Дороги – новый «городской нацпроект»
Утро рабочего дня в Москва-Сити. Пока одни «свечки» еще только строятся, в других уже обжились офисы. Подъезды к функционирующим высоткам запружены машинами, их поток не иссякает ни на минуту. Меж тем обочины заняты припаркованными в два-три ряда автомобилями.
Под лобовым стеклом каждой из них – клочок бумаги с мобильным телефоном хозяина. Если он мешает вам припарковаться или выехать, нужно лишь позвонить владельцу – тут к этому относятся с пониманием. Сегодня поможешь ты, завтра помогут тебе, ведь все в одной лодке. Почему работники Сити оказались в самой «лодке»? Ведь дополнительные парковки и дороги в этом районе были спроектированы заранее – до начала строительства делового центра. Проектированием дорог и дорожным строительством занимается множество разных городских организаций. Из-за несогласованности их действий и произошла «накладка». Но столичные власти умеют работать над ошибками. Столичный мэр Юрий Лужков лично распорядился координировать все вопросы, связанные с дорогами и определить, какие дороги нужны Москве вплоть до 2025 года.
– В программе развития территории «Сити» еще много лет назад было запроектировано создание тоннелей и эстакад над железной дорогой, но в результате все той же несогласованности средств на это так и не было выделено, – с горечью рассказывает о ситуации в Москва-Сити первый замглавы Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Александр Левченко.
Этот факт не укрылся и от Юрия Лужкова. Когда столичное правительство на днях обсуждало планы по строительству дорог, мэр поручил Александру Левченко общую координацию всего комплекса дорожно-мостового строительства в городе.
– До сих пор этой проблемой занимались различные структуры, – объясняет замглавы Департамента градостроительства. – Финансирование, проектирование, строительные работы – все взаимосвязанные этапы проводились этими структурами по отдельности, что привело к определенной несогласованности как в соблюдении сроков, так и в целостности концепции.
Такое положение дел не устраивало городское руководство по одной, но очень важной причине. Правительство Москвы уже давно провозгласило «курс на качество жизни человека», а два года назад этот курс был поддержан и федеральными властями через всем известные нацпроекты. Однако нельзя следовать лишь «букве» нацпроектов, какими бы хорошими они ни были, и делать лишь то, что в них указано. Без учета местной специфики качества жизни не добиться, именно поэтому с самого начала регионы стали активнее проявлять собственную инициативу в их реализации. Московская специфика заключается в том, что на сравнительно небольшой площади сосредоточено колоссальное количество людей и автомашин. И в последние годы стало очевидно, что дорог для них не хватает. И если ничего с этим не делать, то ни о каком качестве жизни в столице говорить не придется, сколько жилья ни построй. Поэтому строительство дорог с подачи мэра становится еще одним приоритетом для столичных властей.
Что же планируют сделать в мэрии, чтобы дорожный вопрос был наконец разрешен? По словам Александра Левченко, помимо координации работы всех организаций и ведомств необходимо четкое планирование, причем с большими горизонтами. Сейчас, отмечает он, идет работа над концепцией развития дорожно-мостового строительства в Москве минимум до 2015 года.
– Архитекторы и проектировщики должны в течение месяца подготовить проект концепции, и я надеюсь, что в первом полугодии мы представим программу на рассмотрение и утверждение правительству Москвы, – говорит Александр Левченко.
А после того, как эта концепция будет готова, проектировщики займутся перспективным планированием на период до 2025 года. Всю эту работу будут вести Москомархитектура, НИиПИ Генплана и Департамент градостроительства. Причем важен не только и не столько сам факт этого планирования, а то, как именно оно будет осуществляться.
– Это очень не простая работа, так как необходимо предусмотреть уже на стадии проектирования будущих микрорайонов их обеспеченность транспортной инфраструктурой, – рассказывает Александр Левченко. – Все застраиваемые территории должны быть подготовлены к комфортному проживанию определенного, четко просчитываемого количества жителей.
Основные «болевые точки» уже намечены.
– Необходимо в срочном порядке решить острые вопросы транспортной доступности для жителей строящихся сегодня микрорайонов – Щербинки, Кожухова, Северного, Некрасовки и других, – говорит Александр Левченко. – Большое строительство в ближайшее время начнется в Павшинской пойме, между Мичуринским и Кутузовскими проспектами.
Кроме того, начинаются работы по проектированию Четвертого транспортного кольца, которое станет одним из самых грандиозных сооружений за всю историю Москвы.
Столь масштабное строительство, понятное дело, потребует очень и очень серьезного финансирования. Городская казна не бездонна, поэтому построить все и сразу, конечно, невозможно. Но прогресс есть: в этом году на дороги и мосты выделено 90 млрд. рублей против 70 в 2007 году. Такого объема ассигнований дорожное хозяйство столицы еще не видывало. Но речь идет не только о строительстве: когда планируются такие значительные проекты, как ЧТК, Северная и Южная рокады, то даже проектирование будет стоить весьма недешево. Поэтому в 2007 году на проектирование дорог были – впервые за последние два десятилетия! – выделены серьезные деньги: 6 млрд. рублей.
– Это крайне важное достижение, ведь, чтобы качественно и быстро строить, надо сначала запроектировать весь комплекс, – констатирует Александр Левченко.
А пока проектировщики готовят будущие «стройки XXI века», Москва завершает то, что уже было начато. Александр Левченко подтвердил, что работы на «Большой Ленинградке» будут полностью закончены в 2009 году. А в нынешнем полностью вступит в строй Звенигородский проспект. Он пройдет от МКАД и свяжет Новорижское шоссе с Беговой улицей, дойдет до Красной Пресни.
– В результате город получит практически бессветофорную трассу (в одном лишь месте в районе Беговой будет светофор), позволяющую буквально за 10–15 минут доехать на автомобиле от МКАД до Садового кольца, – говорит Александр Левченко. Трудной, но решаемой он называет задачу по реконструкции Крестовского путепровода на Рижской. Сложностей действительно много.
– Необходимо учесть, что под ним проходят железнодорожные пути, а это значит, что работы можно будет вести лишь в строго определенные периоды времени – «окна», во время которых будет остановлено движение поездов. А это только четыре часа в сутки, – сетует замглавы Департамента градостроительства. – Сколько, по-вашему, можно за четыре часа сделать? На практике – больше простоя, чем работы.
Но он призывает водителей набраться терпения: результат работы на Рижской их порадует!
– Увеличиваются количество полос в сторону центра с пяти до шести, а в область – с четырех до пяти соответственно, – поясняет Александр Левченко. – Увеличится пропускная способность, и разгрузятся проспект Мира, Ярославское шоссе и прилегающие улицы (Академика Королева, Руставели, Шереметьевская), Третье транспортное кольцо.