколамское шоссе, 7
2. проезд Соломенной сторожки, 6
Северо-Восточный округ
1. ул. Гончарова, 15
2. ул. Ленская, 28
3. ул. Палехская, 14
4. ул. Фонвизина, 7
5. ул. 2-я Ямская, 15
6. ул. Новгородская, 32
7. проезд Якушкина, 4
8. пр. Мира, 81
Восточный округ
1. ул. Суворовская, 18
2. ул. Щербаковская, 5а
3. 1-я Боевская ул., 2/12, стр. 2
Юго-Восточный округ
1. Рязанский пр., 64
2. Рязанский пр., 32
3. ул. Люблинская, 23
4. ул. Красноказарменная, 9
5. ул. Шоссейная, 86
6. ул. Новомарьинская, 3, к. 2
7. ул. 1-я Вольская, 26, к. 1
8. Капотня, 2-й квартал, 7
Южный округ
Во всех отделах по работе с населением в районах
Юго-Западный округ
Во всех отделах по работе с населением в районах
Западный округ
Во всех отделах по работе с населением в районах
Северо-Западный округ
Во всех отделах по работе с населением в районах
Зеленоградский округ
1. г. Зеленоград, ул. Юности, корпус 1
Здесь можно приватизировать жилье В РЕЖИМЕ «ОДНОГО ОКНА»
Центральный округ
ул. Щепкина, 9
Северный округ
Волоколамское шоссе, 7
Северо-Восточный округ
ул. Гончарова, 15
Восточный округ
ул. Щербаковская, 5а
Юго-Восточный округ
Волгоградский пр., 60, к. 3
Южный округ
ул. Болотниковская, 8, к. 1
Юго-Западный округ
Университетский пр., 6, к. 1
Западный округ
Рублевское шоссе, 99, к. 1
Северо-Западный округ
«Митино-Куркино» – ул. Митинская, 35;
«Покровское-Стрешнево» – ул. Свободы, 16, корп. 3;
«Северное Тушино» – ул. Туристская, 29;
«Строгино» – ул. Маршала Катукова, 19, корп. 1;
«Хорошево-Мневники» – ул. Народного
Ополчения, 33, корп. 1, комн. 3а;
«Щукино» – ул. Расплетина, 9, комн. 15;
«Южное Тушино» – ул. Свободы, 42, подъезд 7
Зеленоградский округ
г. Зеленоград, ул. Юности, корпус 01
Прием осуществляется в рабочие дни:
с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00; в пятницу с 9.00 до 16.45;
обеденный перерыв с 13.00 до 14.00
Здесь можно приватизировать жилье В УСКОРЕННОМ РЕЖИМЕ с помощью ОАО «МОСЖИЛРЕГИСТРАЦИЯ»
Единый центр приватизации (Рязанский проспект, дом 32; ул. Малышева, дом 11, корп. 2) принимает документы на приватизацию от жителей Южного и Восточного округов.
Система автоматизации предварительной обработки документов (САПОД):
Центральный округ
ул. Щепкина, 9
Юго-Восточный округ
ул. Малышева, 11, корп. 2
Восточный округ
ул. Щербаковская, 5а
Западный округ
Рублевское шоссе, 99, к. 1