Причины аварий – ошибки строителей
Применять жесткие санкции к нарушителям, действия которых приводят к повреждению подземных инженерных коммуникаций и сооружений, решили депутаты Мосгордумы. В первом чтении принят законопроект города «О внесении изменений в статью 11 закона города Москвы от 24 января 1996 года № 1 «Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства города» и статью 7 закона города Москвы от 14 июля 2004 года № 49 «Об административной ответственности за правонарушения в области содержания и сохранности подземных инженерных коммуникаций и сооружений».С пугающей частотой стали появляться сообщения о провалах грунта на московских улицах. Один из последних случаев – большой провал на Ленинградском проспекте, в который угодили грузовик «КамАЗ» и сварочный компрессор. К счастью, обошлось без жертв. А вот город понес большие убытки: повреждены подземные инженерные коммуникации – водопровод, водосток, телефон, канализация и электроснабжение. Причина аварии – ошибки строителей, которые рядом возводили многоэтажное здание.
По свидетельствам специалистов, в Москве есть места, где возможны такие провалы грунта. И, казалось бы, это должно насторожить проектировщиков и строителей. Но любые дополнительные исследования грунта – лишние деньги, увеличивающие себестоимость строительства, и, естественно, его доходность. И некоторые строительные фирмы, собираясь проводить земляные работы, надеются на авось. Так, в прошлом году подобных аварий было 116, а в этом году эксплутационные службы зафиксировали 159 случаев таких повреждений.
Просчеты проектировщиков, строителей дорого обходятся и жителям, и коммунальным службам. Но более чем скромные штрафы не останавливают. В прошлом году объединение административно-технических инспекций города Москвы оштрафовало недобросовестных строителей всего на 4 млн. 770 тыс. рублей.
«Сегодня, пока размер штрафа 30 тыс. рублей, эффективность наказания сомнительна, – пояснил редактор законопроекта депутат Александр Семенников. – Последние события в городе – повод, чтобы поговорить об этом. И плюс наступление зимнего сезона. То, что еще может сойти с рук летом, зимой может вылиться в настоящую катастрофу».
Федеральное законодательство позволяет региональным парламентам устанавливать максимальный размер штрафа для организаций 100 тыс. рублей, для должностных лиц 5 тыс. рублей, для граждан 2,5 тыс. руб. Значит, надо поднять планку хотя бы до максимально возможного уровня. Но вообще-то, надо идти дальше и менять федеральное законодательство, чтобы дать возможность субъектам штафовать нарушителей по полной программе. Даже 100 тыс. рублей для строительной компании – копейки.
«Считаю, что размер штрафа до 1 млн. рублей для юридических лиц был бы вполне справедлив, – высказал свое мнение Семенников. – В зависимости от конкретных обстоятельств правонарушения, от степени вины она могла бы снижаться. Для граждан мы бы могли оставить те же штрафы – 2,5 тыс. руб. А вот для должностных лиц можно было бы штраф с 5 тыс. рублей поднять хотя бы до 50 тыс., а может и до 100 тыс. рублей».
Во время обсуждения депутаты предложили ввести еще одну меру наказания – дисквалификация руководителя. Руководитель организации, допустившей серьезное нарушение, должен лишаться возможности работать по специальности.
Правда, и сейчас информация о таких нарушениях передается в федеральный Центр лицензирования. Сведения о фирмах, которые их допустили, аккумулируются в Управлении по экономической безопасности правительства Москвы и в Центре информационно-аналитических технологий. И у них мало шансов получить городской заказ.
Анастасия Строгонова