Калошино разрежут и привяжут…
Не исключено, что опыт реорганизации промышленной зоны Калошино станет полезным не только для Восточного округа, но и для всей столицы. Недавно был представлен проект планировки этой территории, подготовленный НИиПИ Генплана г. Москвы.У Москвы свое «черное золото»
Земля – самое дорогое, что имеет сегодня город. По словам префекта ВАО Николая Евтихиева, она та «нефть», которой у Москвы нет. Прежде для предприятий земли не жалели, и сейчас можно видеть множество старательно огороженных забором пустырей. Коэффициент использования земли в промзонах крайне низок, а спрос на производственные площади растет из года в год. К примеру, на вновь создаваемую промышленную зону Руднево в районе Косино-Ухтомский заявок втрое больше, чем нужно.
Пока лишние гектары не беспокоят владельцев предприятий, но вскоре они могут стать обузой. Ожидается, что стоимость земли будет тесно увязана с ее целевым использованием. Преградой для возможных спекуляций с землей должны стать многократно возрастающие ставки выкупа и аренды в случае перепрофилирования.
Решение проблемы промзон – в повышении КПД их использования: уплотнении и оптимизации размещения промышленности на имеющихся территориях. И предприятия должны сами активно участвовать в этом процессе, считает префект округа. «Пофигистская» позиция приводит к ощутимым потерям. Одно из предприятий 55-й промзоны Перова, устранившееся от реорганизации, оказалось обделенным лимитами мощностей, заложенных проектировщиками, и теперь вынуждено за свой счет тянуть силовой кабель.
При реорганизации промзон город предъявляет к ним определенные требования. Речь идет о природоохранных мероприятиях, защите исторических памятников и мест, развитии транспортной сети, строительстве дополнительных подстанций.
Сегодня 55% валового продукта Москвы производится в промзонах. А надо производить впятеро больше, причем, на территории в 20 раз меньше, считает заместитель директора НИиПИ Генплана Валерий Беккер. И задача эта вполне реальна.
Рождение промграда
В промзоне Калошино, занимающей 507 га на территории четырех районов – Преображенского, Богородского, Гольянова и Метрогородка – представлен весь спектр отраслей промышленности: энергетика, производство продуктов питания, машиностроение, деревообработка, склады.
Плотность работающих – 26 человек на гектар, а мировой показатель – в среднем 100 человек на гектар. Плотность застройки также низкая – 4,5 тыс. кв. метров на гектар. Под застройкой занято лишь 26% территории. По мнению разработчика проекта планировки Калошина Галины Миц, в этой промзоне можно построить дополнительно от 90 до 120 тысяч кв. метров производственных помещений.
Основной принцип новой планировки – привязка территории к строительству Четвертого транспортного кольца, которое пройдет по внешней стороне окружной железной дороги. Кроме того, промзону планируется разрезать и в радиальном направлении: 2-й Иртышский проезд будет продлен до транспортного кольца. В результате на месте тупиковой узкой улочки появится серьезная трасса с выходом на МКАД – фактически дублер Щелковского шоссе. Вдоль нее возведут линию производственно-деловых зданий, где разместятся офисы, склады, заводские цеха. После реорганизации площадь застройки возрастет в 2,5 раза, а число работающих – в четыре.
Для осуществления проекта решено создать управляющую компанию «Промград – Калошино», где будут сосредоточиваться деньги на реорганизацию промзоны. Она же станет посредником для выработки компромисса между интересами частных собственников и общественности. Ожидается, что возглавит компанию генеральный директор ОАО «Сантехпром» Павел Зелиско, победитель конкурса «Менеджер года – 2005». А основу команды составят такие крупные предприятия, как ОАО «Сантехпром», ОАО «МЭЛ», ЗАО «Метромаш», ЗАО «ЭЗОИС».