Иметь или не иметь?
Помните песенку из известного фильма «Ирония судьбы»? «Если у вас нету дома, пожары ему не страшны…». Когда видишь длинные очереди желающих приватизировать свои квартиры, невольно вспоминаешь эти строки. В последнее время резко увеличилось число людей, желающих стать собственниками недвижимости. В некоторых округах москвичи занимают очередь, чтобы сдать документы чуть ли не с ночи. С чем связан такой рост активности горожан, и насколько достоверны предположения об отмене приватизации?
С таким вопросом мы обратились к начальнику Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы Юлии ГЛАЗКОВОЙ.
– Довольно часто СМИ недостоверно доносят суть законотворческой деятельности. Сейчас в Госдуме готовится к принятию пакет новых жилищных законов. Действительно, планируется ввести ограничения приватизации жилья. Но произойдет это не завтра и не послезавтра и пока не ясно, в какой форме. К сожалению, некоторые горожане, услышав, что будут введены какие-то ограничения, бегут приватизировать квартиру, даже серьезно не задумываясь, нужно им это или нет.
Долгое время у нас в городе ситуация в этом плане была стабильна, в среднем оформлялось около 5 тысяч договоров в месяц, а сейчас в три раза больше. Город не вправе отказать москвичу в оформлении квартиры в собственность за исключением некоторых случаев – когда дом, например, признан аварийным. Первый вопрос, который задают наши специалисты человеку, пришедшему на приватизацию: почему вы хотите стать собственником? И иногда с удивлением слышат: «Все пошли, и я пошел».
Далеко не всегда люди четко себе представляют, что у собственника есть не только права, но и обязанности. И не каждый горожанин готов стать собственником, да не каждому это и нужно. Зачем одинокому человеку приватизировать комнату или квартиру, если у него нет наследников? Именно такие люди, став собственниками квартир, привлекают внимание криминала. Прежде чем принять ответственное решение, надо очень серьезно взвесить все «за» и «против».
Зачастую, прочитав в прессе, что приватизация выгоднее социального найма, человек принимает скоропалительное решение. Иногда в подобных статьях риэлторы даже приводят цифры: якобы доля неприватизированных квартир сейчас составляет не более 20% столичного рынка жилья. Но ведь есть официальные данные, которые публикуются каждый год. Сегодня в Москве около 40% жилья принадлежит городу. У нас в Гражданском кодексе записано, что собственник не только владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом, но и несет риск его случайной гибели. Вызывают недоумение встречающиеся в некоторых изданиях заявления о том, что социальный наем выгоден только в том случае, когда дом идет под снос. Видимо, люди плохо знают, что такое договор социального найма.
Москва – практически единственный субъект Федерации, который предоставляет бесплатное жилье нуждающимся. С человеком заключается бессрочный договор, и он может пожизненно пользоваться квартирой. Что же в этом плохого? Ведь не каждому нужно продавать квартиру. Заявление, что договор социального найма выгоден только тем, у кого дом пойдет под снос, наталкивает на мысль о каких-то махинациях. В столице действует программа переселения жителей из пятиэтажек. Видимо, риэлторы учат горожан обходить закон, чтобы получить от города при переселении максимальное количество бесплатного жилья. А их услуги, разумеется, не бесплатны.
Искусственно подогреваемый ажиотаж вокруг приватизации квартир привел к огромным очередям. Специалисты, которые занимаются оформлением документов, работают каждый день, а если есть необходимость, даже в выходные. Но хочется предостеречь доверчивых людей. Часто мошенники предлагают за немалую плату (от 200 до 600 долларов) место в какой-то несуществующей очереди. Подобные действия попадают под юрисдикцию правоохранительных органов.