Михаил Москвин-Тарханов: «Сегодня нет прежней зависимости от инвесторов»
Мэр столицы Юрий Лужков, выступая в Мосгордуме, сказал, что в столице будет прекращена «точечная» застройка. Наступает ли новый этап в жилищном строительстве Москвы? На этот вопрос мы попросили ответить депутата Мосгордумы Михаила Москвина-Тарханова.
Ставим точки над «i»
– Одним из сегментов, дававшим большие прибыли, была так называемая штучная, или, как еще неправильно называют, «точечная», застройка. В хорошем квартале выбиралось пятнышко застройки, где можно возвести дом. И туда втискивали башню. Часто местные жители были против строительства, скандалили. Но инвесторы приносили доход, во многом влияли на городскую политику.
Сегодня положение изменилось. Нет такой зависимости от инвесторов. Учитывая мнение граждан, требования Генерального плана развития Москвы улучшать городскую среду, мы единичную, штучную, «точечную» застройку прекращаем.
Меня сейчас часто спрашивают избиратели – как будем строить? Вот квартал, в нем один дом разрушается, его надо отселять и строить новый дом. Теперь делать этого нельзя? Можно, но прежде необходимо проработать все вопросы, особенно если речь идет о строительстве в центральной части города. Определить, как возрастут в квартале нагрузки, что требуется сносить, а что капитально отремонтировать, на какие средства строить – взять деньги из бюджета, за счет инвестора или за счет организаций, например, объединений жителей, которые захотят участвовать в этой совместной работе. Необходимо провести публичные слушания. И таким образом у нас получится тщательная проработка всех вопросов, касающихся комплексной реконструкции квартала. Но «точечной» застройки больше не будет.
В скором времени собираемся принять положение о публичных слушаниях. Мы будем их проводить по разным вопросам: и по Генеральному плану применительно к местности, и по застройке. Разумеется, это все будет сильно напрягать ситуацию для инвесторов.
Учитывая все интересы
– Но инвесторы нужны Москве?
– Разумеется. Мои рассуждения не означают, что мы хотели бы избавиться от инвесторов. Нельзя уйти в советские времена централизованного бюджетного строительства. Это будет неэффективно, вызовет бюрократизацию, воровство, откаты – все те вещи, с которыми мы сталкивались в советское время. Но и потакать инвесторам, чтобы застройка была остро ориентирована коммерчески, чтобы социальная составляющая уходила на второй план, мы не станем. На это больше не пойдем. Будем искать баланс между интересами города и инвесторов. Сейчас в условиях инвестиционного бума это более чем возможно. Если будет инвестиционный спад, мы дадим немного больше преференций инвесторам. Это, собственно говоря, и есть тот рычаг, с помощью которого можем привлекать инвестиции. А сегодня на городской земле будем строить жилые объекты за счет бюджета города Москвы, а инвесторов привлекать на другие проекты.
Есть добросовестные компании – инвесторы. Но работать они должны в тех сегментах, куда приглашает город: строительство гостиниц, дорог, промышленных предприятий. А в сегментах, где ситуация сложная, скажем, в жилищном, офисном строительстве, будем их ограничивать и требовать, чтобы эти объекты возводились не на городской, а на федеральной или ведомственной земле.
– А как будут строить жилье в Москве?
– Все больше и больше за счет бюджета. Жилая зона будет в районе нового Четвертого транспортного кольца. Конечно, построить башню в центре – это большой доход для инвестора, но немалый ущерб для исторического центра города. Поэтому башен в центре не будет. Башни будут на периферии. И если американский город напоминает гору, где в центре башни, а дальше – невысокие строения, то у нас будет похоже на крепость: в центре невысокий город, а по новому кольцу встанут башни.
Будем прекращать в центре и масштабное офисное строительство. Это тоже решено. Оно будет перемещаться в новый центр столицы – Москва-Сити и в некоторые другие деловые зоны.
Не попасться на удочку
– Больной вопрос – обманутые дольщики, пострадавшие от недобросовестных инвесторов.
– Гражданин, который хочет улучшить жилищные условия и обращается к какому-то инвестору, банку, строительной организации, должен понимать, что находится в частном правовом поле. И если не нарушаются законы, договоры заключаются и выполняются добросовестно, то государство в это просто не вмешивается. И не должно вмешиваться. Другой вариант: у инвестиционной компании есть контрагент – правительство Москвы, она заключила инвестиционный договор с гражданином по распоряжению властей города Москвы. Получается, что связаны три субъекта: инвестор – город – гражданин. Они образовали целую правовую систему взаимодействия. И в этом случае город принимает на себя ответственность за выполнение договора. Город несет не только моральную ответственность, но и материальную, и юридическую перед этим человеком.
Теперь появляется какой-то жулик, который делает вид, что строит дом, собирает деньги, потом с ними убегает. Государство к нему никакого отношения не имеет. Это обычный случай мошенничества, такой же, как «МММ», «Властилина», Чара-банк, только с недвижимостью.
Очень давно был скандал с фирмой «Мосстройкомитет», которая приняла название московской организации и обманула жителей. И тогда жителям дали квартиры, потому что они были введены в заблуждение официальным государственным названием. А государство не приняло мер, чтобы это название ликвидировать или разъяснить гражданам, что это не городская организация. Поэтому взяло на себя ответственность. Сегодня город может помочь тем людям, которые пострадали из-за какого-то нашего недосмотра или правового несоответствия ситуации.
При этом возникает вопрос: а должны ли мы помогать тем, кто хотел купить жилье за три копейки и сам попался на удочку? Здесь мы должны серьезно подумать, где кончается наша юридическая и моральная ответственность, а где начинается халатность. Государство не несет ответственность за недосмотры, за них отвечает страховая компания. Страхуйте свою ответственность. Заключайте договор и несите его в страховую компанию. Государство защищает там, где предписывает закон, и в некоторых случаях во время переходного периода, когда люди не готовы к изменившимся обстоятельствам.
Но если человек сам принимает решение, он берет ответственность на себя.
– Сейчас, когда заключаются договоры с частными управляющими компаниями, кто-то тоже может попасть на удочку мошенников… Есть ли такая опасность?
– Хочется напомнить: подписывая договоры, внимательно их читайте. Не можете сами разобраться, проконсультируйтесь с юристами, специалистами.
Сегодня, когда создаются ТСЖ, необходимо четко понимать: все то, что официально поддержано правительством Москвы, может рассчитывать на государственную защиту. Власти постараются помочь людям – по закону и по совести. Если граждане действуют на свой страх и риск, вопреки рекомендациям властей, то в таком случае должны полагаться только на себя.
О нашем собеседнике
Михаил Иванович Москвин-Тарханов родился в семье актеров МХАТа. После окончания Московского государственного университета им. Ломоносова работал в Институте молекулярной биологии АН СССР и в Институте развития Москвы.
В 1990 году был избран депутатом Фрунзенского райсовета столицы. С 1993 года москвичи постоянно избирают его депутатом Мосгордумы. Председатель комиссии Думы по перспективному развитию и градостроительству.
Получил второе высшее образование юриста, защитил диссертацию. Кандидат юридических наук.
Женат, имеет троих детей.