Кризис отрезвил не только банки
О том, как ипотека преодолела кризисные явления и как ей развиваться дальше, шел недавно разговор за круглым столом в Госдуме РФ.
Самая больная проблема для банков сегодня – длинные деньги. Где взять долгосрочные вложения? «Ответить на этот вопрос довольно непросто, – сказал в своем выступлении Николай Шитов, президент Городского ипотечного банка, – потому как длинных денег нет на сегодня даже на Западе. И хотя вроде в этом году рынок начал восстанавливаться, больших объемов ипотечных сделок вряд ли стоит ожидать. Хотелось бы, чтобы ресурсы, которые были выделены государством на эти программы, сработали как некий катализатор, чтобы помочь рынку выпускать бумаги, а Центробанк выступал бы гарантом этих бумаг, используя финансовый рычаг. Но этого, к сожалению, пока не происходит».
Не менее важная послекризисная проблема – долги заемщиков. О том, как идет их реструктуризация, рассказал Андрей Языков, генеральный директор ОАО «Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов». Он отметил, что в свое время банкиры не верили, что те, кто воспользовался помощью агентства, в конечном счете смогут восстановить платежеспособность. Но на сегодня уже 65% тех, кто попал в сложные условия и обратился за помощью в АРИЖК, приступили к регулярному исполнению своих обязательств.
Если эта проблема как-то решена, то вопрос с выселением недобросовестных заемщиков остается открытым. «В регионах отсутствует необходимое количество маневренных фондов, – сказал Андрей Языков, – и непонятно, куда девать заемщика, если кредитор воспользуется своим правом на обращение взыскания».
Недобросовестные заемщики этим пользуются. Заместитель генерального директора АИЖК Андрей Семенюк считает, что все же должен быть соблюден баланс интересов кредитора и заемщика. Чтобы не было перекоса ни в ту, ни в другую сторону. Сейчас, говорит он, основная проблема, которую АИЖК обсуждает с крупнейшими участниками рынка, это вопросы обращения взыскания на заложенное имущество. Порой процедура занимает до двух лет. А это финансовые потери – не только кредитора, но и заемщика. Для последнего они, наверное, даже ощутимее, поскольку за эти два года накапливаются большие штрафы и пени, которые все равно придется оплачивать.
Коснулся в своем выступлении Андрей Семенюк и ставок по ипотечным кредитам. Сейчас они снижаются. По продуктам АИЖК ставки уже ниже 11% годовых. Крупные банки также вынуждены снижать ставки: конкуренция заставляет.
Генеральный директор брокерской компании «Кредитмарт» Юлия Купко обратила внимание на тенденцию на рынке ипотечного кредитования по отношению к страхованию. Если до кризиса все виды ипотечного страхования относились к обязательным, то сегодня ситуация иная. Один риск, конечно же имущественный, подлежит обязательному страхованию, а в случае дополнительных двух видов страхования (титула и жизни) у заемщика появляется выбор, то есть возможность взять кредит под очень выгодную ставку. Если он отказывается от этих двух видов страхования, то процентная ставка в среднем сразу изменяется на 1–3% в сторону повышения.
Что касается динамики изменения процентной ставки, то, как ни странно, наблюдается тенденция к повышению среднерыночного показателя. Пусть это повышение очень незначительно, но оно есть. Видимо, повышенный интерес заемщика к ипотеке сразу отражается на желании кредитора поиграть с процентной ставкой.
Юлия Купко отметила, что минимальная ставка валютного кредита на приобретение квартиры на вторичном рынке составляет порядка 11%. Максимум достигает 16,5%. Целевой кредит под залог имеющегося жилья – минимум 11,98. На покупку дома – 12. Если говорить о рублевых значениях, то по кредиту на приобретение квартиры минимальный уровень процентной ставки составляет 13,71%, целевой кредит под залог имеющегося объекта недвижимости выдается под 16,34, кредит на покупку дома – под 14,16%.
И хотя проблем с кредитованием населения, как это было видно из выступлений участников круглого стола, еще много, банкиры стараются найти точки соприкосновения с другими участниками ипотечного рынка, чтобы обезопасить себя от невозврата выданных кредитов. Словом, кризис заставил банкиров думать, кому можно давать деньги, а кому нет. Но деньги должны работать, вот и проходится опять рисковать – снижать первоначальный взнос, ставки, ослаблять требования к заемщикам.
Кризис отрезвил не только банки. Многие из тех, кто имеет дело непосредственно с людьми, отмечали, что заемщики стали более тщательно взвешивать свои возможности. Они уже не стараются приобрести липовые справки, чтобы любым путем получить кредит. По наблюдению участников круглого стола, если банк отказывает потенциальному заемщику, при этом объяснив причину, в большинстве случаев человек не бежит в другое кредитное учреждение, а ищет иные варианты улучшения жилищных условий.