Московская «стамбульщина»
Когда-то жители Москвы, скромно потупив глаза, с гордостью говорили: «Да вот дачка у меня есть… недалеко от Крылатского, знаете? Поселок «Речник» на берегу Москвы-реки». Времена изменились. И сейчас слова «У тебя там дача?» произносят не с черной завистью, а с сочувствием. Более или менее искренним.
Не делить и не строить
История поселков «Речник» и «Огородник» уходит корнями в середину XX века. Тогда руководство знаменитой организации «Канал имени Москвы» выделило для своих сотрудников земельный участок, довольно немаленький – около 20 гектаров. Было заранее оговорено, что выделение это временное. Что еще не известно, как река повернется. А поэтому обитателям новообразованного «Речника» было предписано: землю на индивидуальные участки не делить, другие строения, кроме времянок, не возводить. Вместо этого им предписали разводить яблоневые сады «для укрепления берегов».
Первая попытка ликвидировать «Речник» была в 1980 году, во время Олимпиады. Но не ликвидировали. Почему? Ну, видимо, за олимпийскими хлопотами на него просто махнули рукой.
Когда же закончился социализм и начался «дикий капитализм», территорию стали застраивать элитными коттеджами. Появились причалы и пирсы, с которых на просторы Москвы-реки уходили моторные лодки и яхты, появились теннисные корты и площадки для гольфа. По словам депутата Госдумы Александра Хинштейна, в поселке «Речник» есть владения губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина, руководителя крупного предприятия Минтранса Григория Василевского. Часть строений, как утверждается, принадлежит бандитским группировкам. Земля здесь стоит порядка 30 тысяч долларов за сотку.
Впрочем, дома здесь довольно разносортные. Вдоль главной улицы протянулись щитовые времянки советского времени. А вот вдоль реки как раз и выстроились элитные коттеджи.
А уже потом на этой территории был образован природный парк «Москворецкий». И в территорию этого парка вошли и «Речник», и «Огородник», и гаражи жителей Крылатского района. Этой осенью мэрия приступила к планировке парка «Москворецкий». В плане предусмотрено: освободить территорию от «непрофильной застройки».
Крестовый поход Митволя
В 2002 году Росприроднадзор сделал еще одну попытку подступиться к поселку. И опять, как в 1980 году, ничего не вышло. Сотрудникам дали понять, что поселок «трогать не надо».
Но Министерство природы не успокоилось. О. Митволь даже пообещал открыть шлюзы и убить этим двух зайцев – прочистить Москву-реку и снести построенные на берегу коттеджи. Надо сказать, что река действительно не чистилась уже давно и крайне нуждается в подобной акции.
Кампания продолжилась в мае. Олег Митволь выступил на радиостанции «Эхо Москвы» и сообщил, что «Речник», а также «Огородник» и «Крылатка» незаконны. На их территории, по словам О. Митволя, – более 600 незаконных, без единого документа, строений. Также он обвинил жителей в неуплате налогов на землю и в незаконном потреблении электроэнергии.
Возмущенные жители подали иски в Арбитражный суд Москвы как на радиостанцию, так и на О. Митволя. Однако быстро выяснилось, что правительство Москвы находится «на другом берегу». И в мае же Юрий Лужков отдал распоряжение отключить подачу воды и электроэнергии на территорию поселка.
По словам мэра, «обитатели этих дач, воспользовавшись хаосом 1990-х годов и получив «лихие, бешеные деньги», стали строить там, где не имели права на строительство. Городские власти это терпеть не намерены и будут обращаться в суд».
Подобная практика – самовольное строение элитного жилья в черте города – неприятно поразила мэра Москвы во время его визита в Стамбул. Вспоминая это свое впечатление, Лужков пообещал, что не допустит в Москве «стамбульщины».
Жаркое лето
В «Речнике» есть свои, внутренние правила: дома не должны быть выше 10,5 метра, расстояние между домами – не менее 3 метров. Каждый проект обязательно рассматривается на заседании правления кооператива.
