05:47:23
18 ноября 2024 г.

Анатолий Мишанов: «Прозрачность – главное достоинство программы ГЖС»

Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ Госстроя России возникла в 1995 году, и ее основной задачей было восстановление жилья и инфраструктуры Чечни. Через три года, выиграв конкурс, она получила право работать с федеральной целевой программой «Государственные жилищные сертификаты» (ГЖС). С начальником дирекции Анатолием Мишановым встретился наш корреспондент.
– Уже пять лет, Анатолий Викторович, вы с коллегами занимаетесь программой ГЖС. В чем ее плюсы и минусы?
– Говоря казенным языком, «она направлена на реализацию социальных гарантий по обеспечению жильем увольняемых военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, а также приравненных к ним лиц». Прежде эти люди получали квартиры в соответствии с действовавшими на ту пору госпрограммами. И основной акцент делался на строительстве нового жилья. К сожалению, те программы остались невыполненными: зачастую деньги использовались недостаточно эффективно, а порой – и не по назначению.
Правительство страны поручило Госстрою России найти иной вариант. Так появилась на свет концепция адресного предоставления жилищных субсидий, удостоверяемых специальными сертификатами, которая легла в основу федеральной целевой программы ГЖС. Самое главное ее достоинство – прозрачность, так как идет постоянный контроль за расходованием бюджетных средств, кстати, поступающих теперь непосредственно самим военнослужащим (под этим общим термином я имею в виду все категории, включенные в качестве претендентов на субсидии).
– А каково участие Объединенной дирекции в этой программе?
– Текущее управление, которое подразумевает и составление графика распределения сертификатов, и контроль за их выдачей, и сбор погашенных ГЖС, а также подготовка предложений по совершенствованию программы, ее нормативно-правовой базы. Но напомню, что функции генерального управляющего выполнял консорциум, куда входили (кроме дирекции) также Военно-страховая компания и федеральное Агентство по ипотечному кредитованию.
– Что сделано за пять лет?
– Изначально план был такой: за 1998–2002 годы обеспечить жильем 210 тыс. семей (160 тыс. отставников и 50 тыс. увольняемых военнослужащих). Но выпустить удалось лишь 102 тыс. сертификатов, а квартиры приобрели 83 270 семей (из них 57 тыс. увольняемых и более 26 тыс. уже уволенных военных). Как видите, хорошие наметки, увы, остались на бумаге. Конечно, повлияли на ситуацию и пресловутое недофинансирование, и более быстрый рост цен на жилье, чем предполагали специалисты.
– Менялась ли за эти годы содержательная сторона программы?
– Безусловно. Ведь никакая, даже самая научно обоснованная концепция не в состоянии учесть все реалии жизни. Да и не ее это задача. Она дала план, сформулировала последовательность действий, определила некие рубежи. А дальше идут конкретные разработки, которые помогают концепции превратиться в полноценную реальную программу. И более того, уже в ходе выполнения программы появляются новые моменты, изменения и дополнения в нее, которые подсказывает жизнь.
Попробую коротко обозначить такие новации. Скажем, если раньше распределение ГЖС между федеральными органами исполнительной власти и субъектами РФ было в разных пропорциях, то теперь оно идет в равных долях. Всем участникам программы стали предоставлять 100-процентную субсидию от расчетной стоимости жилья, а некоторые категории военнослужащих получили возможность приобрести по сертификату дополнительную площадь, на которую они имеют право в соответствии с пунктом 8 статьи 15 федерального закона «О статусе военнослужащих» и абзацем 3 статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Далее. Исключено ограничение стоимости квадратного метра жилья по экономическим районам, что, в сущности, уравняло всех страждущих в финансовых возможностях приобретения квартир. Продлен срок действия сертификатов с 6 до 9 месяцев, и теперь у людей появилось больше времени для изучения рынка жилья, подбора оптимального варианта покупки, проверки юридической чистоты приобретаемой квартиры, оформления необходимых документов.
– Да, как модно нынче говорить, произошли определенные подвижки… И неужели все трудности уже позади?
