Защита незащищенных
Как отразилась новая политика приоритетов при предоставлении жилья очередникам на льготниках, в частности, многодетных семьях? До принятия последнего закона о приоритетах львиная доля поступающей площади доставалась им – льготникам, а так называемая «очередь на общих основаниях» стояла на месте. Сейчас площадь делят ровно пополам: 50% льготникам, 50 – всем прочим.Три «четырешки» на семейство
В Департаменте жилищной политики и жилищного фонда прошел круглый стол с участием представителей Совета старейшин при мэре Москвы, где обсуждалась и эта проблема. А Совет старейшин опекает многодетные семьи.
Всего сейчас в городе очередников 198,5 тысячи семей или 661 тысяча человек, сообщил начальник Управления жилищной политики департамента Николай Федосеев. Из них 70 000 семей – льготники. Сегодня основной критерий для получения жилья – год постановки на учет. Несмотря на то, что в приоритетах появились новые пункты – одинокие матери, многодетные семьи с тремя и более детьми, медработники, инвалиды 2-й группы, – лед, кажется, тронулся, и в 2005 году планируется обеспечить площадью семьи, вставшие на очередь на общих основаниях в 1985 году, первоочередников 87–88-го годов и внеочередников до 2000 года. Так что «приоритетная» политика приносит свои плоды, и департамент собирается жестко придерживаться ее и в будущем.
Совет старейшин озабочен судьбами многодетных семей и считает, что стимулировать рождаемость надо, в частности, и улучшением жилищных условий.
«Действительно многодетных, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в столице не так уж много. С более чем четырьмя детьми 900 семей, более пяти – 320», – сказала начальник Управления реализации жилищных программ департамента Алла Крошонкина. В 2004 г. включены в план обеспечения 105 семей, обеспечены 38, но площадь предлагалась всем. Зная, что идет точечная застройка, люди ждут площадь в нужном им районе. По категории «более 7 детей» в план нынешнего года включены 5 семей: Маврина (ВАО), Соколова (САО), Василенко (ЮВАО), Антипова (САО), Фурсик (ЮЗАО). Всем им площадь предлагалось, но решен вопрос пока только в одном случае. Удовлетворить пожелания не всегда бывает легко. Так, например, семье Мавриной, состоящей из 20 человек и живущей в 4-комнатной квартире 84,8 кв. м общей площади, в 2002 году (тогда еще на 10 зарегистрированных на площади человек) предлагали 3 квартиры на одной площадке площадью 184,4 кв. м, но получили отказ. В 2003-м, уже на 20 человек, предложили 6-комнатную в 290 кв. метров – снова отказ. Просит предоставить ей с 9 детьми три квартиры на одной площадке, бывшему мужу 1-комнатную, сестре с двумя детьми – «двушку» и четырем взрослым детям – две «двушки». Сейчас Управление жилищной политики ВАО предложило им три 4-комнатные квартиры в Южном Бутове и ожидает решения. (Интересно крайне неравномерное распределение многодетных семей по округам. Если Восток ими традиционно «урожаен», то на Западе, например, на учете состоит всего две многодетные семьи).
Выбыли без прибыли
Вторым «больным» вопросом была тема площади за выбытием. Известно, что немалая ее часть после выезда граждан не возвращается к городу, а «самозахватывается». Так, недавно поступил сигнал, что свежеотселенный дом в ЮВАО, на улице Нижние Поля, был немедленно заселен незарегистрированными гражданами.
Тут поделился своим опытом СВАО, жилищное управление которого, минуя ДЕЗ, напрямую работает с ЕИРЦ – отслеживает поступление коммунальных платежей. Если деньги перестали поступать, значит, что-то не в порядке. Руководитель Департамента жилищной политики Петр Сапрыкин отметил еще один действенный метод, когда подключали милицию и отдавали ей за это небольшую часть выявленной незаконно занимаемой площади.
Первый заместитель руководителя департамента Эдуард Якушенко напомнил, что далеко не все квартиры, освобождаемые за выездом, возвращаются в «карман» города – из 3,5 миллиона столичных квартир более двух миллионов уже перешли в собственность граждан.
Пропал 8 лет назад
В связи с этим председатель Совета старейшин Борис Степанов упомянул о тех, кто раньше назывался «группой риска» – пожилых людях, не заключивших договор пожизненного содержания с верной своему слову Моссоцгарантией, а связавшихся с неизвестными частными фирмами. Как тут контролировать, как гарантировать их безопасность?
Речь зашла и о другой незащищенной части населения – детях-сиротах. Жутковатым примером прозвучала история, произошедшая на днях в Зеленограде. В Управление жилищной политики пришла на прием девушка, 8 лет назад вышедшая из детдома и получившая тогда комнату в коммуналке (в комнате также прописана сестра, тоже детдомовская, свою площадь продавшая). Совершенно случайно, в процессе разговора, выяснилось, что мальчик-сосед, тоже детдомовский, живущий за стенкой, 8 лет отсутствует – комната стоит пустая. Исчез и никому не нужен. Сейчас объявляют в розыск.
Как этого избежать? Как отследить? Думают власти, ищут пути, а Совет старейшин, состоящий из прошедших «огонь и воду» еще в советские времена ответственных работников, их теребит и не дает забыть о тех, кто сам за себя постоять не может.