И прежде было много неясного с земельным вопросом. Сначала земля находилась в бессрочном пользовании ФГУП «Канал имени Москвы». Но по новым документам это – территория природного парка «Москворецкий». Поскольку садоводы обосновались здесь с разрешения прежнего собственника, выгнать их не могли. Но и оформить землю в собственность им тоже не разрешалось. Так что нет у них никаких документов на землю. А посему местные жители участки свои по новому законодательству и продать не могут – только передать по наследству. Что они, кстати, и делают. Большинство местных жителей – наследники тех, кто когда-то работал в организации «Канал имени Москвы» и получил участки.
«Антиснос» против Росприроднадзора
«Антиснос» – это акция жителей «Речника». Они подали на Росприроднадзор совместный встречный иск.
Остается только пожалеть, что это незаконное строительство не было прервано… давным-давно. Когда оно только началось. Ведь изначально земля была передана под яблоневые сады. Потом кто-то построил на ней дощатую времянку. Посмотрели сквозь пальцы. Потом кто-то построил несколько более капитальное строение. Тоже прохлопали. Дальше – больше. Одна семья, получив в наследство участок, продала квартиру в Москве и переселилась в «Речник», построив там капитальное жилье. Просмотрели. За ними – еще одна, и еще, и еще… А дальше лавинообразно пошли стройки, начали продавать участки перекупщикам, строить и маленькие домики, и коттеджи-корты-причалы…
И в результате в «Речнике» и «Огороднике» появились (кроме богачей-олигархов, обладателей «диких денег», причалов и кортов) также люди, у которых это жилье – единственное, люди, которые прожили тут пятнадцать-двадцать и более лет, дети, которые тут родились и выросли.
Мэр непреклонен
– Мы обязаны и по «Речнику», и по «Огороднику» принять одинаковое решение. Все это незаконно, – сказал на недавнем заседании правительства Юрий Лужков. – И я обращаюсь к жителям «Речника» и «Огородника»: оставьте надежды. Мы не отступимся, не закроем этот вопрос. Незаконному строительству в городе места нет. И не только на территории парка «Москворецкий». Посмотрите на Карамышевскую набережную, какие там коттеджи, «шато», бани, корты! Мы просто обязаны очистить берега Москвы-реки от любой застройки.
С «Огородником» юридических проблем почти нет. С «Речником» сложнее. Территория была передана когда-то для технического обслуживания Москвы-реки – сообщил председатель Москомархитектуры Александр Кузьмин. Формально эта часть парка «Москворецкий» находится в собственности РФ, точнее, ФГУП «Канал имени Москвы». Однако представители организации на заседание не явились.
– Еще бы! С чего это им являться после всего, что они здесь натворили?! — заметил мэр. И припечатал, заявив, что отсутствие собственника никак не повлияет на решение правительства.
– Мы сами невольно потакаем этим людям, – признается префект Западного административного округа Юрий Алпатов. – В нормативных актах пишем: «кооператив «Речник», «кооператив «Огородник». Но на самом деле это перекупщики из других регионов, которые в свое время выкупили у москвичей прибрежные земли. Это – криминал под самым сердцем Москвы.
И посетовал, что приставы не спешат выполнять судебные решения, что чиновникам в «Огороднике» приходится работать в обстановке силового сопротивления и угроз перекупщиков земельных участков.
По словам префекта, от незаконных построек пока освобождено не более 0,25 га. Снесено всего 3 дома и 320 кв. м заборов. Префектура направила в суд 32 исковых заявления о ликвидации самостроя, из которых удовлетворено 5. Но в московском правительстве нет сомнений, что все 43 га, занимаемые ныне «Огородником» и «Речником», будут освобождены от построек и возвращены в состав природного комплекса.
По мнению главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, в перспективе «Москворецкий» должен стать первым в столице спортивным парком. Мосгосэкспертиза же считает, что объектов физкультуры и спорта в этом районе и так достаточно, и лучше будет превратить территории «Огородника» и «Речника» в полноценную парковую зону отдыха. Как бы то ни было, торговые комплексы и офисные центры здесь строить не будут.
– Мы должны пресечь все слухи о том, что территория освобождается для коммерческого использования, – заявил мэр.