– Увы! Проблем еще достаточно много. И самая главная из них (право, неловко повторяться, но деваться некуда) – финансовая аритмия, грубо говоря, срывы сроков и объемов выделения средств. Другое наше «слабое звено» – рабочие группы в органах исполнительной власти. Ведь от их активности, внимания к людям и ответственности зависит, как быстро получит «человек в погонах» сертификат на руки, насколько полными и точными будут информация для него о рынке недвижимости, ответы на его вопросы, проверка представленных им документов. Из-за недочетов и упущений в деятельности отдельных рабочих групп, по моему мнению, в иных случаях тормозится обеспечение военных жильем.
– Может, это связано с местными условиями, трудно складывающимися отношениями рабочих групп с администрациями? Нет ли в том вины и Объединенной дирекции?
– Мы стараемся отслеживать ситуацию повсеместно, постоянно помогаем, чем можем. А с точки зрения организационной, убежден, все обстоит нормально. Посмотрите: каждую рабочую группу возглавляет, как правило, заместитель губернатора по строительству, в нее входят представители военкоматов, общественных ветеранских объединений, строительных организаций. В каждом центре созданы комиссии, выдающие сертификаты, а в 20 субъектах Федерации, где есть сложности в выполнении программы ГЖС (например, в Читинской области), созданы представительства генерального управляющего программой.
Трудности на местах в другом. Наш анализ показал, что в некоторых регионах (в Екатеринбурге, Самаре и других) местные администрации искусственно завышают цены на жилье. Как известно, размер предоставляемой субсидии зависит (кроме всего прочего) от социальной нормы площади жилья и стоимости одного его квадратного метра на территории конкретного субъекта Федерации или экономического района. И поясню еще, что в расчетную стоимость жилья, определяемую Госстроем России для внесения в сертификат, входят данные не только по городам, но по всей территории субъекта Федерации, включая сельскую местность.
Поэтому Госстрой РФ побуждает администрации республик, краев и областей, Москвы и Петербурга добиваться оптимальной стоимости возведения жилых домов, снижения связанных с этим платежей и отчислений, сокращения числа посредников-поставщиков местных стройматериалов, конструкций и т. д.
– Вы говорили о проблеме финансирования программы. Как в этом смысле выглядит минувший год?
– Было выделено 12 млрд. 260 млн. рублей. На погашение сертификатов израсходовано 11 млрд. 225 млн. рублей, а остальные ГЖС – в стадии реализации. В нынешнем году, к сожалению, средства остались на том же уровне. Но, учитывая инфляцию и рост цен на жилье, сертификатов теперь удастся выпустить на 24 процента меньше.
– С одной стороны, получается, что программа начинает сворачиваться. Но с другой, насколько мне известно, сейчас разрабатывается ее, так сказать, расширительный вариант, рассчитанный на 2004–2010 годы. Где же истина?
– Все правильно. Но средства нынешнего года закладывались в бюджет раньше, так что никакого «сворачивания» не предвидится. А о перспективе могу сказать так (подчеркиваю, что цифры сугубо предварительные): намечается обеспечить жильем 266 тысяч семей, на что в рамках программы «Жилище» предусматривается выделить почти 91,3 млрд. рублей. Вопрос в том, найдутся ли такие средства у государства.
Хочу отметить некоторые новшества проекта. В частности, кроме бесквартирных увольняемых и отставников в состав участников программы предлагается включить вдов погибших (умерших) военнослужащих. Если правительство сочтет необходимым, будут учтены, к примеру, и военнослужащие-очередники на улучшение жилищных условий. В соответствии с Бюджетным кодексом деньги на субсидии пойдут не через Минфин РФ, как это было раньше, а через Госстрой России – заказчика программы ГЖС. Но этому проекту программы, рассчитанному на 2004–2010 годы, еще предстоит обсуждение в правительстве России.

О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Анатолий Викторович Мишанов родился в 1963 году. Окончил МВТУ имени Баумана и МАИ. Имеет специальности: инженер-механик и инженер-экономист. Кандидат технических наук. В 1990–1995 годах работал в НИИ Энергомашиностроения и по совместительству возглавлял научно-коммерческую фирму «Плазматек». Затем четыре года был председателем правления АКБ «Регионсоцбанк». С 1999 года – в Госстрое России: зам. начальника и начальник Управления недвижимости и госсобственности, а с 2001 года – начальник Объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ.
Владеет английским языком. Женат, имеет двоих дочерей. Увлекается охотой.

Валерий Богданов

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация