03:34:29
22 ноября 2024 г.

Прощай, милая…

СтроительствоПод покровом ночи они заезжают в соседние дворы и бросают машину там. Все, отслужила… Или «забывают» ставшую ненужной где-то на пустыре, в сквере, на обочине дороги. Как говорят грибники, ржавые груды автожелеза можно найти в любом подмосковном лесу. Каждый год число таких машин увеличивается на 20–30 тысяч.

Она забрела в лес

В конце 2001 года в Юго-Восточном округе был запущен первый в России завод по переработке автомобильного и крупногабаритного бытового металлолома. Сам процесс утилизации напоминает кадры голливудских боевиков. Кран-балка медленно опускает ржавый кузов под многотонный пресс. И уже через несколько минут из-под мощных плит извлекают «лепешки» весом в две-три тонны. Их направят на дальнейшую переплавку. Но много ли наберется такого сырья? Предприятие загружено менее чем на 60 процентов, причем сама столица обеспечивает лишь 18 из них. Остальное – область.

Не менее перспективный путь – разбор таких машин на запчасти, которые позже продают предприятиям автосервиса. В Москве есть две коммерческие специализированные организации, которые занимаются этим. Такие небольшие предприятия существуют во всей Европе. Никакого конвейера, все делается вручную и очень тщательно: отдельно крепежные детали, отдельно приборные доски. Пираньи отдыхают! Но попадает на «разделочные участки» не более 2–3 тысяч машин. Владельцам остальных лень даже пригнать свою «тачку» к воротам фирмы.

Хозяин, ау!

Выявление брошенных и разукомплектованных машин осуществляют несколько организаций: Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ), органы ГИБДД и управления внутренних дел, а также районные управы и префектуры округов.

Ответственность за организацию таких работ (кроме выявления, еще их учет и эвакуация) возлагается на службы заказчиков районов, префектур округов, балансодержателей территорий и домовладений, арендаторов земельных участков. Транспортное средство, по которому имеется заключение ГИБДД (главное в нем – отсутствие владельца), в пятидневный срок подлежит вывозу для утилизации. Вроде бы просто… Но не совсем.

Ведь каждая такая машина числится по данным милиции за каким-то конкретным владельцем. И тогда службы заказчиков – попросту ДЕЗы – обязаны в течение трех дней направить извещение владельцу: либо доставляйте ее для утилизации сами, либо приводите в порядок! В ответ – молчание… Только тогда дирекции и берутся за работу – с последующей передачей дела в суд о возмещении стоимости затрат по эвакуации и хранению транспорта.

Но не все так просто. Ушлый владелец машины может сам обратиться в суд с иском о произволе. Юристы, как правило, встают на сторону автолюбителей: считают, что автомобиль может быть признан брошенным, если на нем отсутствуют госномера, номер кузова и шасси. Но если есть хоть одно из них – это частная собственность, которая по Конституции неприкосновенна. И владелец ненужного хлама получит компенсацию.

Сотрудники коммунальных служб хорошо это знают, а потому не ведут активной работы по освобождению дворов от металлолома. Себе дороже…

На ходу ли ваше авто?

Найти хозяина отслужившего транспортного средства не просто, но при наличии компьютерной техники вполне возможно: ведь поиск идет не только по номерным знакам (их обычно снимают), но чаще по цифрам, выбитым на двигателе, кузове. И когда, наконец, владелец становится известен… Нет, из этого ничего не следует. Никаких рычагов воздействия на него нет. С ним начинают вести бесконечные переговоры: «Будьте добры, не сочтите за труд, доставьте машину на пункт вторсырья…».

Результаты такой «беззубой» тактики известны: в прошлом году во дворах лишь центра города выявлено порядка трех тысяч бесхозных машин. При этом вывозка примерно только трехсот из них была оплачена владельцами. Остальное пришлось взять на себя городу.

И все же главное – не столько определить, кто хозяин, сколько доказать, что сама машина – утиль. Регулярно, чуть ли не каждую неделю, члены комиссии обходят дворы, берут на карандаш подозрительные объекты, а потом встречаются, сравнивают данные, тщательно разбирают каждый случай и сообща выносят окончательное решение. Как-никак – собственность. А вдруг она и не рухлядь, вдруг память сердца? Обидишь человека… То, что он «обидел» город – в неположенном месте оставил машину, да еще в самом неприглядном виде, в расчет не принимается.

Всем миром

Почему не подключают жильцов – вот загадка. Их-то заставленные дорожки к подъезду допекли давно. Да и люди, живущие в доме, гораздо более информированы, чем любые административные органы.

Жители не только назовут хозяина машины, но и могут заставить его очистить двор. Сила – у них! Что имеется в виду? Согласно распоряжению мэра Москвы от 28.12.1994 № 645-РМ «Об эвакуации брошенных и разукомплектованных транспортных средств», из дворов могут вывозить авто даже с государственным номером. А для запуска этого механизма достаточно именно заявления жильцов. Такое право им дал город. Для этого людям надо обратиться в отдел благоустройства местного ДЕЗа или префектуры. Это, кстати, может сделать даже один человек. Указать, что бесхозная машина портит внешний облик дома или представляет опасность для детей. Разве не убедительный аргумент? И тогда чиновники направят (должны направить!) соответствующие запросы в ГИБДД, МВД и налоговую инспекцию. И если не обяжут владельца развалюхи убрать ее с глаз долой, если тот просто не откликнется, то эвакуируют ее – уже с полным правом! – собственными силами. Никакой суд к ним не придерется!

Стукачей у нас не любят

К сожалению, ставка на помощь граждан себя не оправдала. Гражданская ответственность – элемент жилищного самоуправления – все еще редкий гость в наших домах. На одном из заседаний правительства Москвы даже поднимался вопрос о создании специального батальона ГИБДД, которому собирались отдать сто эвакуаторов… Правда, дальше предложения дело не пошло. Просто не нашли столько стражей порядка.

Появившееся года три назад постановление правительства «О домкомах» утвердило порядок взаимодействия территориальных органов власти, дирекций единого заказчика и иных управляющих организаций с объединениями жителей. Защита экологии прилежащей территории, а именно работа по городской программе «Мой двор – мой подъезд» – одна из важнейших задач объединений. Но почему-то она не работает.

Что мешает? Ложный моральный аспект: это что же – заниматься доносительством?

Правда, сейчас появилась надежда – вновь избираемые управляющие компании. Можно записать соответствующий пункт в условие договора с ними. Ведь благоустройство территории – их прямая обязанность. Покажут пример – глядишь, и мы начнем заботиться о себе. Ведь если сами жители не наведут порядок в собственном дворе, бессильной окажется любая власть.

Игнат Гриценко

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация