Ирина Рабер: «И о трудных проблемах нужно говорить открыто»
Что ни округ – то норов. То есть у каждого округа – свои особенности. Городские социальные программы – общие, но воплощаются они по-разному – в зависимости от «норова» самой большой административной единицы. Какие программы сегодня работают на Северо-Востоке Москвы? На вопросы корреспондента «КР» отвечает префект СВАО Ирина Рабер.– Ирина Яковлевна, в СВАО в течение целого десятилетия работала неклассическая модель жилищной ипотеки – программа «Комбиинвест». Построены дома, люди получили квартиры, и вот теперь программа завершается. Будет ли у нее продолжение?
– Продолжения в том виде, в каком программа существовала, уже не будет. Со временем меняется не только общая экономическая ситуация. Во-первых, перестали существовать очередники ЖСК, а это именно та категория граждан, которая наиболее кредитоспособна и способна вложить деньги в покупку или инвестирование. Во-вторых, мы исчерпали строительные площадки, и свободных адресов у нас больше нет. А уплотнить существующую застройку, сами знаете, невозможно. Что касается новых потенциальных участников программы – а это 400 семей – мы целый год разбирались с каждым из претендентов и тщательнейшим образом проверяли их кредитоспособность. Оказалось, что большинство желающих вступить в программу инвестировать ее не в состоянии. Вообще, у нас с самого начала был такой подход: мы имеем обязательства только перед теми, кто вошел в программу на начальном этапе. И потому, пока мы не разберемся с каждым, не будем точно знать, что никого из них не обидели, никаких новых участников допущено быть не может. Потому что в противном случае это была бы финансовая пирамида.
Программа – это живой механизм, изменения тут вполне естественны: кто-то уходил, менялись доли соотношения коммерческого и некоммерческого жилья, появились субсидии. Чтобы получить на выходе максимум жилых площадей, мы нашу программу непрерывно корректировали различными экономическими методами. В итоге получили даже лучшие результаты, чем ожидали. На территории СВАО построено 12 домов из запланированных 14, более 50 процентов очередников получили бюджетные субсидии. Я считаю, что мы своего добились, и в этом смысле программа себя исчерпала.
– В домах, построенных по программе «Комбиинвест», создавались товарищества собственников жилья. И в СВАО, видимо, хорошо известно, как живется ТСЖ…
– ТСЖ – это очень интересная структура, и мы действительно может быть, лучше других знаем, как она действует. Люди в товариществах работают на основе общей идеи. Они вкладывали деньги в строительство своих квартир, контролировали качество будущего жилья. Но я считаю, что создавать ТСЖ нужно только там, где люди имеют примерно одинаковый социальный статус и доход. У нас же сегодня в отдельных домах такое расслоение! К примеру, в один из домов по Проспекту Мира въезжали люди, которые, выкупая квартиры, делали в них шикарный евроремонт. Но в том же доме живут и немощные пенсионеры, которые едва концы с концами сводят. И неудивительно, что у них разные представления о качестве услуг. Поэтому я глубоко убеждена, что ТСЖ полноценно будет существовать только тогда, когда люди к этой идее придут сознательно.
– Поговорим теперь о другой программе, более глобальной – реконструкции и сноса пятиэтажек. Естественно, в вашем округе…
– Сейчас проблема с пятиэтажками стала для нас даже еще более актуальной, чем в 2002 году. Главная задача на сегодня – увязать по срокам всю работу. Начиная с первого этапа – создания проектной документации – и заканчивая последним – переселением жителей в новые квартиры. К сожалению, здесь много «болевых точек». Особенно это касается подготовительного периода по инженерной инфраструктуре: инженерия у нас очень сильно отстает, катастрофически не хватает финансирования. В результате все, что связано с дальнейшим строительством, с вводом домов, становится проблематичным. В общем, мучаемся даже на начальном этапе, не говоря уже о моменте, когда в дома начинают въезжать новоселы. Ведь каждая квартира должна быть обустроена так, чтобы у новоселов был минимум трудностей.
Вторая насущная проблема касается проектной документации. Слишком часто она отстает по срокам. И бывает настолько низкого качества, что потом, уже на этапе строительства, а порой даже сдачи домов, приходится все заново пересогласовывать. Из-за этого тормозится вся работа. А планы у нас, как всегда, грандиозные. Уже в этом году мы должны создать задел на 2004 год.
– Как вы справляетесь с этими проблемами?
– Скрывать их смысла нет, о них надо говорить открыто. Только так их можно решить. Как нам поступать хотя бы на начальном этапе? Прежде всего необходимо увязать планирование строительства с финансированием инженерии. Нужно переориентировать городские финансовые потоки – направить их прежде всего на инженерную подготовку. И при этом учитывать не только строительство жилья по городскому заказу, но и остальное, потому что оно тоже «садится» на инженерные сети. И все, как всегда, упирается в деньги. Если раньше в процессе исполнения бюджета можно было сделать какие-то «перекидки», то теперь мы работаем в более жесткой финансовой системе. Лично я считаю, что самая правильная оценка ситуации – это четкое экономическое прогнозирование и жесткое планирование по срокам. Схему финансирования нужно выстроить буквально до рубля и помесячно.
– Сегодня очень много вопросов вызывает создаваемая в городе система единых расчетных центров. Люди все-таки до конца не понимают, зачем им это новшество. Как, на ваш взгляд, должна работать эта система?
– В округе создано 17 районных ЕИРЦ. Но у нас, в отличие от других округов, есть еще и окружной центр, куда ежедневно стекается информация о том, как идут платежи по каждой дирекции. За работой ЕИРЦ следим внимательно, каждую среду я провожу общую планерку с главами управ, где мы подробно обсуждаем и анализируем весь процесс.
А вообще-то в работе центров действительно много нестыковок. Но связаны они не с их деятельностью, а с системой их существования в городской структуре. К примеру, как работают со льготниками городские службы, начисляющие субсидии (ГЦЖС)? Представьте: ГЦЖС должны собрать все сведения о льготниках, обработать эту информацию и передать ее нам. Пока они это сделают, пройдет не менее 13 дней. Мы, в свою очередь, с учетом льгот каждого человека, обязаны включить эти сведения в единый платежный документ (ЕПД). Даже при самом лучшем раскладе мы можем произвести начисления по «единому документу» только на 15-е число. А потом еще два дня нам нужно на распечатку, затем три дня на разноску – это уже 20-е! В итоге система работы ГЦЖС загоняет нас в такие узкие временные рамки, что на руки единый платежный документ граждане могут получить только в конце месяца! Систему надо перестраивать, заранее согласовав изменения с организациями, которым в итоге поступают деньги по платежам.
– Какие вопросы по работе ЕИРЦ жители задают вам?
– По декабрю и по началу января шквал вопросов был связан с тем, что продолжали действовать ранее розданные Мосгортеплом квитанции. Люди получали свои платежки, в которые были включены цифры, уже оплаченные по старым квитанциям.
– Многие со своими проблемами до центров не могут дозвониться…
– Принцип единого окна требует того, чтобы оператор, отвечающий на вопросы, уделял много времени звонящему и его проблеме. Поэтому мы решили создать две разных группы операторов. Одни сидят на приеме и работают с посетителями, а другие консультируют по телефону. Я думаю, эта система благополучно встанет на ноги.
– Ирина Яковлевна, ваше мнение о жилищно-коммунальной реформе в Москве?
– Москва не в последних рядах, но и не в самых первых. И это понятно: раскрутить какую-то систему в столице сложнее, чем сделать это, к примеру, в Воронеже. Все было бы гораздо проще, если бы мы платили не по тарифам, а по фактическому потреблению ресурсов. Мы работаем в системе монопольных организаций, которые выдают нам услуги, а у нас нет права выбора, что тоже налагает свои особенности на реформу ЖКХ в Москве. Вопросов много, будем над ними работать.
– Еще одна городская программа «Молодой семье – доступное жилье». Как она работает в СВАО?
– Мы создали специальные консультационные центры, куда обращается молодежь, желающая участвовать в этом проекте. Уже скоро будут получены ордера и на квартиры, построенные на территории нашего округа.
– Вопрос, касающийся благоустройства округа. Вы отдаете предпочтение не обустройству отдельных дворов, а комплексной работе с целыми районами. Расскажите об этом подробнее…
– Все верно, но это не значит, что мы не будем заниматься и дворовыми территориями тоже. Как известно, более 36% территории СВАО занято под зеленые насаждения. Мы работаем и с отдельными дворами, выделяя крупные зоны, в которые включаются эти зеленые массивы, естественные зоны рекреации. Я наблюдала такой опыт в Германии, где дома стоят очень плотно друг к другу и нет таких дворовых территорий, как у нас. Дети там гуляют на специально оборудованных зеленых лужайках. С моей точки зрения, это рационально. Сейчас у нас все Северное и Южное Медведково ходит гулять на Яузу, потому что мы создали там прекрасную зону отдыха. К тому же мы разрабатываем интересные игровые формы, создаем какие-то уголочки для пожилых людей. Территория у нас в округе разная, поэтому и подходы к вопросам обустройства разные. У нас есть дворы и огромные, и такие маленькие, что и развернуться негде. И когда мы начинаем впихивать в такие дворики все, что положено по программе, людям становится нечем дышать.
А если там еще и гаражи-«ракушки»? Разумеется, малейшее посягательство местных властей на «ракушки» вызывает бурный протест автовладельцев. Другой вопрос, что, ликвидируя металлические тенты, мы обязаны предложить жителям другое решение, приемлемое и для владельцев машин, и для пешеходов.
– Кстати, по вашей инициативе создано управление, специально занимающееся гаражным хозяйством…
– Верно, управлением был представлен проект нового гаражного комплекса, который устроил автолюбителей целиком и полностью. Это оказалось не только комфортно, но и приятно с эстетической точки зрения. Люди наконец поверили, что красивая жизнь может быть не только в западных фильмах, но и в нашей жизни, они активно участвовали в новом проекте. Вообще, наши жители – молодцы, что не остаются равнодушными к проблемам благоустройства. Как бы мы ни старались сделать все сами, без их помощи у нас ничего бы не получилось! Спасибо им за это.
О НАШЕМ СОБЕСЕДНИКЕ:
Ирина Яковлевна РАБЕР родилась в городе Пушкино Московской области.
Окончила Московский электротехнический институт связи, Всесоюзный заочный политехнический институт, МГИМО.
Работала в системе профтехобразования, с 1989 г. – в органах исполнительной власти города.
С 1991 года – начальник управления экономики, заместитель, первый заместитель префекта Северо-Восточного административного округа города Москвы. В январе 2000 г. назначена префектом Северо-Восточного административного округа города Москвы.
Замужем, имеет сына.
Любит театр, музыку, играет на фортепьяно, пишет стихи.