18:51:00
22 ноября 2024 г.

В одном флаконе…

СтроительствоНовая Москва строится, пожиная плоды советского периода и ощущая себя в заданных тогда рамках градостроительства как в прокрустовом ложе. Такова точка зрения нашего собеседника — директора АНО «Институт корпоративного развития», председателя Общественного совета Минрегионразвития РФ Олега Алексеева.

Дети подземелья

– Так как, Олег Борисович, оборудована ли – по словам поэта – нынешняя Москва для радости?
– Каждый генплан развития столицы накладывал на ее облик свой отпечаток. А ведь только за последние полвека в Москве их было несколько. Город – тот, каким он стал за последнее время, – наследует пространственную организацию предыдущих преобразований. Как ни перестраивалась столица в последние годы, мы, в сущности, пожинаем сейчас плоды советского периода ее развития. И здесь можно предъявить немало претензий именно к удобству жизни в нашем мегаполисе.
30 лет назад, в 70-е годы в развитых странах были разработаны специальные программы: крупные города начали претерпевать серьезные изменения – с точки зрения характера занятости людей, их отдыха, культурных запросов. К сожалению, Первопрестольная (хотя и были несомненные удачи) оказалась в стороне от многих прогрессивных начинаний. Да, процесс преобразований городской среды был интенсивным, но, боюсь, не тем, каким бы нам хотелось.
Возьмите метро – главную артерию города. Основным достоинством подземки должна была стать близость станций к местам концентрации людских потоков. Иными словами – пешеходная доступность. В ряде мегаполисов мира так и есть: где бы человек ни находился, путь до ближайшей станции займет минут пять пешком. В Москве между станциями иногда лежат многокилометровые пролеты. Мерность, заданная еще в 30-е, так впоследствии и не изменилась.

Мучаемся газами

– Насколько известно, уже в наше время попробовали исправить ситуацию, и построили между «Охотным рядом» и «Маяковской» еще три станции. А между «Октябрьской» и «Ленинским проспектом» вписали «Шаболовскую».
– Это как раз то самое исключение, которое подтверждает общее правило: больше ничего изменить нельзя. Однако неудобствами проблема не исчерпывается: город стал чрезмерно загазованным.
– Ну, так это из-за машин. Какая связь с метро?
– Москва (несмотря на увеличение парка личного транспорта за последнее время в три-четыре раза) не самый «автомобильный» мегаполис. Но, к примеру, в Лондоне или Париже люди с высокими доходами не считают зазорным отправиться на работу, в гости и т.д. именно на метро, автобусе, трамвае, такси. Все рядом. Ничего не стоит пройти пешком даже две станции метро. Другое дело у нас. В пешеходной досягаемости станции разве что в центре. Я, например, живу в Теплом стане. Чтобы добраться до станции метро, требуется 20 минут. Плюс до офиса от станции назначения мне потребуется еще 15 минут пешком. Конечно, предпочту машину.
То, о чем идет речь, оборачивается еще и социальной проблемой: для людей с низкими доходами – один вид транспорта, для обеспеченных – другой. Эта ситуация в какой-то мере влияет на расселение жителей, группировку их в районах по экономическому признаку. А это может иметь самые разные последствия.
– Вы упомянули об экологии – модная тема. И, конечно, жизненно-важная. На недавнем заседании правительства Москвы руководитель Стройкомплекса Владимир Ресин сказал буквально следующее: «Мы должны исправлять тот вред, который нанесли Москве. И потому на трети территорий ликвидированных промзон предполагается разбить парки. Будем этим заниматься – вместо «точечной» застройки». Значит, есть сдвиги?
– Будем надеяться, они произойдут.
Еще несколько лет назад жители Нью-Йорка, чтобы услышать пение птиц, вынуждены были ехать на кладбище. Сейчас Центральный парк в самом сердце города стал национальным достоянием страны. Это не природный дар – рукотворный зеленый остров. Есть зеленые зоны и в центре Парижа, Лондона. И не только в центре – в каждом микрорайоне есть свои рекреационные зоны с тенистыми аллеями, водой, белками. Вот это самое важное. В Москве ничего подобного пока нет.

Черемушки по-пекински

– Но вы же сами говорите: нынешняя организация городского пространства закладывалась много десятилетий назад.
– Есть примеры, когда этот порядок нарушался: Китай. В Пекине также есть свои Черемушки, которые сейчас сносят. Но на месте старых домов не возводят другие постройки, там рождается совершенно новый район с другой системой транспортных коммуникаций, более разнообразной социальной и культурной зоной и, конечно, обширными парковыми территориями. Принимается, иными словами, принципиально новое градостроительное решение.
– Есть претензии и к городской инфрастуктуре Москвы?
– Безусловно. Центр стал наиболее развитой частью города. Он более насыщен всевозможными учреждениями, чем окраины – культурными, торговыми, финансовыми, образовательными, воспитательными. И потому поездок в центр с периферии сейчас стало гораздо больше, чем в советское время. Туда едут, чтобы просто отдохнуть. С точки зрения организации жизненной среды города, это – беда. Покушение на время, здоровье, культурные запросы горожан. Ну а когда (уже в наших Черемушках) сносится одна пятиэтажка, другая, а потом на их месте вырастает многоэтажный дом (так называемого «бизнес-класса»), это означает следующее: ни нынешнее, ни два-три следующих поколения комплексной реконструкции района не дождутся… Таким образом мы закрываем для себя перспективу повышения качества жизни в месте проживания по крайней мере на 30-50 лет. При этом градостроительная ценность новых построек довольно сомнительна.

Про будущее и низкие доходы

– Возможно, в архитектурном отношении современные дома и не на уровне мировых стандартов, но они позволили Москве значительно продвинуться в решении жилищной проблемы. Как в свое время пятиэтажки.
– У пятиэтажек, на мой взгляд, была более важная социальная роль, чем у нынешних построек. Нам не стоило торопиться. Не следовало каждый год обрушивать на город миллионы новых квадратных метров жилья. Начать, видимо, следовало с преобразования территорий, создания качественной среды обитания. К тому же многоэтажное домостроение, которое преподносится как жилье высокого класса, в известном смысле – анахронизм. В Европе жилые высотки уже взрывают, на их месте возводят малоэтажные дома. А мы их строим по-прежнему. Спешим. Не потому ли наметилась новая тенденция – переезд из недавно купленных квартир в более новые? Люди ищут качественные жилища.
– Однако не будь такой массовой – и многоэтажной – застройки, разве город смог бы обеспечить жильем столько нуждающихся? Дать бесплатные квартиры людям из очереди?
– Вопрос сложный и весьма деликатный. Если нуждающиеся люди по два-три десятка лет жили в нечеловеческих условиях и, в конце концов, сумели получить нормальное жилье, за них можно только порадоваться. Но мы сейчас говорим о стратегических задачах, если хотите – о будущем Москвы, а в этом случае нельзя ориентироваться только на одну прослойку населения, на людей со средними и низкими доходами. Ею оправдывают убогую в архитектурном отношении массовую застройку, строительство домов и квартир низкой комфортности, применение низкокачественных отделочных материалов.
Весь мир, кстати, давно отказался от строительной синтетики, у нас же она все еще популярна. В Москве нет ни одного закона, который регламентировал бы внешний облик зданий. И потому новые кварталы производят не лучшее впечатление. Москва – не бедный город. Но вот в Стамбуле, который, конечно, куда беднее, новые дома выглядят привлекательнее – и с точки зрения внешнего облика, и этажности.
Я – коренной москвич, люблю свой город, расставание с ним на долгое время всегда было для меня тягостно. Но в последнее время это чувство начинает размываться. Нечто подобное слышу и от своих друзей. Становятся чужими когда-то дорогие сердцу уголки – Чистые пруды, Патриаршии…

Понаоставались тут…

– Не отрываемся ли мы от реальности? Многоэтажная застройка оправдана хотя бы потому, что земля в городе очень дорогая. Уж если строители получают участок, они стараются выжать из него по максимуму. Экономический интерес совпадает с социальным заказом – чем выше дом, тем больше людей будет обеспечено квартирами…
– В Москве, уверяю, не самая дорогая земля в мире. Что же касается социального заказа – вопрос дискуссионный. Скорее – экономический интерес…Темпы строительства – громадные. Я родился в Перове. Когда-то это было дачное место. Чистый воздух, пруды, сады… Где все это? То же можно сказать об Ухтомке или Бутове. Столица, по сути, лишилась своих пригородов. Все застроено.
– Вы ставите под сомнение ажиотажный спрос на жилье, который вызван прежде всего острым жилищным кризисом?
– Сам спрос – нет. Но вот какое дело: Лондон по числу жителей сопоставим с Москвой. Однако по площади – в два раза больше. Иными словами, он просторнее, а потому там выше качество городской среды, он более удобен для жизни.
– Понаехали тут…
– Ни о какой дискриминации в отношении приезжих речи быть не может. Но право на жизнь в столице должно быть обоснованным.
– А судьи кто?
– Я не располагаю данными контингента нынешних покупателей квартир, но об одной категории могу сказать твердо: им не нужна постоянная площадь в Москве. Ведь немало людей приезжает в столицу вовсе не для того, чтобы здесь поселиться. Часто – просто заработать. Москва стала наиболее привлекательным местом для бизнесменов. И еще – к сожалению – для разнузданного отдыха. Жить в частном секторе? Ненадежно. И тогда квартиры приобретаются. Но вот человек достигает своей цели, что потом? Он просто уезжает – в свой ли город, в Англию, Голландию, куда угодно. А площадь остается за ним. Став однажды москвичом, он уже навсегда числится им. Хотя Москва для него никогда не станет родной. В настоящее время в рамках национального проекта «Доступное жилье» возрождается практика строительства доходных домов, где квартиры будут сдавать по коммерческим ценам. Думаю, это очень правильное решение.
– Но пока их нет, как можно ограничить передвижение граждан? Ведь это ущемление их конституционных прав.
– Так делают во всем мире – регулируют число людей, которые живут в мегаполисе, но, конечно, не так называемой «пропиской», не регистрацией. Подобное регулирование в силах городских властей. Такие возможности есть и у Мосгордумы, но, на мой взгляд, используются они не в полной мере.
Беседовал Исаак Глан

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация