Столичные банки идут в регионы
Все больше столичных банков открывают филиалы за пределами Подмосковья, считая одним из перспективных направлений деятельности ипотечное кредитование.
Каждый месяц – один метр…
Квадратный метр в Первопрестольной стоит дорого. И несмотря на то, что строится все больше жилья, цены на столичную недвижимость не снижаются. А если и падают на некоторые категории квартир, то весьма незначительно. Поэтому ограничено число людей, желающих приобрести жилье даже с помощью ипотеки. Ведь как минимум надо накопить на первоначальный взнос. А для того, чтобы получить нужную сумму кредита, следует подтвердить немалый доход.
В регионах ситуация другая. Жилье дешевле, а значит, доступнее. Правда, доходы за пределами столичного региона у потенциальных заемщиков ниже, но ведь и рассчитывают они на меньшие, чем в столице, суммы кредита.
Вице-президент по развитию бизнеса банка «Дельта-Кредит» Алла Цытович рассказывает, что существует своего рода формула развития ипотечного кредитования в том или ином крае или области. Ипотека развивается, если стоимость одного квадратного метра жилья равняется средней месячной зарплате по региону. С точки зрения банкиров, самыми перспективными регионами для развития ипотечного кредитования сегодня являются: Тюмень, Ханты-Мансийск и Краснодар. Это города, где стоимость квадратного метра максимально приближена к размеру реальной средней заработной платы.
Штрихи к портрету заемщика
Насколько отличается среднестатистический московский заемщик от регионального?
В ходе исследования, проводимого банком «Дельта-Кредит», всех заемщиков разделили на четыре группы в зависимости от места проживания.
Первую составили москвичи, вторую – жители Московской области, третью – жители городов, население которых превышает миллион человек, и, наконец, в четвертую группу вошли люди, проживающие в небольших городах.
Оказалось, что средний размер кредита, за которым обращаются сейчас граждане, в столице – $120 000, в регионах – $40 000.
Для того, чтобы банк выдал такие деньги, средний доход столичной семьи должен составлять $2800, заемщиков в Московской области и городах-миллионниках – $1500, в других регионах – $1100.
Соотношение «белого» дохода к «серому» у столичных заемщиков составляет 60% к 40%. В городах-миллионниках наоборот – 40% к 60%. В Подмосковье, так же, как и в других регионах, это процентное соотношение равное.
Для получения ипотечного кредита в столице в качестве созаемщиков выступают в среднем два человека, в Московской области – уже 2,5, в городах-миллионниках – 2,8. В других регионах для того, чтобы получить достаточную сумму кредита, созаемщиками выступают аж три члена семьи.
Есть критерий, объединяющий заемщиков всех четырех групп. Те, кто обращается за ипотекой, вне зависимости от места жительства – это в основном люди с высшим образованием.
Какие кредиты востребованы
Столичная и региональная ипотеки отличаются не только суммой кредита, но и другими параметрами. Например, в столичном регионе 80% ипотечных кредитов выдаются в долларах США, остальные 20% – в рублях. На региональном рынке процент рублевых кредитов значительно выше – 60%.
Отличается ипотека и по размеру первоначального взноса. В основном в столице люди, решившиеся на ипотеку, располагают уже значительной суммой. Например, это могут быть накопления или средства от проданной квартиры или комнаты. В среднем москвичи и жители области готовы внести около 40% от стоимости приобретаемой квартиры. В регионах картина другая. Там средний первоначальный взнос, на который рассчитывают заемщики, – 15%.
Большинство москвичей (до 70%) предпочитают краткосрочные (до 10 лет) и среднесрочные (до 15) кредиты. Практически все настроены на более скорый расчет с банком. В регионах краткосрочных кредитов выдается столько же, сколько и долгосрочных. И люди готовы вступать в финансовые отношения с банком сроком на 20, даже на 25 лет.
Где ипотека доступнее
По мнению банкиров, ипотека и в столице, и в регионах становится все доступнее благодаря снижению банковских процентов и повышению доходов заемщиков. Проблема недостаточно быстрых темпов развития ипотечного кредитования не в низких доходах желающих взять кредит, а в недостатке имеющегося на рынке жилья. Даже при стабильном рынке сохраняются высокие цены на квадратные метры, так как по-прежнему жилья строится недостаточно.
О том, что платежеспособность заемщиков растет при существующем потенциале развития ипотеки не только в столице, но и в регионах, говорят следующие факты.
По данным банка «Дельта-Кредит», средний доход московской семьи, обратившейся в 2003 году за ипотекой, составлял $1200. Кредит выдавался в среднем под 15% годовых в долларах США. В 2006-м средний доход столичных заемщиков вырос до $2000, процентная ставка упала до 11%. Конечно, значительно выросли цены на недвижимость. Но в то же время увеличился и максимальный размер возможного кредита.
В регионах схожая ситуация. Например, в Екатеринбурге в 2003 году кредиты выдавались под 15%, в 2006-м – в среднем под 11% в долларах. Средний доход семьи, обращавшейся за ипотекой четыре года назад, составлял 18 000 рублей, в прошлом году – 28 600 рублей. В Самаре проценты те же, а средний доход ипотечной семьи вырос с 24 000 рублей до 40 000.
Вывод, который делают банкиры: и в столице, и в регионах ипотека доступна. Хотя понятно, что конечная цель у человека – не получение ипотечного кредита, а покупка квартиры.
Ипотечное кредитование будет развиваться более высокими темпами при условии, что цены на недвижимость станут несколько ниже. А это возможно, если предложение нового комфортного жилья будет значительно выше спроса.
Конкуренция в регионах
По мнению руководителя блока «Ипотечное кредитование» «Альфа-банка» Ильи Зибарева, за последние год-полтора рынок ипотечного кредитования становится все более региональным. К примеру, доля выданных отделениями этого банка за пределами Московской области ипотечных кредитов составляет около 70%. В текущем году многие столичные банки, занимающиеся ипотекой, рассматривают региональный рынок как основной.
У столичных банков, имеющих отделения или филиалы в регионах, есть сильные конкуренты – местные банки. Но, несмотря на это, многие потенциальные заемщики стараются получить кредит в крупном банке, название которого у всех на слуху. Объясняется это, скорее всего, тем, что в столичных банках, шагнувших в регионы и продвигающих там ипотечные программы, давно отлажены все нюансы по организации получения ипотечного кредита и проведению сделки. Также столичные банки привлекают заемщиков оперативностью рассмотрения заявки и вынесения решения по кандидатуре заемщика.
Но, несмотря на конкуренцию с местными банками, по мнению Ильи Зибарева, места в регионах хватит всем. Ведь доля ипотечных сделок на рынке жилья пока практически во всех областях и краях относительно невелика, а значит, есть возможность развиваться.
По данным Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК), доля ипотечных сделок на рынке жилья в среднем по стране составляет всего 9%. Низкими темпами развивается ипотека в Южном и Северо-Западном федеральных округах. Там доля ипотечных сделок на рынке жилья составляет всего 5% и 6% соответственно. Самые раскрученные «ипотечные» регионы – Уральский и Сибирский федеральные округа. Здесь жилищный вопрос с помощью ипотечного кредитования решают 12% и 13% (соответственно) от числа всех приобретающих квартиры.
Если посмотреть еще более внимательно, то внутри Уральского и Сибирского округов можно выделить территории, поражающие темпами развития ипотечного кредитования. Например, в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах с помощью ипотечных кредитов жителями приобретено 25% квартир. В Алтайском крае – 24%. Если вспомнить формулу банка «Дельта-Кредит», именно в этих регионах цена квадратного метра жилья максимально приближена к средней месячной зарплате.
Бытует мнение, будто деловая жизнь (да и вообще «красивая» жизнь) возможна только в Москве и в максимально приближенных к ней городах. Развитие ипотечного кредитования в регионах показывает, что это не так. Люди хотят жить в своих городах в хороших условиях, о чем свидетельствует успешное развитие ипотечного кредитования в регионах. Особенно в тех, где доходы высокие.