Вызывают огонь на себя
Власти Москвы установили еще один «порожек» на пути недобросовестных дельцов от строительства. Сделали они это наперекор федеральному законодательству.
Отцам города пришлось выбирать из двух зол. Они оставили за собой право по своему усмотрению отсеивать ненадежных застройщиков и не подпускать их к строительным площадкам. Тем самым городская администрация, на мой взгляд, обходит ряд положений недавно принятого закона о введении в действие Градостроительного кодекса.
Напомним, что, начиная с 1 октября, участки под строительство должны распределяться на аукционах, открытых по составу участников. То есть претендовать на право строить может кто угодно. Для участия в аукционе необходимо всего три бумаги: заявка на участие, свидетельство о регистрации в качестве юридического лица и справка о внесении задатка. Закон запрещает требовать какие-либо иные документы.
Имелось в виду, что это будет способствовать увеличению предложения на рынке жилья и снижению цен. По словам одного из авторов документа Дмитрия Гордеева, закон «делает прозрачным распределение земельных участков, выводит его из кабинетов чиновников и способствует развитию конкуренции».
Однако очередному городскому аукциону 24 ноября, как и прежде, предшествовал квалификационный отбор, что, мягко говоря, не предусмотрено законом. Более того, от участников потребовали дополнительный документ – банковскую гарантию на всю стоимость контракта. Тем самым кредитные организации становятся как бы дополнительным контролером и соответчиком по делу.
Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк объяснил действия конкурсной комиссии необходимостью усилить контроль за строительством: «Наш рынок еще далек от совершенства, отсутствуют нормальные механизмы, которые должны быть на цивилизованном рынке и которые не позволяли бы недобросовестным инвесторам получать доступ к участию в конкурсе. Поэтому предварительная квалификация и проверка дееспособности фирмы, по моему мнению, является сегодня необходимой процедурой. Отсутствие в законе соответствующих требований может привести к тому, что происходит, к примеру, в Московской области. Появляются недобросовестные инвесторы, которые не выполняют свои обязательства ни перед администрацией, ни перед покупателями. Проверка, кстати, весьма не обременительна. Гарантийное письмо банка – это тоже элемент защиты от недобросовестности. Со временем, надеюсь, появятся и другие механизмы, бюро кредитных историй, например, где мы сможем получать информацию о выполнении фирмами собственных обязательств».
На самом деле, с точки зрения ущемления конкуренции, как говорится, невелика потеря. В конце концов, для населения важно не то, сколько инвесторов борется за один участок, а то, сколько этих участков будет подготовлено под строительство и сколько на них будет построено жилья. Ограничивая число конкурсантов, правительство лишь усложняет себе жизнь в части обязанностей по наполнению бюджета. Ведь единственный критерий аукциона – кто больше предложит денег в городскую казну.
С другой стороны, своими действиями городская администрация взвалила на себя дополнительное, по крайней мере, моральное обязательство по наведению порядка на строительном рынке и повысило меру своей ответственности перед покупателями-дольщиками.
Впрочем, по этому поводу могут быть и другие мнения.